Знакомимся с экспонатами Аксайского Военно-исторического музея
Новость в рубрике: Культура, НовостиКузнечные меха
На страницах в социальных сетях сотрудники Аксайского военно-исторического музея рассказали об интересном экспонате, хранящемся в коллекции музея. Это кузнечные меха – инструмент, который играл ключевую роль в процессе ковки железа.
Кузнечные меха имеют устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные в кожаный мешок-гармошку с клапанами и регуляторами. Первые меха изготавливались из кожи и дерева, однако, к сожалению, в археологии не сохранилось их следов.
Размеры мехов варьируются в зависимости от величины горна, в который они должны нагнетать воздух, а также от изделий, над которыми работает кузнец. Эти меха должны поддерживать постоянную температуру в горне, что крайне важно для успешного кузнечного дела. На изготовление одного меха уходило от одной до трех воловьих шкур.
Несмотря на свою важность, у кузнечных мехов есть и недостатки: они громоздкие, быстро изнашиваются из-за перегрева, имеют сравнительно низкую производительность и требуют значительных усилий для качания.
В нашем музее вы сможете увидеть кузнечные меха, которые экспонируются на выставке «Казачий дом».
В фондах Аксайского военно-исторического музея есть замечательные круглые столы.
Один из них начала ХХ века, окрашен в черный цвет, покрыт лаком. Столешница круглая, край по кругу резной. Ножки толстые, резные, в нижней части изогнуты, с резным листом. Соединены между собой резным шестигранным фрагментом, на котором вверху резьба в виде шахматной фигуры – ферзя. Другой – стол раздвижной, круглый, середина ХХ века, cветлого цвета, покрыт желтым лаком. Крышка стола круглая, раздвижная. Опирается на четыре ножки из прямоугольных брусков дерева.
Слово «стол» — древнерусское. В словаре Даля говорится, что оно произошло от древнерусского глагола «стлать» (стелить). Столом называли не просто стол, за которым едят, но и княжеский престол, сиденье, место епископа, князя. От «стола» в данном значении и произошло слово «столица».
Со столом связаны многие народные обряды. Прежде чем отправиться к венцу, молодые обходили вокруг стола. Стол выражал Божью благодать, и потому почитался кормильцем.
В любом помещении стол являет собой главное место, за которым собирается вся семья, чтобы как следует подкрепиться, отдохнуть от дел, обменяться новостями и вместе провести время. А еще за стол мы приглашаем гостей на дружеские посиделки или званый ужин. Поэтому это место должно источать уют, тепло и гармонию.
Ренессанс во главе с итальянскими мастерами вернул человечеству круглый стол. Это был своего рода символ демократии – нет ни начала стола, ни его конца, нет ни главы, ни смиренных домочадцев. Каждый из сидящих легко мог наблюдать за всеми собеседниками. Это создавало более непринужденную обстановку.
«Рогатые» амулеты
В фондах Аксайского военно-исторического музея среди прочих экспонатов хранятся две костяные подвески Y-видной формы с маленьким сквозным сверленым отверстием в центре.
Они были найдены в детском погребении эпохи ранней бронзы в курганном могильнике Новый на территории Мартыновского района Ростовской области экспедицией археологической лаборатории РГУ.
Подобные изделия довольно редки и встречаются в погребальных комплексах третьей четверти третьего тысячелетия до нашей эры на Дону, в низовьях Днепра, в предгорьях левобережья Кубани, в Поволжье и Приуралье. Такие «рогатки» или носили на шнурке, как одиночную подвеску, или они входили в состав ожерелий.
Изображения подобных амулетов встречаются на груди антропоморфных стел и рельефов, найденных в Западной Европе.
Исследователи полагают, что такие «рогатки» символизировали голову быка и указывали на особый социальный статус владельца. Существование в эпоху ранней бронзы культа быка у населения упомянутых территорий бесспорно и многократно подтверждено археологическими реалиями. Вероятным истоком этого культа мог стать древний образ тотемистического божества-прародителя, связанный с диким быком.
Уже в эпоху каменного века в разных культурах череп быка служил алтарем. Естественная симметрия черепа хорошо соотносилась с первобытными представлениями о двуединой природе божества, с делением на «правое – левое», «доброе – злое», «светлое – темное», «благоприятное – неблагоприятное». Опасность крайностей делала естественной точкой культовых действий, местом контакта человека и божества лобное место, участок в центре лба на черепе, равноудаленный от правого и левого рога.
Возможно, что в погребения эти амулеты попадали не столько как украшения или символ социального статуса, сколько амулет, который должен был обеспечить переход души умершего в новое состояние и возрождение ее с помощью божества-быка.
Источник Аксайский Военно-исторический музей (vk.com)


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!