Морским судам быть!
Новость в рубрике: ЮбилеиТри мировых океана и 13 морей омывают сегодня бескрайние просторы России, но в 70-х годах XVII века Россия не имела выхода к морям, а значит, и торговых контактов с соседними странами. «Ни одна нация не находилась в таком удалении от морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого» (К. Маркс). На Балтийском море господствовали шведы и англичане, на Азовском и Черном – Османская империя. А у России тогда было лишь одно море – Белое, и порт там был – славный город Архангельск.
В Архангельске Петр закладывает и спускает на воду в 1693 году первый корабль «Святой Петр», он отправляется с грузом смолы, леса и хлеба в Голландию. Именно тогда молодой царь учредил первый в России военно-морской флаг, свой личный морской штандарт – прямоугольное полотнище и на нем три горизонтальные полосы: белая, синяя и красная, в центре вышит герб России – золотой двуглавый орел, на груди орла – герб Москвы: красный щит с Георгием Победоносцем, поражающим копьем зеленого дракона. Петр работал наравне со всеми, ходил с топором за поясом, был в списках своих корабельных мастеров и получал вместе с ними жалование. Помогали в строительстве кораблей голландские мастера-плотники. Строятся два военных корабля, третий заказывается в Голландии. Но новый флот все равно слишком мал и годится только для того, чтобы встречать и провожать купеческие суда. К тому же Белое море холодное и суровое, судоходство в нем ограничено. И тогда Петр направляет свои усилия в южные пределы Российского государства
«России нужны моря» – главный девиз Петра I в этот период, первая попытка пробить окно в мир. Азовский поход 1695 года окончился неудачей, главным образом из-за отсутствия у России флота. Петр решил его создать, но для того чтобы начать большое строительство, нужно было получить согласие Боярской Думы. В 1696 году 20 октября Боярская Дума России «приговорила»: «Морским судам быть», эта дата и считается официальной датой появления российского флота, хотя начальные работы под Воронежем уже велись. Средств у государства не было, поэтому Петр ввел специальную корабельную повинность, которая распространялась на всех землевладельцев, купцов и торговых людей.
Светские землевладельцы обязаны были построить, полностью оборудовать и вооружить по одному кораблю с 10 тысяч крестьянских дворов, духовные – по одному кораблю с 8 тысяч, купцам и торговым людям надлежало построить сообща 12 кораблей. Позже разрешили вместо кораблей сдавать в казну деньги – по 10 тысяч на корабль. Всю зиму 1695 –1696 гг. под Воронежем на Дону слышался звон топоров, пил, наковален, со всей России шли тысячи работных людей. Для судостроительных работ – начиная с рубки леса и кончая спуском судов на воду – было мобилизовано 26 тысяч человек. Уже весной 1695 года на реке у Воронежа закачались первые корабли: «Принципиум» («Начало»), «Святой Марк» и «Святой Петр», потом на донские волны были спущены и десятки других судов: 36 пушечных кораблей, 22 галеры, четыре брандера, многочисленный транспортный флот – струги, лодки, плоты. По реке Дон, вдоль крутых правых берегов, на которых теперь раскинулись кварталы донской столицы, шли суда сражаться с мощной турецкой флотилией. В мае 1696 года изумленные турки увидели под стенами Азова огромный русский флот и 75-тысячную армию. Турецкий Азов пал. Проход по древнейшему торговому пути – по реке Дон к морю – был свободен. С победой возвращался государь Петр Алексеевич в Москву. 18 августа 1696 года он прибыл в Черкасск, где торжественно праздновал азовскую викторию. В разгар пира по приказу царя был дан пушечный салют в честь военной победы русского оружия, это был первый салют в истории России.
Сегодня о тех давних сражениях в Азове напоминают горельефы и скульптурные памятники.
На Петровском бульваре, рядом со зданием краеведческого музея, установлен памятник Петру. Молодой государь, опираясь на короткоствольную пушку – мортиру, смотрит в сторону моря, туда, где когда-то стояли на рейде первые корабли Российского флота, построенные по его указу. У подножия памятника пушки – копии оригиналов ХVII века.
А прямо напротив установлен памятник соратнику Петра I, воеводе второго азовского похода, первому российскому генералиссимусу, боярину Алексею Семеновичу Шеину.
Именно в сражениях за Азов полководец получил высшее воинское звание. На склоне крепостного вала у Алексеевских ворот, в честь второго победного похода Петра I , установлен чугунный горельеф «Взятие крепости Азов». На нем изображен сподвижник государя, инженер Тимерманн, на коленях которого лежит раскрытая карта Азовской крепости, принадлежащей теперь Петру I. Надпись на доске гласит: «В Азове понеже вчерашено дня молитвою и счастием вашим государским, турки, видя конечную тесноту, здались. Дня 20 июля 1696 г. Петр I».
Взятие Азова вдохновило Петра I на продвижение дальше в Азовское море. Необходимо было найти подходящую гавань, так как мелководье не могло вместить флот даже со средней осадкой. Он лично объехал завоеванное Приазовье в поисках удобной бухты для флота и новой столицы государства. В июне 1696 года лодки вышли к естественной бухте с далеко выдающимся в море мысом, и царь лично «изволил размерять и составлять исправный чертеж» местности Таган-Рог (название объясняется так – мыс приметный, высокий, огонь на мысу). «Местоположение ее изрядное и для пристанища кораблей весьма способное, гавань надежная и столь пространная, что целый флот в оную вместиться может».
12 сентября 1698 года Московский Пушкарский Приказ по распоряжению Петра I издал указ о строении крепости на мысу Таган-Рог. Автором плана был выходец из Дании зодчий Трейгузин. Имя крепости дали «Троицкая на Таган-Роге», она была построена почти за одиннадцать лет. Сооружение гавани поручили морскому капитану Матвею Симанту, которого пригласили из Италии, так как в России не хватало таких специалистов.
Темпы строительства нового города были под стать энергии его основателя. Молы гавани и основные ворота с моря защищались цитаделью, построенной на искусственном острове Черепаха. Генерал Христофор-Герман Манштейн писал в записках о России, в частности, о Таганрогской гавани: «Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из лучших гаваней Европы…».
Возводились пакгаузы, склады, соборная церковь, государев дворец, гостиные дворы, казармы, работала таможня, в первой навигацкой школе обучались одновременно итальянскому, греческому и латинским языкам.
С суши гавань была защищена крепостью. Как кленовый лист, покрыла она оконечность мыса, направив бастионы и равелины в глубь материка. Для лучшей защиты был вырыт ров и сделан насыпной вал. Система укреплений воплотила в себе все лучшее, что было достигнуто фортификационной наукой к концу XVII века. Важнейшей проблемой стала организация постоянного населения края. В Таганроге было разрешено селиться московским купцам, причем для них лавки и дома строились из казенного материала, а «за старание» велено было брать с них деньги за постройку в рассрочку в один-два года. Был издан указ, повелевавший каждой десятой жительнице Москвы и Московского посада собираться на поселение на мыс Таган-Рог, а девять других, на которых не пал выбор, должны были приготовить ей приданое. Петр I приказал высадить многочисленные деревья – тутовые и дубовые – для постройки будущих кораблей. Он побывал в Таганроге с инспекцией еще раз в 1709 году и написал А. Меньшикову, что «сие место, которое перед десятью летами пустое видели, ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью обрели; и хотя где долго хозяин не был и не все исправно, однако ж есть что посмотреть».
Таганрогская гавань была первым в России искусственно созданным местом для строения судов Азовского военно-морского флота. И если бы история иначе свершилась, возможно, именно здесь и была бы новая столица России. Но на долю молодого города выпали серьезные испытания. В 1710 году Турция, подстрекаемая Швецией, объявила России новую войну. Русские моряки на кораблях не пустили к побережью турецкую эскадру. Но судьба этой войны решалась не на море, а на реке Прут, где армия Петра потерпела поражение. По условиям Прутского мира 1711 года Россия обязалась не содержать военно-морского флота на Азовском море и разрушить Таганрог.
Полвека лишь руины напоминали о существовавшем некогда городе. В результате русско-турецких войн XVIII века Россия вновь вышла к берегам Азовского и Черного морей. На мысу Таган-Рог с 1769 года начались восстановительные работы. Возродился и Азовский флот, на судах которого служили видные русские флотоводцы: при Петре I – В. Беринг, а в конце XVIII века – А. Сенявин и Ф. Ушаков. Главная улица современного Таганрога носит название Петровская, памятник основателю города установлен вблизи того места, где по преданию высадился со своей свитой на берег у мыса Петр I. Памятник был открыт в мае 1903 года при активном содействии знатного земляка А.П. Чехова и стал символом города-порта.
После своей смерти Петр I оставил на Балтике в трех портах – Петербурге, Кронштадте и Ревеле мощный флот из 36 кораблей, 16 фрегатов, 70 галер, 280 мелких судов. Этому флоту предстояли славные боевые дела в честь великой России на разных этапах истории.
О.И. Костюкова, экскурсовод, действительный член национальной Академии туризма (Санкт-Петербург)
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!