«Заговоренное» небо Гулаева, самого знаменитого аксайчанина – дважды Героя Советского Союза
Новость в рубрике: Ветераны, Защита Отечества, ИзбранноеНиколай Дмитриевич Гулаев – летчик-истребитель, дважды Герой СССР, третий из советских асов по числу сбитых самолетов в годы Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации. Уроженец Аксая, выпускник школы № 3 (сейчас – гимназия № 3 города Аксая).
26 февраля 1918 года в семье слесаря завода «Красный Аксай» Дмитрия Семеновича Гулаева родился первенец Николай. Мальчик рос любознательным, настойчивым и любил спорт, особенно плавание. Он часто участвовал в соревнованиях за честь своей школы. После окончания школы Николай твердо решил пойти по стопам отца и стать слесарем. Он проучился два года в ФЗУ и получил профессию слесаря, после чего устроился работать на Ростовский завод «Эмальпосуда».
В то же время молодой человек заинтересовался авиаспортом и стал посещать аэроклуб. Постепенно у него возникло желание стать военным летчиком, и в 1938 году Гулаев поступил в военную авиационную школу. В декабре 1940 года он окончил обучение и был направлен на дальнейшую службу в 423-й авиаполк. Там, под Могилевом, молодой пилот узнал о начале войны. Однако ему не пришлось участвовать в боях: по приказу командира он перелетел на другой аэродром для получения новых самолетов, а затем был направлен на противовоздушную оборону важного промышленного центра вдалеке от линии фронта. Там же он освоил ночные полеты.
Только в июне 1942 года Гулаева перевели в 487-й авиаполк, где 3 августа 1942 года он впервые принял участие в воздушном бою. Взлетев ночью без разрешения, он сбил вражеский самолет «Хейнкель». Командир наказал его за нарушение дисциплины, но также представил к награде. Так начался боевой путь одного из самых выдающихся летчиков в истории советской авиации.
В феврале 1943 года после прохождения курсов командиров звеньев лейтенант Н.Д. Гулаев был распределен в 27-й истребительный авиационный полк. В рядах этого подразделения он провел свой «звездный» год, сбив в воздухе более пятидесяти вражеских самолетов и заслужив звание дважды Героя Советского Союза.
30 мая 1944 года Гулаев сбил пять самолетов. Дважды, 5 июля 1943 года и 25 апреля 1944 года, он одерживал по четыре победы в день. Трижды, 7, 12 и 18 июля 1943 года, а также 18 апреля 1944 года, он уничтожал по три самолета. В шести боях, 14 мая 1943 года, 24, 28, 15, 17 декабря 1943 года и 8 января 1944 года, он делал дубль. На его счету также три разведчика-корректировщика FW-189. Сбить «раму» считалось большим достижением.
Летчик 27-го истребительного авиаполка, старший лейтенант Н.Д. Гулаев, отличился на Курской дуге в районе Белгорода. В первой схватке 14 мая 1943 года он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками Ju-87, прикрытыми четырьмя истребителями Me-109. Разогнав самолет на малой высоте, Гулаев сделал «горку» и сбил ведущий бомбардировщик первой же очередью. Стрелок второго «Юнкерса» открыл огонь по нему, но Гулаев сбил и его. Третий бомбардировщик Николай попытался атаковать, но у него закончились патроны, и тогда он решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 Гулаев ударил по правой плоскости «Юнкерса», и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошел в штопор. После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края. Пехотинцы 52-й стрелковой дивизии, свидетели этого героического подвига, вытащили Гулаева из кабины и понесли на руках, думая, что он ранен. Удивительно, но Гулаев не получил ни одной царапины. Прибыв в полк, он просто сел на новую машину и в тот же день снова отправился в бой. За этот подвиг Н.Д. Гулаев был награжден орденом Красного Знамени.
Николай Дмитриевич начал Курскую битву с четырех личных побед в шести боевых вылетах на прикрытие аэродромов. На следующий день он сбил Fw-190, а 7 июля – Ju-87, Hs-126 и Fw-189, которые были записаны как групповые победы. 8 июля он сбил Ме-109, а 12 июля сделал «дубль», уже будучи командиром 2-й эскадрильи 27-го истребительного авиаполка.
Однажды четверка истребителей под руководством Гулаева провела потрясающий бой, в котором они атаковали группу из примерно ста самолетов противника и сбили четыре бомбардировщика и два истребителя, успешно вернувшись на свой аэродром. А 9 июля в районе Белгорода Гулаев совершил свой второй таран и благополучно приземлился на парашюте.
Бюст дважды Героя СССР Николая Гулаева в гимназии № 3 г. Аксая и на площади Героев. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея |
К середине июля полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, и к этому моменту Гулаев совершил 147 вылетов на Як-1. 9 августа он впервые полетел на американском истребителе P-39 «Аэрокобра», вооруженном 37-мм пушкой и несколькими пулеметами. В первом же боевом вылете на новой машине он сбил очередной бомбардировщик, а через два дня мощной очередью по кабине сбил Ju-88. На следующий день он сбил два Ме-109, а 29 октября – еще одного «мессера», закончив месяц сбитым модифицированным Не-111 с усиленным вооружением и бронированием.
28 сентября 1943 года Николаю Дмитриевичу Гулаеву присвоили звание Героя Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами. К этому моменту на его счету было 27 сбитых самолетов противника. На митинге в полку герой пообещал удвоить это количество.
Весной 1944 года Н.Д. Гулаев провел замечательный бой, когда войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали плацдарм на ее западном берегу. 5 марта шестерка «Аэрокобр» под его командованием вылетела на прикрытие наземных войск. Летчики обнаружили большую группу вражеских самолетов: бомбардировщики шли тремя девятками в боевом порядке «клин» под охраной восьми истребителей. Гулаев принял решение атаковать бомбардировщики. В результате этой атаки наши летчики уничтожили 11 вражеских машин, не дав противнику сбросить бомбы на наши войска.
Николай Дмитриевич закончил боевую работу на фронте в августе 1944 года. Несмотря на его протесты, ему пришлось отправиться на учебу в академию. К тому моменту он лично сбил 55 вражеских самолетов в 69 воздушных боях, что является мировым рекордом боевой эффективности для летчика-истребителя.
Почти каждый бой Гулаева был результативным. Он дважды валил по четыре фашистских машины в день. Трижды уничтожал по три самолета в сутки и в шести воздушных схватках делал дубли. Еще одно достижение Николая Дмитриевича впечатляет – 42 сбитых самолета в 42-х боях подряд. И почти все воздушные победы Николай одержал не в режиме «свободной охоты», как многие асы, а прикрывая наземные войска, аэродромы, переправы, сопровождая штурмовики, или бомбардировщики.
Кстати, военные статисты подсчитали, что коэффициент эффективности, то есть соотношение воздушных боев и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения – у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолетов за Вторую мировую войну, – 0,4.
Его имя носит главная улица нижней части города, бронзовый бюст, установленный при жизни, украшает площадь Героев в городе Аксае, бюст Н.Д. Гулаева – во дворе гимназии № 3, а подвиги описаны в каждой энциклопедии, посвященной летчикам Великой Отечественной войны.
Н.Д. Гулаев, один из лучших асов Великой Отечественной войны, скончался в 1985 году на 68-м году жизни.
К СЛОВУ
Аксайский музей хранит более сотни личных вещей, наград, открыток, предметов увлечения, фотографий Николая Дмитриевича. Он лично передавал в музей свои личные вещи.
Так, например, в коллекциях хранятся его летные очки, перчатки, шлемофон, кислородная маска, наручные часы, планшет, фотоаппарат и многое другое. У героя множество последователей и поклонников. Молодые люди, восхищаясь его подвигами, поступали в летные училища, в кружки самолетостроения, конструировали точные копии самолетов, на которых летал Гулаев.
Некоторые такие модели также хранит Аксайский военно-исторический музей. Например, этот значок летчика 1-го класса.
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Заговоренное» небо Гулаева, самого знаменитого аксайчанина – дважды Героя Советского Союза"
Наша история важна, будем помнить и передавать поколениям этот важный подвиг