Кто, как не казаки – защитники Родины!
Новость в рубрике: ИзбранноеЖизненное кредо потомственного казака Н.В. Леденева – честь, достоинство, любовь. – Сегодня, чтобы станица называлась станицей, в ее состав должно входить не менее двух хуторов. Вот и в нашу, Аксайскую, входят хутора Кобяково городище и Водники, – рассказывает коренной аксайчанин, потомственный донской казак Николай Викторович Леденев. – Да не аксайчане мы! Мы – аксайцы! – утверждает он, потому что именно так называли себя жители нашей древней станицы в прошлом.
Николай Викторович вообще много интересного может рассказать о своей малой родине. Обо всем этом ему рассказывала его бабушка, Мария Ивановна Леденева, урожденная Богучарская, с которой он жил бок о бок с рождения. От нее Николай Викторович узнал о том, как жили казаки на Дону, какие нравы царили на донской земле в прежние времена. Именно она привила своему внуку любовь к казачьей культуре.
– Если пришлый человек прожил на Дону пятнадцать лет, он получал право стать казаком, приписаться. Поэтому и называли его приписным. Он получал право носить форму, ему давали пай земли, но коренным казаком он не был. Вот если только его сын или внук женился на казачке, то их дети уже считались казаками. Рассказывала она мне и о том, как ее, маленькую, отец за руку водил на казачий круг. А вообще женщин на круг не приглашали. На нем могли присутствовать только пожилые казачки, у которых мужья погибли на войне, – вспоминает ее внук.
– Когда забивали кабана, отец отрубал от туши кусок и посылал бабушку отнести это мясо в те семьи, где многодетные вдовы самостоятельно воспитывали детей. Бабушке это нравилось, – продолжает вспоминать Николай Викторович. Это стремление помогать ближнему Мария Ивановна сохранила, став взрослой. В тяжелые голодные годы она подкармливала ребятишек в округе смальцем. Уже будучи взрослым, Николай Викторович узнал об этом от знакомого, который и был одним из тех мальчишек.
Мария Ивановна родилась в 1910 году. Она вышла замуж рано, и в шестнадцать лет уже стала матерью. Ее мужем стал Михаил Дмитриевич Леденев, дед Николая Викторовича. До войны у них в Аксае, в районе Кобяковой балки, был двухэтажный дом. В доме этом семья прожила много лет, но во время войны в него попал снаряд, и жить в нем стало невозможно. Бабушка перебралась в Донецк. Отец Николая Викторовича, Виктор Михайлович, в это время был на фронте.
– После демобилизации он приехал в Донецк. Там встретил маму, а позже привез ее в Аксай и построил дом на том месте, где был курень его деда. Потом к ним и бабушка переехала. Я не знаю, наверное, все-таки родная земля, – рассуждает Николай Викторович.
Отец его был человеком грамотным, в 1940 году окончил пять классов. Когда ему исполнилось семнадцать, Виктор Михайлович решил добровольцем уйти на фронт, но его не брали, не дорос. Тогда он приписал себе год и ушел воевать. У Николая Викторовича хранится красноармейская книжка отца, в которой сказано, что Виктор Михайлович Леденев призвался в мае 1943 года. 23 мая 1943 года он принял присягу на верность Родине. Эта дата станет очень символической в их семье, ведь через четырнадцать лет, в такой же погожий майский день, на свет появится его сын, Николай. Кроме Николая, в семье Виктора Михайловича росли еще три сына: старший Михаил, Александр и самый младший, Сергей.
Военная специальность у Виктора Михайловича была самая что ни на есть ответственная: артиллерийский разведчик. «Он ходил в тыл врага, корректировал артиллерию. Их войсковое подразделение кидали на самые опасные участки. Отец воевал на 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Успел повоевать он и в Севастополе, за что получил письменную благодарность от командования. Вернулся с войны героем гораздо позже официального окончания войны. После серьезного ранения его не комиссовали, но и на фронт не отправили. Он продолжил службу на западных рубежах Советского Союза, в городе Бобруйске, – с гордостью рассказывает его сын.
Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и остальные награды, полученные отцом за верную службу Родине, Николай Викторович бережно хранит до сих пор. И не только награды. В семейном архиве сохранился и крошечный бумажный треугольник, пожелтевший от времени, письмо, которое написала ему сестра в далеком 1946 году.
Так случилось, что у отца четверых сыновей на свет появлялись только внучки и ни одного внука, который мог бы стать продолжателем и наследником этой замечательной фамилии. Девочки вышли замуж и взяли фамилии мужей. Это очень огорчает Николая Викторовича. Надежду на то, что фамилия будет продолжаться, он возлагает только на своего двоюродного брата, у которого, к счастью, есть сыновья.
А вообще свою родословную Николай Викторович знает, начиная с прадеда, Ивана Ивановича Богучарского. Говоря о нем, Николай Викторович рассказал интересную историю о том, что в молодости, еще до ухода на военную службу, любил он молодую казачку, но жениться на ней не успел. А когда вернулся со службы, оказалось, что она уже успела и замуж выйти, и сына родить. Мужа рядом с ней уже не было, и Иван Иванович взял ее в свою семью с ребенком. В браке у них родились три дочери, Мария, Елена и Любовь, которая во время Великой Отечественной войны была зенитчицей седьмой зенитной батареи, защищавшей Аксайскую переправу. Иван Иванович имел пай земли, который сдавал, а сам работал на Стекольном заводе. Уходя на ратную службу, он выдал замуж всех своих дочерей, выправил себе справу и ушел на войну.
Сам Николай Викторович жил жизнью обычного советского человека. Он закончил Аксайскую школу № 1. Потом отучился в училище, получил рабочую специальность, отслужил армию, работал, женился, стал отцом…
Был у Николая Викторовича и военный опыт служения Родине. Заключив контракт в 1996 году, он некоторое время занимался восстановлением конституционного порядка на юге России. А вернувшись домой, устроился работать в аксайский музей. Николай Викторович – истинный краевед. Он работал в музее вместе с Владимиром Дмитриевичем Гладченко и знает историю Аксая не только по воспоминаниям бабушки, но и из научных источников.
– До революции казачки не работали, они занимались домашним хозяйством. У казаков было принято при строительстве нового дома помогать всем гуртом. Со всей улицы собирались женщины. Месили глину, набивали стены, обмазывали. Месить глину с соломой иногда приводили коней, потому что это процесс очень трудоемкий. Потом, закончив работу, накрывали стол, садились ужинать, – рассказывает Николай Викторович.
Он и сам отлично помнит, как жили казаки в Аксайской тогда, когда он был маленьким.
– Мы, детьми, подслушивали разговоры старших, когда казачки, как обычно, собирались в обед «на кохвий» с катламой и хворостом. Бабушка говорила, что ей мяса не надо, главное, чтобы были рыба и «кохвий», – вспоминает Николай Викторович. А он для этих посиделок толок кофейные зерна в чугунной ступке. Эта ступка и сейчас хранится в его доме, как память о тех временах. В том самом родительском доме, в котором он прожил всю жизнь.
В 1990 году стало возрождаться казачество. Николай Викторович активно включился в этот процесс и даже образовал казачью общину «Кобяково городище», став ее атаманом. В этой общине состоял и его старший брат, которого тоже выбирали атаманом. Начинал Николай Викторович свою казачью службу в звании вахмистра. После того, как он дважды был избран атаманом, ему присвоили первый офицерский чин, звание хорунжего, сейчас он уже подъесаул.
В составе этой общины не так много казаков, но у нее есть свой устав, своя финансовая отчетность и довольно большой участок земли, выданный им в бессрочное пользование, которую обрабатывают члены общины. Казаки «Кобякова городища» вошли в Аксайский казачий юрт и обязаны выполнять все требования реестрового казачества. Нынешний атаман «Кобякова городища» Александр Юрьевич Коренев сейчас воюет на Донбассе, а Николай Викторович исполняет обязанности начальника штаба этой общины.
Николай Викторович из тех наших земляков, кто всей душой болеет за родную землю, всячески стремится сохранить ее историю, рассказать современникам о традициях, обрядах, сохранить местный колорит. Он бывает частым гостем на мероприятиях в районной библиотеке имени М.А. Шолохова, часто встречается с аксайскими детьми, удивляя их рассказами о малой родине.
Рассматривая его записную книжку, я наткнулась на целую коллекцию пословиц о казаках. «Где тревога – туда казаку дорога» – эта была записана самой первой. И действительно, нет покоя Николаю Викторовичу. Он, будучи дружинником, состоит на государственной службе. В обязанности дружинников входит поддержание и охрана общественного порядка. Казаки приходят на помощь во всех сложных ситуациях и в нужный момент плечом к плечу становятся с представителями полиции, МЧС, осуществляют патрулирование бассейна реки Дон совместно с инспекторами Рыбинспекции. И он всегда там, где нужна помощь и внимательный пристальный взгляд.
Его жизненное кредо укладывается в три слова: «Честь, достоинство, любовь». Казачья честь, мужское достоинство и любовь. Любовь к Родине, к родному Дону, к своим корням, к женщине. Глядя на него, сложно догадаться о том, какие чувства бушуют в его сердце, потому что он считает, что «чувствами надо владеть», но, глядя на него, все равно понятно, что перед тобой человек, готовый всегда прийти на помощь, подставить плечо в нужный момент.
Николай Викторович, как истинный казак, очень хотел бы и сейчас встать на защиту интересов родной земли. Его боевой дух не дает ему спокойно жить, когда рядом идут военные действия, но, к сожалению, состоянию духа не всегда соответствует паспортный возраст. Я думаю, что для жителей Аксая это даже хорошо, ведь кто-то должен охранять покой земляков, особенно в такое тревожное время, как сейчас. Кто, как не наши казаки –защитники!
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!