Фермерам левобережья Аксайского района не привыкать к трудностям
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПКСтепан Владимирович Титов – фермер потомственный, у него отец на земле работает всю жизнь, сын тоже пошел по стопам. С Владимиром Владимировичем, Титовым-старшим, мы встречались, когда приходилось писать об орошаемом земледелии в районе, он руководил отделением АРУОС (Аксайское районное управление оросительных систем) в станице Ольгинской.
В свое время окончил в Новочеркасске гидромелиоратиный институт, живет тут же, в станице, работа у него – как раз по специальности. Одновременно и сам понемногу обрабатывал землю, брал участки в аренду. Наше левобережье – самый что ни на есть овощной край, тут проходит Азовский магистральный канал, площадь поливных земель в девяностые годы насчитывала до 14 тысяч гектаров. Сейчас, наверное, меньше – меняется структура площадей, строятся хозяйственные и инфрастуктурные объекты, претерпевает изменения плодородный слой земли. Но все равно левобережье – наша житница.
Детвора в семьях овощеводов всегда помогает старшим, рано осваивает машины и механизмы, зачастую перенимает и профессии родителей.
– А ваш сын тоже станет фермером? – задаю осторожный вопрос Степану Владимировичу.
– Нет, он поступил в медицинский, хочет быть врачом.
Каждый делает выбор самостоятельно. Врач – профессия почетная, всегда востребованная. И очень трудная. Но ведь и на земле работать совсем нелегко – к этой мысли подводит Степан Владимирович, и заметно, что не хотел бы жаловаться, да он и не жалуется, просто делится наболевшим. Очень уж наболевшим…
Солнечный день начала мая – умеренно теплый и ветреный, уже летит тополиный пух, цветет акация, щебечут птицы. Благодать! Неподалеку от въезда в хутор Черюмкин, в районе бывшей совхозной весовой, за несколькими лесополосами – его земля. Чистое поле, открытое всем ветрам. На горизонте – ярко-зеленая полоса озимой пшеницы, ближе – уже не такая радостная картина. Степан Владимирович выходит из машины, обводит рукой простор, на котором вчера было картофельное поле, а сегодня – какие-то почерневшие кустики, остатки ботвы.
– Тут у меня на 35 гектарах росла ранняя картошка, растения были уже в фазе бутонизации, но вот нынешней ночью ударил мороз, и она померзла. Причем и у всех соседних фермеров, не только у меня.
– Такое бывает часто? Ведь майские заморозки для нашей природно-климатической зоны – не новость.
– Но такого, как сейчас – не было. По крайней мере, на моей памяти. А я работаю давно. То с отцом, то самостоятельно. С 2020 года оформил свое ИП.
Хорошо помнится начальная фаза фермерского движения, девяностые годы. Земельный пай мог тогда получить любой желающий, работавший в колхозе или совхозе на данной территории. Были дешевые кредиты, бесплатная консультационная помощь. Был энтузиазм, не было только опыта.
Время расставило все по местам. Слабые отсеялись, сильные выстояли. Трудности закаляют, но они не могут в один миг закончиться, так не бывает. Картошка, второй хлеб – без нее мы не проживем. И она всегда росла на левобережье, совхоз «Пригородный» имел даже статус семеноводческого по картофелю. Но все течет, все меняется. Наша донская, рассыпчатая – где она теперь?
– Покупатель просит, чтобы клубни были ровненькие, красивые, вот мы все и перешли на голландские сорта, – рассказывала когда-то корреспонденту бухгалтер крупного фермерского хозяйства в станице Ольгинской.
Пусть голландские, но где-то у частников сохранились и наши, донские. Если на малых площадях. Для больших площадей фермер ищет посадочный материал на стороне – в Белоруссии, в Подмосковье. Находит и технику, и средства защиты растений, и все, что нужно. Но вот погоду перехитрить не удается. Фермер показывает плантацию. Половина ее под картошкой, вторая – под свеклой, вот она этот мороз выдержала – или запас прочности у растения выше, или семена качественнее, но свекла есть. Часть земли фермер оставляет под другие культуры. Не класть все яйца в одну корзину – этой житейской мудрости следует любой толковый предприниматель.
– Так что же с этой картошкой, все пропало?
– Надо подождать недельку, посмотреть, может, и не все. Какая-то часть может еще отойти. Посмотрим. Но, скорее всего, придется этот массив перепахивать и сажать картошку заново.
– Вместо ранней на этом месте будет поздняя? А она успеет вызреть?
– Успеть-то успеет, да ведь и затраты будут двойные, хорошо, если сработаем по нулям, а не себе в убыток. Тут же еще что? Культурное растение получило стресс, а сорнякам, наоборот, раздолье, они очень быстро пойдут в рост, еще и поэтому поле придется, скорее всего, перепахивать. Себестоимость картошки поднимется еще выше.
Да, не повезло в этом году земледельцам. Радовались ранней весне, раннему теплу, а оказалось, преждевременно. Деревья и кустарники зацвели, а тут нежданные холода. Сайт Агробук пророчит, какое количество плодов в этом году недополучим (яблок, груш, абрикосов, орехов). СМИ сообщают, что из-за майских возвратных заморозков в ряде областей средней полосы России введен режим ЧС по аграрной отрасли. Ростовскую область эта беда затронула только частично, северные районы, но, по факту, досталось и нам. Знакомые с левобережья жалуются, что померзли в огородах помидоры, баклажаны, которые мы обычно в это время и высаживаем. Этот год выдался необычным.
Степан Владимирович размышляет, как уберечь оставшуюся часть урожая. Специалисты советуют полив, внесение удобрений. Это дополнительные затраты, но без них, видимо, никак. Государство помогает – выплачивает субсидии на производство картофеля и овощей, но дополнительных трудностей еще достаточно. Это и рост цен на ГСМ, на технику, и, наоборот, низкие закупочные цены на продукцию. Проблемы постепенно решаются, но не быстро и не просто.
– Ничего, выживем! – произносит на прощание фермер. Он знает, что говорит, ему не привыкать работать на земле…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "Фермерам левобережья Аксайского района не привыкать к трудностям"
Да, фермерам тяжело, и нам, покупателям, тоже, цены сейчас итак на все растут, а теперь еще и картошка, без которой не обойтись, тоже подскочит в цене. В Ставрополе были на рынке, там на большом рынке, где карофель продают с машин. цена на него уже поднялась до 35-40 рублей. А была 20…