Певец земли Донской: к 165-летию художника Ивана Ивановича Крылова
Новость в рубрике: КультураИзвестный пейзажист, график и театральный художник Иван Иванович Крылов родился в 1860 году в станице Елизаветинской. В семье военного фельдшера Ивана Андреевича Крылова, потомственного донского казака. Еще учась в гимназии, юноша неустанно рисовал, и как, писал позже, «готов был пешком идти искать Академию художеств».

Пейзаж «Разлив в Старочеркасской», художник И.И. Крылов. Конец XIX века. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
По окончании Новочеркасской Войсковой гимназии, решает ехать в Санкт-Петербург. Средств на учебу не было, но помог счастливый случай. В 1878 году чествовали возвратившихся с Балканской войны казаков, новочеркасское купечество расщедрилось и выделило гимназисту Ивану Крылову 50 рублей на дорогу. После подготовки в школе рисования, Крылов в 1879 году был зачислен вольнослушателем в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Начав жизненный путь в нужде, преодолевая трудности, упорно шел к намеченной цели. Учился в Академии девять лет, зарабатывая на жизнь оформительскими работами, уроками рисования.
Занимался в трех классах: батальном, пейзажном и портретном. Ближе других оказалось ему пейзажное направление. Петербургскую Академию художеств окончил с тремя медалями. В 1893 году за свои работы «Новороссийская бухта», «Старочеркасский собор» и «Тропинка на гору Машук» получил звание классного художника третьей степени. Несколько лет работал в Москве, затем переехал на Дон, некоторое время проживал в станице Аксайской, а в 1897 году уже навсегда обосновался в городе Новочеркасске.

Пейзаж «По дороге в Аксай», художник И.И. Крылов. 1898 г. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
В работах Крылова – неприкрашенная правда жизни. Им всегда присуще чувство историзма, точное отражение примет своего времени, будь то пейзаж, портрет или жанровая композиция. Его по праву называют «певцом Донской степи».
Иваном Ивановичем Крыловым было написано около тысячи картин, большая часть которых хранится в Новочеркасском музее истории Донского казачества. В фондах Старочеркасского музея-заповедника находится пять работ, с вязанных с именем художника. Два пейзажа в музей поступили из Новочеркасского музея истории Донского казачества, остальные были куплены у дочери художника Нины Ивановны Крыловой-Гурьевой и первого его биографа, художника и журналиста Б.А. Плевакина.
Художник не раз бывал в станице Старочеркасской, на его полотнах можно увидеть памятники архитектуры, природу Донского края.

Пейзаж «Ратная церковь», художник И.И. Крылов. 1890-е гг. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
На картине «Разлив в Старочеркасске» изображена станица Старочеркасская во время весеннего разлива. На переднем плане вода, подступающая к деревянным куреням. Вдали очертания церкви, построенной во имя иконы Донской Божьей матери (Домовая церковь атаманов Ефремовых) – купола и часть башни. Пейзаж написан на холсте, в правом нижнем углу картины авторская подпись – Крылов.
На другом полотне изображен архитектурный ансамбль – Войсковой Воскресенский собор и шатровая колокольня, вид с левого берега Дона. В 1898 году на холст легла одна из архитектурных достопримечательностей станицы Старочеркасской – Преображенская (Ратная) церковь. Храм, построенный по типу «восьмерика» на четверике, увенчан световым барабаном с луковичной главкой и крестом. В правом нижнем углу имеется авторская подпись.

Пейзаж «Старочеркасск», художник И.И. Крылов. 1899 г. / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника
На пейзаже «По дороге в Аксай» изображена неширокая река «Аксайчик», вода белого-лубого цвета с серым оттенком. В отдалении, слева, у самого берега парусник с мачтами, паруса спущены. Возле берега, по центру и справа на воде два баркаса. В одном из баркасов сидит человек. В нескольких метрах от берега перевернуты днищем вверх лодки. Небо без облаков, розовато-голубого оттенка, а вдали простирается бесконечная степь. «Тысячи художников пересекали бесконечные степные пространства, и их глазу, их сердцу они ничего не говорили – степи проходили без красок, без жизни, без следа», – писал Александр Серафимович в предисловии к каталогу персональной выставки И. И. Крылова, состоявшейся в 1913 году в Санкт- Петербурге и посвященной 25-летию его творческой деятельности.
«И вот пришел художник, сам – степняк, и глаз его чутко уловил то, что проскальзывало у других бесследно. Уловил лицо степи… И во всех небольших по объему вещах, в этих осколках степи, таких простых внешне и со своей характерной, особенной внутренней жизнью, чувствуется, что художник нашел свое живое, трепещущее, еще не сказанное другими…». В людской памяти Иван Иванович Крылов остался как певец земли Донской, ее степных просторов.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Певец земли Донской: к 165-летию художника Ивана Ивановича Крылова"
Картины чудесные, какой талант у художника! Знакомые улочки любимой Старочеркасской всегда прекрасны