Живая нить народного костюма
Новость в рубрике: КультураИнтерес к возрождению народного творчества в последние годы все возрастает. Это неоспоримый факт. Тем не менее людей, посвятивших народному костюму свою жизнь, можно пересчитать по пальцам. Стремление сделать самому то, что нравится, и то, чем будешь пользоваться в профессии и повседневности, определяет творческих людей, созидателей. Лариса Викторовна Алимова начала шить костюмы
для коллективов около десяти лет назад. Она подробно рассказала нам о своих работах.
– Лариса Викторовна, расскажите о своей профессии? Как вы начали шить?
– Шитье пришло ко мне с детства. Как и большинство девочек, я сначала шила куклам одежду, переделывала мамины платья. Потом пошла учиться на швею, закончила Ростовский технологический техникум. Я технолог по образованию. Затем решила кардинально сменить поле деятельности и попробовать себя в сфере экономики. Но как бы то ни было, меня всегда тянуло к своему любимому делу. Когда я вышла замуж, муж дал мне возможность вернуться к своему хобби, так я начала реализовываться в этом направлении снова. Первые три швейные машинки мне подарила свекровь, тем самым, не дав мне сбиться с намеченного пути.
И вот 12 лет назад моя семья переехала в Аксай из Ростова-на-Дону. Сначала я очень боялась такой перемены в жизни – переезда. Передо мной новый, абсолютно не знакомый мне город, ни друзей, ни знакомых. Как реализовывать себя? А когда моя дочь пошла в детский сад, свое дело сделало сарафанное радио: в разговоре с другими родителями я как-то обмолвилась, что умею шить, и неплохо умею. Так появились мои первые костюмы для детей на утренник в саду. Кстати, это были сарафанчики для девочек в русском народном стиле. Дочь росла, начала интересоваться танцами и оказалась в танцевальном ансамбле «Диво». Так я начала шить костюмы для выступлений для детских танцевальных коллективов. По мере роста моей деятельности, я со временем охватила коллективы районного Дома культуры «Факел», а также домов культуры «Молодежный» и «Дружба. В Ростове-на-Дону я также сотрудничаю с двумя коллективами.
Конечно, объем работы всегда большой, в коллективах-то не по три человека, поэтому, когда понимаю, что одна не справляюсь, приглашаю помощницу, чтобы успеть к сроку выполнить заказ.
– Вы шьете как костюмы для современной хореографии, так и русские народные костюмы. А какие нравится шить больше?
– Интерес к русскому народному костюму у меня всегда был больше. Ведь народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Опыт и знания работы над народным костюмом, накопленные веками, передавались из поколения в поколение.
Конечно, в настоящее время русские народные костюмы для выступлений отличаются по пошиву от тех, что были в древности. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Современный сценический народный костюм стремится к образам праздничного народного костюма. Он был сложнее повседневного в отделке, со множеством различных элементов, многослойный, выделялся обилием украшений и преобладанием яркого цвета. Шился народный костюм всегда из натуральных тканей. Но в своей работе я просто не могу использовать только натуральные ткани. В костюмах для выступлений ткани используются другие – износостойкие, чтобы костюмы можно было в дальнейшем передать «по наследству» – дети же растут. Здесь нельзя использовать, например, натуральный хлопок – он не блестит, это не сценическая ткань.
Единственное, что я безусловно использую при пошиве костюма – это разнообразные элементы декора, чтобы костюм играл красками, завораживал зрителей. Ведь и в старину народный костюм представлял собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образовывали гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединялись различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек. При пошиве я использую много кружева, пайеток, блесток и другую фурнитуру, потому что со сцены костюм должен смотреться ярко, бросаться в глаза, ну, и конечно же, отражать суть номера.
Фасоны исконно русских народных платьев или сарафанов тоже в Интернете, конечно, подглядываю. И очень часто из нескольких идей собираю одну, нужную мне для определенного наряда. Интересуюсь историей народного костюма. Много об этом читаю в свободное время, которого, к сожалению, не так много. Как писала М.Н. Мерцалова в книге «Поэзия народного костюма»: «Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, принадлежность к вековым традициям дает ему ощущение защищенности и значимости. Кстати, вы знаете сейчас возвращается мода и на русские народные костюмы именно в обыденную жизнь – выкройки, цвета, рисунки, фактура. Очень часто меня просят сшить такой костюм на каждый день, но в силу своей загруженности я просто не могу брать индивидуальные заказы. А так такие костюмы модницам я бы шила с большим удовольствием.
Поэтому да, народные и казачьи костюмы я люблю шить больше, чем современные. Конечно, костюмы для современной хореографии тоже интересны, но по большей части просты в пошиве. А в процессе создания народного костюма я пришиваю несколько километров тесьмы и кружева, использую много пайеток, блесток. Каждый костюм должен не просто выделяться со сцены, но должен блистать, выделять номер, подчеркивать его индивидуальность. Да и жюри сейчас, я заметила, больше внимания обращают именно на национальные номера, национальные костюмы.
Без лишней скромности могу сказать, что, на мой взгляд, победа коллектива – это труд всех, кто в этом задействован. А моя работа – пусть и работа в тени, но я считаю, что залог удачного выступления любого коллектива на 50 процентов зависит от костюма.
– Как рождается модель костюма для выступления? Вы его сами придумываете?
– Рождение костюма – это командная работа, в которой участвуют и я, и хореограф, и сами дети-артисты. Сначала мы встречаемся с хореографом, она рассказывает мне о номере, какими она видит своих детей, в каких костюмах. Ее фантазия уже нарисовала костюм, мне остается его воплотить. Но это еще не все. Конечно же, я обязательно прихожу на репетицию коллектива, смотрю, как дети танцуют, какие движения выполняют. Мне обязательно нужно увидеть номер – хоровод это или, может быть, плясовая, чтобы понять, как шить костюм и с точки зрения удобства для исполнения номера. И дети вносят свою лепту, говорят, что бы им понравилось в костюме, а что – нет. Кстати, костюмы я делаю не на один год – с запасом, если ребенок поправится или подрастет.
Конечно, я смотрю и на тематику танца, предлагаю свое видение, чтобы на сцене смотрелось выигрышнее. И все мои костюмы всегда разные. Одинаковые даже и не интересно было бы шить.
Знаете, многие швеи шьют шаблонно – им приносят ткань, фурнитуру и эскиз, и они шьют не вкладывая души, как на производстве. Я же полностью участвую в процессе. Подбираю ткани, фурнитуру, добавляю что-то свое в каждый наряд. Когда хореограф хочет определенную ткань, я должна найти эту ткань во что бы то ни стало. Например, для ансамбля «Времена года» при создании костюмов для хоровода «Озера синие» нам нужна была конкретная синяя ткань, я нашла ее только в Петербурге на складе, и мне привезли рулон, которого тютелька-в-тютельку хватило на костюмы для этого выступления.
Бывает и по три дня сижу, не могу подойти к работе, чувствую, что не надо браться пока. А потом идея приходит, как закончить, и костюм рождается.
Последний мой проект – это костюмы на новый номер для ансамбля «Времена года», посвященный летнему празднику Ивана Купала. Это стилизованные народные костюмы – белое легкое платье, а декор на нем можно будет менять и создавать новые образы. И это далеко не последний проект.
Мария ЦЫГАНОВА / ФОТО из архива ДК «Дружба»
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!