Сказка о казаке Степане
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Литературная гостинаяДавно это было. Жил да был на свете казак Степан. Справный хлопец был, чуб витой, усы чернее ночи, плечистый да удалой. Много времени провел он, защищая родную землю от врагов, и были у него в этой жизни только конь верный, Орлик, да шашка.
Возвращался однажды Степан из очередного похода в родную станицу. Лето выдалось жаркое, сухое. Решил Степан с Орликом вдоль Дона-батюшки путь домой держать: все легче жару переносить, и коню есть, где воды испить. День подходил к концу, палящее солнце медленно уходило за горизонт. Пришло время боевым товарищам остановиться на ночлег.
– Ну, Орлик, давай тут и переночуем, – говорит Степан коню, погла-живая, – Тут и трава мягка, и вода тиха.
А Орлик ногами перебирает, копытами стучит, головой кивает, словно сказать чего хочет.
– Да будет тебе, дружище, отдыхай, – сказал Степан и прилег на землю родную, вдохнул запах степи, заслушался трели соловья, замечтался: «Вот вернусь в родную станицу, Аксинью в жены позову, детишек полный дом будет, сыновей буду военному делу обучать…». Так и не заметил Степан, как уснул.
Внезапно повяло ледяным холодом, и воздух словно перекрыли, стал задыхаться Степан. Проснулся казак, оглянулся по сторонам, а вокруг все мутное, водоросли да тина плавают. «Неужто, утонул я», – подумал Степан. – «Так вроде ж в воду не лез». Тут Степана как молния пронзила!
– Орлик! Орлик! Где же ты, друг мой верный? Орлиииик! Жив ли?
– Жив, жив твой конь, – раздался старый скрипучий голос.
– Кто здесь? – спросил Степан и взялся за шашку.
– Я, вод Донских Владыка, Батюшка Донец 4.
Сквозь мутную толщу воды появился зеленый великан, с головой осетра, лапищами жабы, и хвостом рыбьим, вместо ног.
– Теперь ты мой пленный, будешь остаток дней в моих владе-ниях коротать, – ехидно произнес Батюшка Донец.
– Никогда казак добровольно в плен не сдастся. А-ну, доставай оружие, пусть бой решит, кто к кому в плен попал! – вскрикнул Степан и выхватил шашку и уже был готов сразить врага, как вдруг услышал голос неземной красоты и песня лилась такая родная: «Каким ты был, таким остался. Орел степной, казак лихой. Зачем ты снова повстречался? Зачем нарушил мой покой?». Тут тело занемело у казака, слушаться перестало.
Рассмеялся Донец 4:
– Оружие!!!! Ха-ха-ха. Мое оружие чары волшебные, бессилен ты против них! – гневно прокричал Донец, окруженный бесчисленной армией огромных сомов и осетров. Среди них была одна русалка, это ее волшебный голос одурманил казака.
– Зачем я тебе? Все равно найду способ чары твои победить, негоже казаку вот так век свой кончать, А про себя подумал: «Бог не без милости, казак не без счастья!»
– Чары мои непобедимы! – рассмеялся Владыка Донской, – Женишься на дочери моей, Ундине, дюже люб ты ей.
Весь твой путь с тебя глаз не сводила.
– Ну, коли так, – говорит Степан, – будь, по-твоему! Отпусти меня только с верным другом моим Орликом попрощаться, да последний раз ветром вольным себя почувствовать.
– Ээээ, нет, знаю я вас, казаков, хитрецы вы, да в бою молодцы, – ответил Донец 4, – Я тебя отпущу, а ты на коня да в степь.
– Слово тебе даю, а у нас в народе говорят: «Казан проверяют по звону, а казака по слову»:
– Слово, говоришь, – прищурился Донец 4, покручивая свой рыбий ус. – Ну, ступай, Только знай, на заре не вернешься, в бесчестии сгинешь! На всю землю Донскую разнесу дурную славу о казаке Степане, что слово свое не сдержал! И коня твоего сгублю!
– Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет, – ответил Степан, – веди меня на берег!
Не успел Степан слово договорить, как очутился на берегу. Подбежал к Орлику, обнимает его, конь в ответ ласково похрапывает.
– Родной ты мой! Столько мы с тобой бок-о-бок, сколько походов вместе прошли! А сколько раз ты мне жизнь спасал, и не сосчитать. Да вот, судьбинушка нас разлучает. Сел Степан на коня, и понесся по степи, словно ветер вольный. И не заметил, как ночь опустилась.
Вернулся казак с конем к тому проклятому месту, обнял Орлика и говорит:
– Ничего, родной, и не из таких переплетов выпутывались.
И заиграл Степан песню;
«Выйдy ночью в поле с конем,
Hочкой темной тихо пойдем.
Мы пойдем с конем
по полю вдвоем,
Мы пойдем с конем
по полю вдвоем…
Проснулся Степан на заре, пора к Владыке Донскому возвращаться. Обнял Степан Орлика, разнуздал.
– Скачи, родной, по вольной земле!
Ступил в воду и тут же сгинул.
***
Смотрит Донец 4 на Степана и глазам своим не верит;
– Вернулся, значит. Сам. И правда, слово твое крепче камня. Ну, ступай, казак, оглядись, присмотрись к своему новому жилищу.
Сколько дней с того времени прошло неизвестно, затосковал Степан тоской смертельной, каждую ночь во сне Орлика зовет, да песню играет;
Долго пыталась развеселить Степана Ундина, не смогла, чернее ночи казак, не ест, не пьет, не разговаривает ни с кем. Пошла она к отцу.
– Папенька, помрет казак с тоски. Не жить ему в неволе, да без дела и без коня. Сгуби его Орлика, будет знать, что мертв конь, забудет со временем, да и по земле тосковать перестанет.
– Какая же ты у меня глупень-кая, – рассмеялся Донец 4. – Вот коли сгублю, точно с горя помрет Степан, конь ему дороже жизни. Хитростью возьмем. Запрягу ему лучшего осетра, пусть гоняет по водным просторам. Чем не конь?!
Пришел Донец 4 к Степану и говорит:
– Гляжу, ты совсем истосковался по воле вольной. Вот тебе мой подарок. Запрягай, да по просторам моим мчись. Заодно присмотришь за порядком в моих владениях.
Посмотрел Степан на осетра. Только никто коня ему не заменит, Орлик – то единственная родная душа на всей земле.
– И на том спасибо, Владыка, – буркнул Степан, отвернулся и снова затянул: «Не для меня…»
– Да тебе просто не по зубам мой резвый речной конь, дюже строптивый! – подзадоривает Донец казака.
– Нет на свете такого коня, с которым казаку не управиться! – ответил Степан, запрыгнул на осетра, повод собрал и помчал рассекать речную пучину. Сколько не пытался осетр скинуть Степана, а удержался казак.
Так и стал Степан объезжать владения, за порядком следить, да с жителями общаться, вдруг, кто секрет чар Владыки Донского знает.
Шло время, Степан, вроде, и при деле, а как ночь настает, все друга своего боевого вспоминает да тоской заходится.
Вот однажды поехал Степан, как обычно, гладь речную рассекать, а осетр ему и говорит:
– Хочу я тебя, Степан, отблагодарить. Столько лет я на службе у разных всадников, все кнутом меня, да кнутом, а ты и словом ласковым похвалишь, и рыбехой мелкой побалуешь. Отвезу я тебя к коню твоему, Орлику, повидаться.
– Орлик? Он здесь все это время? – не поверил Степан
– Здесь. Каждый вечер приходит и ждет до утра, воду копытами бьет, тебя кличет. Сгубит его Ундина. Ты шепни ему, чтобы днем приходил.
А я тебя к нему отвозить буду.
***
Увидел Степан Орлика, и от радости заблестела в глазах казака… Хотя, нет, показалось. Обнял Степан друга верного, что есть сил обнял:
– Вернусь я скоро, вернусь, слово даю! Жди меня каждый день в это время!
И помчался к Донцу 4.
Приехал Степан к Владыке и говорит:
– Отпусти ты меня, Владыка Донской, не жить мне в неволе! Лучше в бою против чар твоих сгину, а жить тут не буду!
Почесал Донец 4 свою рыбью голову и говорит:
– Ну, хорошо, отпущу, но с одним условием. Если победишь моего лучшего наездника, отпущу. И за отвагу и честь твою дам тебе целую армию осетров ездовых. Но коли проиграешь, света белого больше никогда не увидишь!
– Запрягай! Господи, помоги! – перекрестился Степан, запрыгнул на осетра, и был таков.
Тяжела была борьба. Наездник ничем Степану не уступал. Но слишком много решала эта битва для Степана: и Орлик, и воля, и Аксинья, и детишки – все стояло на кону.
Только подумал об этом Степан, как силища какая-то его как подтолкнула вперед, и вырвался он на целую голову вперед. И победил!
Отпустил Владыка Донской казака, дал ему армию осетров ездовых, как обещал, да слово дал, что народ Степанов изводить да в пучину красть не будет.
Степан за то отблагодарил Владыку Донского, и в свою очередь пообещал Дон Батюшку беречь, мусором не осквернять, рыбу не уничтожать почем зря. На том и расстались.
Вернулся Степан в родную станицу, женился, детишек нарожали мал-мала-меньше, и с Орликом с тех пор больше не расставались.
И осетры ездовые сгодились: забава такая у казаков появилась, каждый год на осетрах гонки устраивать.
Татьяна ОМЕЛЬЧЕНКО




























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!