«Вода и еда есть, не беспокойтесь…»
Новость в рубрике: МЧС, СоцобеспечениеДа, этим женщинам не довелось пережить Великую Отечественную войну, но испытать весь ужас и страх бомбежек и обстрелов им пришлось. Они смогли выжить, уцелеть, добраться до России и полной грудью вдохнуть мирный воздух.
Это сейчас они пьют ароматный чай и вспоминают пережитое, как страшный сон, а еще буквально два месяца назад даже не знали, встретят ли рассвет следующего дня. Они уезжали с родной земли в спешке, покидали квартиры. Бежали, в чем есть.
– В местном отделении партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» нам оказали помощь и поддержку. Здесь меня обеспечили одеждой. Вещи, продукты – все это несли и обычные люди, и предприниматели, и представители общественных организаций, разных профессий.
Огромное им спасибо за неравнодушие и понимание. Я убеждена, что хороших людей все же больше, – рассказывает Анжела Николаевна.
Помощь здесь получила и Марина Соловьева. Она приехала в Аксай вместе с детьми, мамой и сестрой мужа. В 2014 году ей уже приходилось бежать из дома. Через два года вернулась. Теперь говорит, возвращаться уже некуда, квартира разрушена.
– В Аксае нас встретили радушно. Слова признательности я хочу сказать заместителю начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастуховой. Она приняла нас, выслушала. Старшую дочь сразу оформили в школу № 4. В этом учебном заведении замечательный, отзывчивый директор Л.А. Брюханова.
Исполнительный секретарь местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Е.А. Шевченко помогла с вещами, продуктами, детским питанием.
Сестра мужа приехала с пятимесячной дочкой, ей нужна была смесь, – говорит Марина Александровна.
Истории этих женщин потрясают до глубины души. Они жили в одном городе, им пришлось пережить многое. Но они с надеждой смотрят в будущее и со слезами вспоминают пережитое. Здесь, в общественной приемной партии, они увидели друг друга впервые – две сестры и молодая мама. Поверьте, им было о чем поговорить. Женщины жили в разных районах Мариуполя, и сейчас, встретившись за чашкой чая, они делились своими воспоминаниями и рассказывали, как оказались в Аксае.
Анжела Николаевна и ее сестра Марина из династии тружеников Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.
– Всю жизнь я трудилась на одной должности. Сразу после школы пошла учиться в техникум и работать на завод, – рассказывает женщина.
Анжела с мужем жили на шестом этаже девятиэтажного дома. У жителей Мариуполя не было ни света, ни воды, ни газа. С тревогой в сердце они смотрели на то, как складываются этажи соседних домов, как прямо во дворе многоэтажки хоронят близких соседи.
– Во время обстрелов нельзя подходить к окну. Да разве ж нас удержишь. Мы смотрели, в какой дом на этот раз угодил снаряд. А как иначе, если мы знаем людей, которые там живут. Наш дом уцелел. Недалеко с ним упал снаряд, но не разорвался. Это чудо.
Многоэтажки рядом пострадали сильно. Было очень страшно. Я хотела дойти до подруги, но на полпути вернулась домой. Не могла видеть погибших, хаотично разбросанных на улице, – делится воспоминаниями женщина и добавляет: – Вы не представляете, как я радовалась российским самолетам. С тревогой в сердце слушала, как грохочет бесконечный обстрел домов со стороны ВСУ (мы знали, где они расположились) и думала: «Когда же это закончится, когда замолчит орудие?» В небе появлялся самолет, и наступала звенящая тишина.
У сестры Анжелы, Марины, своя история. Женщины сильно волновались друг за друга, но сообщить о том, что живы, они просто не могли: не было связи. Чтобы поймать сигнал, надо было подниматься на девятый этаж, подкидывать мобильник вверх. Такие фокусы стоили людям жизни – снайпер работал молниеносно. Марина, как и все, слушала грохот разрывающихся снарядов, пряталась от бомбежек в подвале, готовила на костре еду.
Поначалу разжигать огонь старались подальше от подъездов. Но уже очень скоро пришлось перебираться поближе к домам, а потом и вовсе готовить в подъезде. Однажды снаряд пролетел рядом с ней и врезался в стену дома. Ужас, который пережила женщина в тот момент, не передать словами.
Долгие часы и дни провела Марина с мужем, сыном и невесткой в подвале. Нужно было выбираться из-под обстрелов. Но уезжать без сестры женщина не хотела. Супруг, рискуя жизнью, пошел за Анжелой. Дома он ее не застал. Нашел на улице.
– Я стою в очереди с такой небольшой тележкой для сумки и слышу, как кто-то кричит: «Анжела! Анжела!» Смотрю, бежит мой зять и предлагает уехать с ними из города. Те, кто стоял рядом в очереди, тут же стали просить мою тележку. В считанные минуты я собралась. Не помню, как и что складывала сумку. Бросала что-то в спешке, с трудом понимая, нужно это или нет. Выезжали мы колонной автомобилей, помогали друг другу чем могли. У нас папа отказался выбираться из Мариуполя. Ему за 80, и покидать пределы своего привычного мира ему очень тяжело. Он большой оптимист и всегда находит способ с нами связаться. К нему заезжали наши друзья, а как-то раз нам позвонили российские военные. Папа в свойственной ему шутливой манере передал нам, что вода и еда у него есть, – говорит Анжела Николаевна.
Сестры хотят вернуться домой и надеются выйти на работу на родной завод. Они ждут, когда город будет восстановлен из руин.
Как рассказывает Марина Соловьева, жить без воды было невыносимо. Мариупольцы радовались дождям, сметали с крыш снег, как могли, запасались живительной влагой.
Благо, что вокруг города много родников. Только вот идти за водой надо было под обстрелами.
– Ты идешь и не знаешь, с какой стороны прилетит снаряд. В один из магазинов люди выстроились в очередь за продуктами. Одно попадание – и никого нет, – говорит Марина.
Когда в квартире не было уже ни капли воды, женщина оставила детей дома и отправилась с соседями к роднику. Идти надо было через балку. И туда, и обратно шли люди. Много людей. Неожиданно раздался гул. Кинув взгляд на небо, Марина и ее попутчики бросились в разные стороны.
– Я легла на землю, закрыла глаза и услышала взрыв. Лежу и думаю: «У меня там дети одни, какая вода, мне домой надо». Поднялась, побежала, смотрю, а буквально в нескольких метрах от нас воронка от снаряда, рядом погибший мужчина, – вспоминает Марина и продолжает рассказ. – Мы боялись спать в комнатах. Ютились в коридоре, ванной. Сестра моего мужа жила с мамой и маленькой дочкой в другом районе города.
Ночью малышка плохо спала. Оля не знала, что ее беспокоит, пыталась убаюкать. Она посмотрела в окно и увидела, как в направлении их дома летят снаряды. Ольга схватила дочь, разбудила маму, бросилась в коридор, потом в ванную. Они только слышали глухой удар в дверь. Жили они на пятом этаже. От попадания снаряда сложились этажи с девятого по шестой, разрушились ступени лестниц. В ужасе родные побежали в подвал. Дом находился на линии огня.
Женщины вышли к военнослужащим Донецкой народной республики. Силовики мгновенно бросились на помощь. Ольгу и ее маму доставили в безопасное место. Однако душа женщин болела за Марину и ее детей. На то, чтобы их забрать, был всего один день.
Получив от военных подробные инструкции о том, по каким улицам можно пройти, не опасаясь за свою жизнь, свекровь побежала за внучками и невесткой в другой район города.
– Свекровь прибежала к нам в семь часов утра. Мы как раз проснулись от того, что в соседний дом угодил снаряд. Быстро собрали вещи, какие могли. Схватили не тот рюкзак, остались без документов. Старшая дочь спасала своих хомяков. В 17-м микрорайоне в небольшой комнате мы прожили всего несколько дней. Военнослужащие постоянно помогали нашим детям. Из Мариуполя мы приехали в Володарск, оттуда в Донецк, а через несколько дней пересекли границу с Россией. И вот мы вшестером в Аксае. Дочка не только пошла учиться в школу, но и стала заниматься бальными танцами в Доме культуры «Дружба». Теперь будем налаживать жизнь здесь, – с надеждой говорит Марина Соловьева.
Кристина САМОЙЛОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!