Советники по воспитанию в Аксайском районе создают условия для развития лидерских качеств учеников
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеСегодня образование призвано не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение, прививать им любовь к Родине. Особую роль в этом вопросе играют советники директоров школ по воспитанию. Должность была введена в 2022 году в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
В Октябрьской школе эту должность занимает Ю.Н. Кузнецова. Воспитать патриотов своей страны, думающих, добрых, отзывчивых граждан России – первостепенная задача для педагога. Будучи учителем истории, еще до назначения ее на должность советника по воспитанию, она занималась с ребятами поисковой работой, выезжала на археологические раскопки туда, где во время Великой Отечественной войны проходили кровопролитные бои. Юлия Николаевна рассказывала ребятам о том, какой ценой досталась нам Победа.
– Сегодня мы никуда не выезжаем. Зато придумали проект виртуального музея «Золотой век», в котором собрали монеты разного времени. Мы не просто изучаем денежные знаки, мы знакомимся с эпохой, в которую они были в обиходе. Ребята сами ищут материал и дают мне для прочтения и корректировки, после чего мы выкладываем тексты в Интернет, – рассказывает Юлия Николаевна.
Под руководством учителя в Октябрьской школе развернута добровольческая работа, направленная на оказание помощи бойцам специальной военной операции. Начинали с акции «Своих не бросаем». Ребята покупали для защитников сладкие подарки, писали письма. Потом решили шить нашлемники. Спонсоры приобретали ткань, а ученики на уроках технологии превращали ее в элемент экипировки воинов. Ученики Октябрьской школы научили этому ремеслу ребят из ростовских школ, они выезжали туда с мастер-классами. Однажды в руки Юлии Николаевны попали старые носилки для раненых. Они нуждались в реконструкции, поскольку материал, из которого они были изготовлены, сильно износился. Волонтеры закупили брезент и обновили носилки: парни кроили, а девчонки шили.
Изготовление нашлемников учениками Октябрьской школы под руководством Ю.Н. Кузнецовой. |
Н.А. Маракаева с учащимися Аксайской школы № 2. / ФОТО из архива школы |
– В Октябрьской школе три юнармейских отряда. Они тоже активно помогают нашим военнослужащим. Один из них стал называться «Пчелы». Он помогает медицинской роте, у командира которой позывной «Пчела». Военнослужащие приезжали к ребятам в гости и проводили уроки мужества. Отряд «Юные патриоты» дружит с защитниками, прибывшими в зону проведения специальной военной операции с острова Сахалин. Интересно, что у бойцов в месте дислокации есть свой полевой музей. Они стали делиться с нами экспонатами. То шеврон подарят, то детали дронов. Даже тубус от трофейного «Джавелина» нам презентовали. Собранные экспонаты позволили нам открыть небольшой музей, посвященный СВО, – говорит советник директора по воспитанию.
– Главной моей задачей на должности советника является развитие воспитательной среды, которая будет стимулировать инициативу учеников, создание условий для развития инициативных лидерских качество у ребят. Я вовлекаю ребят во всевозможные проекты, участие в мероприятиях, в том числе их организации, – говорит советник по воспитанию средней общеобразовательной школы № 2 г. Аксая Н.А. Маракаева.
Наталья Анатольевна всегда была активным педагогом, вместе со своим классом она принимала участие во многих проектах и мероприятиях.
– Мне не хватало времени на то, чтобы реализовать все свои идеи. Должность советника по воспитанию дала эту возможность. Мне нравится, что нам дают план работы на месяц с задачами и техническими заданиями, в котором есть место для творчества: мы можем провести традиционное для школы мероприятие или сделать что-то новое. Я могу проявлять инициативу и придумывать свои форматы работы. Всегда исхожу из того, с чем ко мне приходят дети, какие идеи они хотят воплотить в жизнь. Моя цель – направить активных учеников, помочь реализовать задуманное и поддержать, – отмечает Н.А. Маракаева.
В прошлом году в СОШ № 2 появился книжный клуб «Буревестник». Под руководством советника по воспитанию ребята вместе читали интересные произведения, снимали буктрейлеры, обсуждали прочитанное и проводили викторины. Президент школьного самоуправления Егор Назаренко предложил создать киноклуб. Наталья Анатольевна эту идею поддержала.
– Чтобы организовать просмотры фильмов, нужно, чтобы школьники сами любили кинематограф, могли выбирать жанры, с которыми они будут работать. Взрослый только курирует этот процесс. Могу сказать, что заседания клуба проводились регулярно. Смотрели и обсуждали, в том числе, фильмы на патриотическую тему. Ко Дню памяти жертв холокоста организовали просмотр киноленты «Мальчик в полосатой пижаме». На ребят эта картина произвела неизгладимое впечатление. Они сказали, что такое невозможно забыть, – рассказывает советник по воспитанию.
Ученики Октябрьской школы собрали гуманитарную помощь для участников СВО. |
Ребята передают письма бойцам. / ФОТО из архива школы |
Наталья Анатольевна курирует и волонтерскую работу школы. Добровольческий отряд существовал и до ее прихода на должность советника, желающих вступить в него было очень много, поэтому педагог решила организовать школу волонтера «Вместе в деле». Ученики сами придумали название, создали логотип.
– Школа волонтера нужна, чтобы на первых порах ребята могли определиться, в каком направлении они хотят работать. Добровольческая деятельность в школе проводится по определенному алгоритму. Сначала ученики регистрируются на платформе Добро.ру, у них появляется волонтерская книжка, куда вносятся волонтер-ские часы. Ребята выбирают направление деятельности добровольчества в регионе, делают добрые дела, проходят занятия про командообразованию и психологические тренинги, – поясняет Наталья Анатольевна.
Особая гордость советника по воспитанию – медиацентр школы с емким названием«Ракурс». Он был создан для информационного сопровождения различных мероприятий. Ребята освещали школьные события в социальных сетях образовательного учреждения.
– За год медиацентр превратился в настоящую творческую лабораторию. Информационное сопровождение мероприятий стало лишь фоном нашей основной деятельности. Однажды я предложила детям снимать подкасты, они согласились. Сняли семь выпусков. Причем ребята делали все сами: от написания сценария до монтажа. Подкаст с учителем музыки Анастасией Николаевной Васиной о педагогике мы отправили на региональный этап конкурса «После уроков. С педагогами о главном». Прошли отбор, и попали на федеральный этап, в котором стали победителями.
Ученики начальной школы Октябрьской школы участвуют в проекте «Орлята России». Они становятся активными участниками жизни класса и школы. В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных траекторий социально-коммуникационного развития осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
В апреле прошлого года муниципальный куратор проекта «Навигаторы детства» Ксения Александровна Ноякшева организовала участие ребят в очень интересном мероприятии. В Ростове-на-Дону проходил «Медиадень единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны в рамках Федерального проекта «Без срока давности». Команда Московского педагогического государственного университета провела для ребят квест, в ходе которого они погрузились в работу редакции в формате тотальной журналистики. Два дня ребята создавали контент: писали, снимали, монтировали и отправляли работы на суд жюри. Сроки подготовки материалов были сжатыми. Аксайские ученики участвовали в открытом диалоге с президентом фонда «Герои Отечества», Героем Советского Союза Валерием Анатольевичем Бурковым, смотрели и обсуждали спектакль «Помни имя свое», подготовленный учениками из Макеевки. Ребята брали интервью у юных артистов. Юнкоры вели репортаж с площади Карла Маркса, где проходил реквием «Огненные картины войны». Аксайчане рассказывали о своих земляках-героях Великой Отечественной войны. Кроме этого, ребятам нужно было находить здесь и сейчас информационные поводы, снимать видеоролики, писать посты о том, что происходит вокруг. Ученики Аксайской средней общеобразовательной школы № 2 взяли интервью у директора Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, модератора открытого диалога «Герои Отечества» Ивана Ивановича Козлова, федерального эксперта проекта «Без срока давности» Антона Сергеевича Саенко. Это было очень интересно. Ребята получили колоссальный опыт, – рассказывает Наталья Анатольевна.
В октябре прошлого года юнкорам довелось принять участие в фестивале детских медиа «Включайся», который проходил в московском концертном зале «Останкино». Ребята попали туда благодаря участию в конкурсе подкастов. Ученики посетили мастер-классы специалистов федеральных каналов. По словам Натальи Анатольевны, большое впечатление на них произвел шеф-редактор новостного отдела НТВ Егора Колыванова. Аксайчанам также довелось познакомиться с режиссером-постановщиком и креативным продюсером детских и семейных телевизионных проектов Антоном Михалевым.
– Когда мы вернулись из Москвы, вдохновленные юнкоры составили медиаплан, в котором обозначили творческие проекты, которые они хотят реализовать. Стоит отметить, что они четко следуют намеченному плану и сдают работы в срок, – отмечает советник директора по воспитанию.
Медиацентр взаимодействует с родителями. Одна из мам попросила снять социальный видеоролик. Она была обеспокоена тем, что люди на улице увлечены телефоном и слушают музыку в наушниках, между тем как нужно быть предельно внимательными, чтобы, например, вовремя заметить приближающийся автомобиль. Ребята выполнили просьбу. Потом они придумали и создали сюжеты о земляках – защитниках Аксая, героях Великой Отечественной войны. В Год защитника Отечества они начали снимать подкасты с участниками специальной военной операции. Первый выпуск посвящен специалисту радиоэлектронной борьбы, кавалеру Георгиевского креста Роману Сергеевичу К.
Еще одно интересное направление деятельности советника по воспитанию – школа вожатых.
– Я мечтаю, чтобы ребята, будучи студентам, могли поехать в лагерь «Артек» в качестве вожатых. В нашей школе каждое лето работает детский лагерь, в котором ребята могут получить бесценный опыт. Они проводят с учениками игры, конкурсы. Ученики начальной школы охотно идут на контакт со старшеклассниками, им нравится общаться с ними. В прошлом году волонтеры проводили для ребят викторины и веселые игры на переменах. Такие «нескучные» перемены плавно перешли в новогодние, во время которых старшеклассники поздравляли учеников начальных классов с праздником, – рассказывает Н.А. Маракаева.
Немало внимания уделяется воспитанию патриотизма. Здесь ключевую роль играют юнармейцы, которые привлекаются для проведения патриотических мероприятий. Проходят уроки мужества, посвященные памятным датам, заседания киноклуба и чтение книг, ребята посещают Аксайский военно-исторический музей.
– Сегодня у нас в планах целый ряд патриотических мероприятий. В день снятия блокады Ленинграда юнармейцы расскажут младшим школьникам о мужестве жителей блокадного города. Ученики и их родители снимут видеоролики, в которых будут рассказывать стихотворения, посвященные памятной дате. Ко Дню памяти жертв холокоста киноклуб готовит показ короткометражного фильма «Страна игрушек». Важно сохранить историческую память, чтобы ребята держались правильного курса, могли отделить правду от лжи и любили свою страну, – говорит Наталья Анатольевна Маракаева.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!