Важный год в истории – 988-й
Новость в рубрике: Избранное, РелигияКак великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь Руси. В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке. Крещение Руси киевским князем Владимиром Великим является одним из самых важных и поворотных моментов нашей истории, определившим вектор развития культуры всех восточных славян, которая отныне стала тесно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи.
Владимир – сын князя Святослава и «вещей девы» Малуши, самостоятельно начал править с 17 –18 лет. Мать Владимира – Малуша – была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.
К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычником. Но, как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.
Летописное сказание «об испытании или выборе вер» повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру. Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.
Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращении послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран. По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.
Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой. Крещение Руси было выгодно и самой Византии – она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.
За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны – сестры византийского правителя. Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны, послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.
С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь. Византийские императоры – Константин VIII и Василий II вынуждены были согласиться, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.
Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной. Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.
В Киеве, по приказу Владимира, разрушили возведенное им же некогда капище – идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.
Христианство, вслед за Киевом, постепенно пришло в другие города Руси – Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.
В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.
Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве – их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.
Принятие новой, единой веры, или крещение Руси, стало серьезным импульсом к объединению русских земель. Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейских стран, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями.
Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы.
Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство, и позади оставались варварские обычаи и обряды.
День крещения Руси впервые отметили официально в 1888 году – торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране. А на государственном уровне День крещения Руси в России стали праздновать как памятную дату с 2010 года.
Ярослав Мудрый в завете сыновьям в 1054 году обрисовал результаты христианизации Руси в красивой метафоре: «Отец мой Владимира Русскую землю крещением вспахал, книгами засеял, заповедями взрастил, законом пожал, верою утвердил и сохранил в духовных житницах. А вы готовые кушанья ешьте и духовное питие пейте от камня, который есть Христос».
Впоследствии князь Владимир стал восприниматься как истинный родоначальник Русской государственности.
В «Истории» Николая Карамзина в рассказе о Владимире курсивом выделены слова: «Он старался просветить Россию». Деяния крестителя Руси, казалось, перекликались с идеалами XVIII века – века Просвещения.
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал».
В начале Крымской войны святитель Иннокентий (Борисов) напутствовал будущих героев Севастопольской обороны: «Здесь купель нашего Крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего Крещения, изменить памяти святого Владимира».
Двадцатый век стал свидетелем кровавого разрыва с нашим великим прошлым. Во время противостояния с фашизмом власти искали опору в великом прошлом России. Поэтому советские учебники признавали: «Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей».
В современной России тема возвращения к цивилизационным корням актуальна как никогда прежде. Поэтому слова Патриарха Кирилла суммируют понимание и отношение к событию 988 года: «Крещение Руси, выражаясь современным языком, – несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей… Прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути».
Крещение Руси: мнения и суждения
Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо: едва ли найдется мыслящий автор, который усомнился бы в важности этого события для всей истории нашего Отечества. Поэтому на протяжении всей истории от наших потомков до современников воспевают это великое историческое событие.
Так, «Повесть временных лет» описывает крещение Руси, прежде всего, как духовную победу над язычеством: «И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. А дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Изгнан я отсюда! Вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками! Не смогу уже царствовать более в этих странах».
Летопись представляет нам и взгляд Крестителя Руси «от первого лица»: «Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».
И воздает должно политической мудрости и нравственному подвигу князя Владимира: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее… Следует нам молиться за него, так как через него познали мы Бога».
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!