Дети. Лето. Творчество
Новость в рубрике: Избранное, КультураНевероятные приключения лицеистов в Детской школе искусств г. Аксая. Проведение концертов, лекций, выставок преподавателей и учащихся ДШИ г. Аксая на территории общеобразовательных школ г. Аксая и Аксайского района является давней и доброй традицией. Многие учащиеся благодаря этим мероприятиям открыли для себя мир музыкального и изобразительного искусства, увлеклись рисованием, пением, игрой на музыкальных инструментах.
Поддержание традиций должно идти наряду с внедрением инноваций в учебный процесс, культурно-просветительскую деятельность, внеклассную работу. Концертно-выставочная деятельность крайне важна, но возможно ли сделать нечто большее? Возможно ли в краткий срок не только рассказать о музыкальном инструменте и показать его издалека, но и вложить в руки? Достаточно ли одного созерцания полотен для того, чтобы поверить в свои силы, или именно первые штрихи под руководством преподавателя смогут вселить уверенность, что ты сможешь научиться рисовать? В поисках ответов на эти вопросы и новых форм взаимодействия в июне ДШИ г. Аксая совместно с лицеем № 1 начали реализацию нового совместного проекта «Дети. Лето. Творчество».
Главной идеей проекта является приобщение воспитанников школьного лагеря к музицированию и рисованию. Преподавателями ДШИ г. Аксая была разработана программа, рассчитанная на шесть занятий, в процессе которых ребята получили возможность нарисовать несколько рисунков, а также принять участие в хоре и инструментальном ансамбле. Безусловно, при данной форме работы нельзя поставить задачу «научить петь, рисовать, играть на балалайке, фортепиано или скрипке за шесть уроков». В этих условиях возможно только ознакомление учащихся с творческой деятельностью, что и было успешно проведено преподавателями ДШИ г. Аксая.
В первый день Детская школа искусств встретила учащихся лицея № 1 концертом преподавателей и учащихся. В концерте были представлены фортепианное, струнно-смычковое, отделение народных инструментов, духовое, вокальное отделения школы.
Концерт вели преподаватели П.П. Басенко, Г.А. Чолохян, Г.А. Зюзгинова, И.В. Варфоломеева, М.А. Моргунова, О.П. Долгая, Ю.И. Настусенко, А.Д.Черемисина. В концерте ярко прозвучали русские народные песни в исполнении камерного оркестра преподавателей «Родник», а также принял участие фортепианный дуэт преподавателей И.В. Варфоломеевой и М.А. Моргуновой. Аккордеон представила преподаватель Ю.И. Настусенко. От духового отделения выступила ученица первого класса Ольга Осадчая. Вокальное отделение было представлено ученицей первого класса Софией Маринцевой.
В завершении концерта юные гости подпевали оркестру, отбивая ритм. Преподавателям школы искусств было приятно отметить, что большинство учащихся знают мелодии и слова русских народных песен, названия музыкальных инструментов и даже некоторые музыкальные термины, что говорит об их хорошей подготовке на уроках музыки в лицее.
Затем ребята перешли на отделение изобразительного искусства, где преподаватели рассказали им о том, с чего начинается знакомство с рисованием, какие существуют материалы и техники. Учеников распределили по классам и приступили к занятию.
Занятия проводили преподаватели С.Н. Зерщикова, Е.В. Сухомлинова, С.И. Дернова, Л.В. Князева, М.А. Брюховецкая, М.Н. Гарбузенко, М.Ю. Петрикий.
Во время следующей встречи ребятам предстояло поучаствовать в репетиции хора, выбрать музыкальный инструмент и приступить к знакомству с ним. После урока на музыкальном отделении ученики отправлялись на художественное, где их ждало знакомство с новой темой и техникой рисования.
Во время репетиции хора ребята распелись под руководством преподавателя вокала А.Д. Черемисиной; под руководством преподавателей хора С.Е. Свешниковой и А.В. Мельниковой разучили мелодии и тексты песен, поработали над дикцией и интонацией. Школьники имеют некоторый опыт пения в хоре, в связи с чем большинство действий им знакомы и понятны.
Далее наступил волнительный момент выбора инструмента. Преподаватели ДШИ решили прислушаться к пожеланиям учащихся, таким образом, некоторые из них стали знакомиться с народными инструментами, другие же – со скрипкой. При распределении учеников на народном отделении, помимо желания, учитывалось наличие или отсутствие музыкальной подготовки, знание нот, чувство ритма, музыкальный слух. Ученики с музыкальной подготовкой были определены на гусли, колокольчики и бас. Детям без музыкальной подготовки предложили балалайки, аккордеоны, а также ударные и перкуссионные инструменты. На барабан и тарелку можно было определить только ученика с хорошо развитым чувством ритма. Ученикам, выбравшим перкуссионные инструменты, предстояло научиться играть в такт. Начинающие балалаечники исполняли партию по открытым струнам, аккордеонисты выполняли основные движения меха (сжим и разжим), извлекая протяжные звуки в мелодической последовательности.
В репетициях оркестра принимали участие преподаватели П.П. Басенко, З.Г. Басенко, П.П. Басенко, И.П. Басенко, И.В. Варфоломеева, А.И. Савченко, Н.В. Сомкина, Ю.И. Настусенко, Г.А. Зюзгинова, Е.В. Гацко, Г.А. Чолохян, Е.В. Зинченко, дирижер – З.Г. Басенко.
В классе скрипки ученики выполнили разминку, подготовленную для знакомства с понятием «свобода мышечных ощущений». Скрипка является самым сложным инструментом для освоения на начальном этапе. Очень важно с первых уроков научиться отличать свободу от зажатости, переносить вес тела с одной ноги на другую, чувствовать вес рук, головы. После общих упражнений, больше похожих на урок физкультуры, чем на урок скрипки, ученики перешли к упражнениям без инструмента. В конце первого урока после упражнений каждый ученик взял в руки скрипку и издал первый звук приемом «пиццикато» (щипком). Ученики с музыкальной подготовкой в классе скрипки на репетиции разбирали партию, играя смычком. Ученики, не имеющие подготовки, смогли выступить в финальном концерте, исполняя «пиццикато» по открытым струнам.
Ансамблю скрипачей не обойтись без пианиста, поэтому одному из учеников было предложено играть на фортепиано. Работа над постановкой рук и корпуса, а также изучение партии фортепиано проходило под руководством преподавателя М.А. Моргуновой. В репетиции ансамбля скрипачей принимала участие преподаватель скрипки И.П. Григорова.
На одном из уроков преподаватель Е.А. Паршуткин познакомил учеников с виолончелью, исполнив «Контраданс» Л. Бетховена.
Преподаватели духового отделения И.И. Гришечко и С.И. Шматков с учениками Федором Трошкиным (труба) и Евгением Нескубиным (баритон) познакомили ребят с медными духовыми инструментами.
После распределения по инструментам дальнейшие репетиции хора, оркестра и ансамбля проходили по установленному плану подготовки к финальному концерту. На двух последних репетициях педагоги-музыканты провели подготовку к сценическому выступлению, в которую входит психологический аспект, культура поведения на сцене, внешний вид.
На художественном отделении ученики приступили к работе с заготовленными шаблонами. Данная техника помогает начать рисовать, не имея навыков. На белом листе выполнялась акварельная «заливка» фона, на котором ученики располагали и обводили шаблоны, которые нужно было закрасить черным цветом, не выходя за контур. Здесь, с помощью преподавателей, ученики знакомились с основами композиции на примере расположения силуэтов. На следующем уроке ученикам было дано задание нарисовать фазана «с натуры» масляной краской. Также были изучены темы «Подводный мир», «Сказки Пушкина», «Знакомство с натюрмортом». Урок на тему «Графика» завершал цикл ознакомления, так как ученики уже получили начальные навыки и смогли перейти к более сложному заданию.
В результате каждый ученик выполнил несколько работ в разных техниках. Все работы получились красивыми и интересными, а самые эффектные украсили выставку в ДШИ г. Аксая.
Финальным аккордом совместного проекта ДШИ г. Аксая и лицея № 1 «Дети. Лето. Творчество» стал заключительный концерт и выставка работ учащихся. Придя в школу на концерт, ребята с гордостью показывали друг другу свои работы, в процессе написания которых каждый пусть недолго, но был художником.
В концерте прозвучал оркестр народных инструментов, ансамбль скрипачей и сводный хор учащихся. Первое выступление начинающих музыкантов состоялось в сопровождении преподавателей – камерного оркестра «Родник», что произвело большое впечатление на участников и зрителей. Даже профессиональный музыкант не каждый день играет с настоящим оркестром. Ребята с восторгом и ответственностью исполняли свои партии на сцене, чувствуя себя настоящими артистами. Преподаватели отметили, что получили большое удовольствие от работы с начинающими музыкантами, видя их интерес к инструментам, обучению и выступлению.
На заключительном концерте и выставке присутствовали заведующий отделом культуры Администрации Аксайского района Я.Л. Чернышев и заместитель заведующего отделом культуры Е.И. Салычева.
Хочется поблагодарить коллектив школьного лагеря в лице директора О.В. Кравчук, воспитателей, волонтеров, юнармейцев, Дениса Салычева за помощь и содействие в организации нашего проекта.
Для кого-то сценический опыт, полученный в школьном лагере, пришедшем «в гости» в школу искусств, проложит дорогу в жизнь, в профессию музыканта. Кто-то после нашей встречи откроет для себя интересное увлечение музыкой или рисованием. Для кого-то это просто останется в памяти ярким летним приключением, не похожим ни на что другое. Фото и видео на сцене с музыкальным инструментом и красивая картина, написанная своими руками – то, чем хочется делиться и гордиться.
Возможно, осенью некоторые сочинения на тему «Как я провел это лето» будут начинаться так: «Однажды наш школьный лагерь пришел в школу искусств. Там было так хорошо…»
М.А. Осадчая, заведующая струнно-смычковым отделением ДШИ г. Аксая
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!