Здесь сила и удаль казачья
Новость в рубрике: КультураГеоргиевские шермиции, посвященные Георгию Победоносцу, в этом году прошли 14 и 15 мая на Каплице возле станицы Старочеркасской. Организаторами Шермиций, как и в прошлые годы, стали Ассоциация (Союз) содействия организации фестиваля казачьих национальных видов спорта и народного творчества «Шермиции», Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, органы местного самоуправления.
Шермиции – это показательные состязания донских казаков. Их устраивали во время праздников. Первые упоминания о них ученые относят к XVIII веку. Исторически шермиции – это примерный бой, который разыгрывался молодыми казаками на глазах стариков и при их непосредственном участии. Казаки делились на две противоборствующие партии и верхом на конях устраивали сражение. Обычно шермиции были частью народного праздника – Масленицы. Демонстрировали наездничество, стрельбу из ружей и луков, скачки на длинные дистанции, в которых под Старочеркасской участвовали более двух тысяч человек.
Все это поддерживало готовность к набегу или защите юртовых угодий, воспитывало дух состязательности, а это показатель национального характера казаков – быть лучшим, первым, которого и в атаманы выберут, и его родная станица покроется неувядаемой славой. Подрастающее поколение подражало взрослым в своих военных играх: не всегда верхом, с деревянными шашками, пиками и кинжалами ребятишки устраивали шермиции за палисадом и раскатами Старого Черкасска.
Историю шермиций на Нижнем Дону можно проследить с конца XVI века, когда местом сбора юртовых гулебщиков становится Монастырский яр. Гулебщики – это отряды охотников, от близлежащих юртов, которые съезжались ранней весной перед первым разливом Дона. Целью таких сборов являлась подготовка казаков к поискам и походам. В 1620 году Монастырский городок (урочище Каплица под Старочеркасской) уже считался главным местом сбора казаков – войсковым центром, здесь же хоронили погибших товарищей. Казаки выбирали походных или гулебных атаманов, при станичных знаменах и бунчуках отправлялись на места старых городков, устраивали там молебен, а потом состязались в скачке, наездничестве и многом другом. В станице Верхне-Курмоярской гулебная команда казаков отправлялась на границы юртовых владений, где встречалась с командой соседней станицы и там устраивала состязания (шермиции). Подобные состязания встречаются в памяти старожилов станиц Мечетинской, Романовской и других. Этот обряд на Дону в Монастырском урочище последний раз проходил в 1942 году, а потом его забыли вплоть до 1991 года. Вернули из забвения и восстановили состязательную традицию донские энтузиасты.
Десять лет шермиции проводили в Аксайском районе, возле Старочеркасской. Сначала это было освященное многовековой традицией место – урочище Каплица. Потом была Аннинская крепость. Место оказалось очень удобным – было где разгуляться и конным, и пешим. Но последние два года, с начала пандемии, Дон не видел казачьих состязаний – как и все массовые мероприятия они были запрещены из-за коронавирусных ограничений.
В нынешнем году «Шермиции» наконец-то прошли на территории Монастырского урочища, старинного места сбора донских казаков XVI века, на котором в 1593 году возник Монастырский городок, откуда в 1637 году казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым отправились добывать Азов и который был разорен азовцами в 1643 году. К этому историческому месту сохранено особое отношение, о чем свидетельствует Покровская Войсковая часовня, возведенная на месте захоронения казаков, принимавших участие в героическом Азовском осадном сидении.
Следуя старинной традиции, казаки совершили крестный ход от казачьего стана до ристалища, перед Покровской часовней. Войсковой священник Всевеликого войска Донского, протоиерей Георгий Сморкалов, отслужил благодарственный молебен и провел чин благословения воинских оружий.
Здесь, на берегу Дона, состоялся круг, на котором, согласно казачьему обычаю, был избран гулебный атаман Шермиций. Им стал казак хутора Потапов, Романовского юрта Сергей Викторович Божко, за многие годы воспитавшего не одно поколение казаков. Избранный атаман объявил георгиевские Шермиции 2022 года открытыми.
В нынешнем году были внесены некоторые изменения в организацию игр. На Шермиции прибыли только участники состязании и полностью отсутствовали зрители.
Организационным комитетом было принято решение отойти от фестивального формата и сосредоточиться на воинских обрядах и традиционных состязаниях донцов. Это придало мероприятию строгости и большего соответствия текущему моменту. Важным воспитательным моментом явилось выставление караула возле знамен Шермиций, которые молодые казаки поочередно охраняли до глубокой ночи. За примерное несение караульной службы благодарность была объявлена Роману Шестакову и Даниилу Иванову.
Второй десяток лет Шермиции выполняют миссию по восстановлению и сохранению традиционных состязаний и обрядов, свойственных образу жизни и мировоззрению донских казаков, важного нематериального культурного достояния России.
Над Каплицей под пение «мамаевских» и стародавних песен, которые исполнял народный ансамбль казачьей песни «Атаманцы» из Новочеркасска, казаки разного возраста состязались в рубке, фехтовании на пиках и шашках, стрельбе из традиционного лука, казачьей народной поясной борьбе и кулачном бое. После того, как участники показали свое мастерство в каждой из дисциплин, жюри, в которое вошли опытные бойцы шермиций прежних лет из хуторов и станиц Дона, выбирали лучшего в каждой возрастной группе. Всего их было семь, чтобы силы у соперников оказались равными.
Среди участников – десятилетние казачата и взрослые мужчины старше сорока лет.
В завершение, разделившись на несколько команд, казаки сыграли в фехтовальную игру «Царь».
Традиционно, накануне Шермиций, 13 мая, в городе Ростове-на-Дону состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Война и воинские традиции в культурах народов Юга России» (XI Токаревские чтения)», посвященные 350-летию со дня рождения Петра I, соорганизатором которой является Ассоциация Шермиции.
Конференция прошла в Институте истории и международных отношений Южного федерального университета. На конференции ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Волгограда, Оренбурга, Новочеркасска, Азова, Таганрога, Макеевки (ДНР), Донецка (ДНР), Зернограда, Краснодара, Самарканда (Узбекистан) обсудили актуальные проблемы истории и культуры казачества, патриотического воспитания. В рамках конференции прошел «круглый стол», посвященный казачьему образованию в Ростовской области.
КОММЕНТАРИЙ
Войсковой священник Всевеликого войска Донского протоиерей Георгий Сморкалов:
«Сегодня как никогда важно укреплять фундамент, на котором испокон веков держалась традиционная казачья культура, основанная на православной вере, примерах героизма, воинской доблести, мастерства и отваги предков».
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!