Льется песня над станицей
Новость в рубрике: Избранное, КультураИз поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой, так или иначе, нашла отражение вся история казаков.
Сохраняя в целом черты, характерные для общерусского стиля, она имеет и ряд отличительных, самобытных особенностей, о которых очень точно сказал в романе «Тихий Дон» большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов: «Пели ее всегда в три-четыре голоса. Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска – «дишкант». Басы еще не обрывали последние слова, а подголосок уже взлетывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой».
В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и отчасти украинской культурой, а с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.
Важной отличительной особенностью является то, что песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Умение «играть песни» было у казаков распространенным, поэтому и форма вокализации – волевая, решительная, отрывисто-эмоциональная.
Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присуще и уникальные черты. С музыкальной стороны они характеризуются, в первую очередь, протяженностью – одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающих неограниченность пространства («песня казачия – чтоб ни конца, ни краю»).
Жанр исторической песни сохранился и живет сегодня на Дону. Эти песни поют не только известные исполнители, но и народные коллективы. Исторические песни можно услышать и в домашних застольях, и в дружеском кругу. Одна из старейших казачьих песен «На вольных степях Саратова («Ермак» – донская былинная песня)» в многочисленных интерпретациях текста известна практически во всех хуторах и станицах.
Казачьи исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приемами изображения действительности. Главная тема в казачьих исторических песнях XVI – XVIII вв. – борьба за родную землю и жажда справедливого устройства общества. Казаки хотели сохранить свою автономию и вольность. Они говорили о давности порядков, о правах, якобы подтвержденных самим царем Иваном Грозным, который пожаловал казакам Дона «с вершин до устьица и со притоками в вечное владение».
Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней – как путь-дорога, раздвигающая границы.
Дон – своего рода «земля-вода» казака. Для казачества символ родины – это вовсе не земля, как для «обычных людей». Ведь земледелием они стали заниматься гораздо позже, а река вошла в песни как образ родины, как символ вольного казачьего жития.
Символ родины и символ свободы слились для него в одном образе – это река. Река их кормила, защищала, была домом и дорогой.
Дону казаки поверяли свои сокровенные, сердечные думы, радость и горе. Песни казаков о Доне исполнены красоты, силы, благородства и подчеркнутого ритма.
Помутневший, взволновавшийся, помелевший, возмущенный, скованный берегами Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс. Обращаясь в песнях к Дону, казаки ласково называют его «батюшка, православный Дон Иванович».
Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве. В то же время пению казаков присущи некоторые самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен, как повествующих о реальном историческом лице или военном событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе и рекрутских повинностях.
В конце XVIII – XIX вв. появляются строевые песни, структурируемые разного типа моторикой и новым акцентным стихом. В них возрастает вокальное и хоровое начало. На привалах исполняются и популярные плясовые, известные по сборникам с конца XVIII века. Своеобразны особенности темпа и ритма в казачьих песнях. Темп является началом, организующим движение, скорость и точность выполнения различных действий, связанных с ездой на коне и обращением с оружием. Быстрота реакции была высокоценным качеством боевой подготовки казака. Бешеная скачка («намет») в сочетании со стремительным напором, выкриками, гиканьем и приготовленными к бою пикой или шашкой – типичная картина лавы – особого казачьего наступления.
В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля и форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные называются в народе по-разному: «вилючными», «старыми» и протяжными. «Протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.
Для протяжных песен характерно, прежде всего, лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
Реализация нравственно-этических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьей, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).
Другая ситуация с обрядовыми песнями. Свадебный обряд донских казаков эклектичен. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.
Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры исполнения является выделение виртуозного подголоска – «дисканта». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты.
Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией.
Женское пение, бытовое и обрядовое, с одной стороны, выступает как оппозиция мужскому – пение «нежным», «тонким голоском», а с другой, женщины умеют петь «под мужчин», «по-военному». Имитация мужской манеры обычно связана с замещением мужских голосов в «служилом» репертуаре.
В 80-е годы XX века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песни. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями и фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народно-песенного наследия донских казаков.
Народная казачья песня
Хор казачьей песни Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника создан в 1979 году по инициативе директора А.А. Зимовнова, коренного вешенского казака, знатока казачьих традиций, любителя и замечательного исполнителя донских песен.
С начала создания хора велась огромная работа по составлению репертуара: старинные казачьи песни записывались в экспедициях по хуторам и станицам. Разучивание песен происходило не по нотам, а с помощью прослушивания аудиозаписей и живого общения с носителями фольклорных донских традиций.
Песенный материал обрабатывали и воспроизводили акапельно. Так сформировался самостоятельный репертуар, в который входили походные, лирические и игровые песни донских казаков.
В начале 80-х годов хор начал давать концерты для гостей музея. В 1985 году руководителем хора стала молодая и инициативная выпускница Краснодарского института культуры Ирина Шелестова, горячая поклонница казачьего фольклора. Шелестова придала хору еще более яркий окрас. У хора появился свой стиль, его репертуар пополнился новыми казачьими распевами. К тому времени в репертуаре было уже более 100 песен. Участницы коллектива стали воспроизводить казачьи обряды: свадебный и проводы казака на службу.
Такая концертная форма исполнения способствовала пропаганде казачьих традиций, созданию яркой картины народной жизни.
А.Н. Полякова, заведующая отделом Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!