Владимир Гладченко участвовал в создании трех музеев в Аксае
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ИзбранноеВладимир Дмитриевич Гладченко – заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Аксая, создатель и первый директор Аксайского военно-исторического музея (АВИМ), внештатный корреспондент газеты «Победа» с 40-летним стажем, автор сотен статей по истории Аксая и Аксайского района, автор книг «Мидель аксайских судов» (единственная, изданная при жизни), «Дороги серебряной подковы Дона» (2010) и многих публикаций в коллективных сборниках.
Когда Володи не стало, прощаться к подъезду дома на проспекте Ленина, где он жил последние десятилетия, казалось, пришла половина жителей Аксая. Смерть его была неожиданной: проводили гостей, Владимир Дмитриевич сказал жене, что еще немного поработает. Ольга Петровна проснулась под утро, а на кухне горит свет. Оторвался тромб, Володя умер, разбирая собранные им за всю жизнь документы по истории Аксая, не дожив до 64 лет.
В.Д. Гладченко родился 17 апреля 1945 года в г. Бердске Новосибирской области. В 1957 году семья Гладченко переехала в Аксай, который в том году получил статус города. Жили они на ули- це Сергеевской, в седьмой класс Володя пошел в ту самую школу, где учитель истории А.Н. Скрипов 28 октября 1948 года с краеведами открыл выставку к 30-й годовщине ВЛКСМ. Александр Николаевич даже был учителем истории в классе Володи Гладченко. А.Н. Скрипов к тому времени больше занимался написанием книг, чем музеем. Пик популярности школьного музея пришелся на 1952 год, когда его посетил известный советский писатель С.Я. Маршак. Музею выделили отдельное здание (так называемый «Домик Су-ворова»), о нем писали в газетах страны, в фондах музея числилось 3,5 тысячи экспонатов. Но в 1960 году А.Н. Скрипов уехал из Аксая – сначала на работу в Луганское книжное издательство, потом в Элисту – в Калмыцкое, а затем поселился в Азове и целиком посвятил себя писательской работе.
В изданном редакцией газеты «Победа» в сотрудничестве с Советом ветеранов Аксайского района сборнике «Живи в веках, Великая Победа» (2010) есть очерк В.Д. Гладченко «У истоков Аксайского музея» (Победа от 25.10.2008 года), в нем он писал: «…после отъезда А.Н. Скрипова около полутора лет музей находился в бесхозном состоянии. Потери невосполнимые! Солдатская ложка, осколок гранаты, подшивка старых газет уже стали уникальной редкостью. Стоит ли говорить о ценности утраченных кремневых ружей и сабель XVII – XVIII веков!». Музей снова вернули в здание школы, им заведовали поочередно М.М. Кушнир, А.Т. Рой и В.И. Левченко, велась активная краеведческая работа, в основном, по периоду Великой Отечествен-ной войны 1941 – 1945 годов. В 1976 году В.Д. Гладченко принял по описи всего 640 экспонатов. Справедливости ради надо отметить, что все эти годы учет экспонатов не велся. Это Владимир Дмитриевич, выпускник истфака РГУ, прошедший, пусть и краткую, школу музея при Аксайском райвоенкомате и много лет работавший в Аксайском отделении ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), знал, как вести музейное дело.
Контуры грядущего музея
С Володей Гладченко я познакомился на почве коллекционирования. Мы с Сашей Мордасовым собирали марки, причем, не ранее 1945 года, а также монеты и боны. Володя пригласил нас к себе, на Сергеевскую, осенью 1969 года. Он жил в передней части дома, и вход к нему был отдельный – 24 года, все-таки, а нам было по 15 лет, девятый класс. Самое большое впечатление на меня произвело панно во всю стену: Римский легион в походе. В книжном шкафу и на пол- ках по стенам были старинные книги, старая глиняная посуда, турецкие курительные трубки. На стене висели австрийский тесак, изъеденный коррозией, но хорошо очищенный револьвер и винтовка системы Бердана. Кроме того, монеты, боны времен Гражданской войны, дореволюционные открытки, газеты и журналы – глаза разбегаются, просто музей на дому.
Кстати, так и назвал свою пуб-ликацию аксайский журналист В.Я. Жульев, отец нашего знаменитого земляка-художника Юрия Жульева. Только Василий Яковлевич написал, что Гладченко планирует передать свои экспонаты «какому-нибудь музею», а мы от Володи услышали другое. Он уже тогда мечтал создать в Аксае лучший музей на Юге СССР. По дороге домой мы долго обсуждали встречу, но по поводу «лучшего на Юге» даже мы, мальчишки, сомневались. Есть же объективные причины, взять хотя бы Азов, Старочеркасск – у них история богаче и памятников сохранилось больше, но в одном сошлись: музей Аксаю нужен, и не школьный, а настоящий, надо помочь человеку!
Володя умел увлечь своими идеями, хотя тогда он учился в геодезическом техникуме. Но летом 1970 года он позвал нас с Сашкой под Азов, целый день собирали по пашне артефакты – каменные грузила, пряслица, осколки керамики и прочее. Рюкзак с образцами он повез в РГУ и в том же году поступил на истфак.
Учился заочно, работал в районном отделении охраны памятников истории и культуры, был активистом-общественником. Однажды ему поручили заняться группой трудных подростков. Владимир Дмитриевич решил увлечь их общим делом – создать музей в Аксае. Бывшие хулиганы и нарушители за полтора года в подвальной комнате горисполкома, выделенной им для краеведческого кружка, собрали 2,5 тысячи экспонатов. После этого В.Д. Гладченко и попросили принять остатки школьного музея, он дал согласие, с условием, что городские власти помогут музею с помещением и получением статуса городского музея. Начался процесс создания музея в Аксае.
Долгая дорога к АВИМ
Первый этап долгого пути к самостоятельности завершился 20 апреля 1980 года, когда «На-родный историко-краеведческий музей города Аксая» вернулся в «Домик Суворова». Казалось бы, вернулись в то же место, которое получили 50 лет назад, но разница большая: тогда это воспринималось как победа, предел мечтаний, а сейчас – как этап большого пути. В.Д. Гладченко обладал талантом организатора, способного увлечь своей идеей окружающих. Чтобы единомышленников стало больше, в июне 1981 года был проведен первый Пушкинский праздник, на который он пригласил А.Н. Скрипова, съездив для этого в Азов. Есть фото, на котором запечатлено выступление Александра Николаевича перед участниками праздника. Позже он написал о впечатлениях от поездки: «Меня радует и то, что музей находится в надежных руках энтузиастов-краеведов, таких, как Владимир Дмитриевич Гладченко и его соратники…».
На Пушкинских праздниках в Аксае, которые проводятся более сорока лет, побывали практически все донские писатели, поэты, художники – люди с творческой искрой в душе. Многие стали друзьями и сподвижниками Владимира Дмитриевича в деле создания музея в Аксае. Это Л.Ф. Тартынский, братья В.Д. и А.Д. Липковичи, Е.А. Живицын, Е.А. Рыжков и многие другие.
«Старый мундир», то есть «Домик Суворова», очень скоро стал тесен развивающемуся музею Аксая. На примете у В.Д. Гладченко и его команды энтузиастов были два объекта: так называемый «Турецкий пороховой погреб» на улице Грушевской возле остановочной площадки «Берданосовка», а также два здания по улице Буденовский спуск за Одигитриевской церковью. Подземелья на Грушевской были свободны, но требовалось решение властей о расселении двух частных домовладений, чтобы освободить подъезд к ним. Здесь В.Д. Гладченко замыслил создание музея Таможенной службы на Дону, а в прилегающей к холму балке Малый Лог – Музея природы Донского края. По дну балки течет ручей, склоны заросли дикой сиренью, шиповником, боярышником и другими кустарниками.
Здания за Одигитриевским храмом еще в 50-е годы были взяты под охрану как памятники истории и культуры, имеющие отношение к почтово-ямщицкой станции. Здание «Гостиницы», отмеченное памятной доской с барельефом А.С. Пушкина, принадлежало мебельному предприятию. В будущем «Домике почтового смотрителя» проживали семьи рабочих стекольного завода. Их предстояло расселить.
Поражаюсь безрассудной отваге и упорству человека, который взялся за осуществление всего этого! Когда все это планировалось, в музее даже постоянных штатных сотрудников не было. В Аксайском районе на данный момент два музея областного подчинения: СИАМЗ и АВИМ. СИАМЗ (Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник) создан в 1970 году по инициативе Нобелевского лауреата и депутата Верховного Совета СССР, всемирно известного писателя М.А. Шолохова и при всемерной поддержке властей на уровне государства. АВИМ создан на остатках школьного музея благодаря энтузиазму В.Д. Гладченко и его сподвижников.
Да, местные власти в разные периоды помогали – спасибо им! Но что могут районные власти? До развала советской системы поручали предприятиям оказывать музею шефскую помощь: в музей направляли сотрудников, которые занимались описью экспонатов, писали заметки о музее, проводили другую работу. Шефствующие предприятия оплачивали счета за выполненные для музея работы.
Проза жизни и ее праздники
Как надо любить свое дело, гореть им, чтобы выдерживать такие физические и психологические нагрузки?! «Директор» ездил по Аксаю на велосипеде, обивал пороги кабинетов, выпрашивая цемент, кирпич, краску, доски и прочие стройматериалы – это в первой половине дня. А возвращаясь на «объект», надевал спецовку и таскал кирпич, белил или подметал, вдохновляя личным примером коллектив. Но это уже в 90-е, когда коллектив появился. Это я лично видел, отработав под началом Володи два года, пока однажды, вспылив, он меня не уволил. Потом звал обратно, а я ему отказал – не из обиды, просто понял, что газета – это мое, и учился не зря.
С 1991 года начала принимать экскурсии «Таможенная застава XVIII века», с 1992-го – «Почтовая станция XIX века», в 2002 году на третьем музейном объек- те АВИМ – Военно-историческом комплексе (ВИК) – открылся лагерь по военно-патриотическому воспитанию допризывников «Донцы». ВИК имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Н.Д. Гулаева – это исключение, в том смысле, что при создании его В.Д. Гладченко получал активное содействие и военных, и гражданских властей. Но, поверьте, директору от этого забот не убавилось, и не все складывалось так гладко, как декларировалось. ВИК практически сразу стал популярным музейным объектом – там и выставка боевой техники XX века, и бункер ЗКП штаба округа на случай войны, и подземелья испытательного полигона. Экскурсии, конечно, не везде допускаются, но по посещаемости этот музей – на первом месте в Аксайском военно-историческом музее.
Память
В ноябре 2008 года на «Почтовой» собрались друзья Володи и сотрудники Аксайского воен-но-исторического музея по вопросу увековечивания памяти В.Д. Гладченко. Не буду перечислять фамилии и подробности, иначе эта статья не уместится на газетной полосе. Итогом стал выпуск двух сборников воспоминаний о Володе «Аксая добрый гений» (2009 и 2010 гг.), установление на «Домике Суворова», ныне это здание администрации АВИМ, памятной доски работы академика С.Н. Олешни с барельефом В.Д. Гладченко в апреле 2010 года. В том же году была издана книга В.Д. Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», зародилась традиция апрельских встреч памяти Володи (третья суббота). В Аксае, на Аллее Почетных граждан Аксайского района, открыта «Звезда» В.Д. Гладченко, его именем названа улица в новом микрорайоне города.
В 2018 году была издана книга «Аксайскому военно-историческому музею – 70 лет», основную часть «Очерки истории создания музея в Аксае» написал автор этой публикации, используя материалы, собранные В.Д. Гладченко. Современное положение дел в музее и его коллекции представили сотрудники АВИМ.
Есть надежда, что удастся в 2025 году – к 80-й годовщине со дня рождения Володи выпустить сборник избранных статей Владимира Дмитриевича, опубликованных в районной газете «Победа».
В 2023 году Аксайский военно-исторический музей отметил 75-летие, музей работает, жизнь продолжается…
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
1 Комментарий на "Владимир Гладченко участвовал в создании трех музеев в Аксае"
Интересный очерк, благодарю. Погрузился в историю труда и таланта этого человека, восхищен Владимиром Дмитриевичем! и Спасибо за статью Юрию Трущелеву