Экскурсовод О.И. Костюкова о турмаршруте «От Тихого Дона – до Тихого океана»
Новость в рубрике: Избранное, Культура, НовостиТуризм – лучший отдых. С этим никто не спорит. Но также и новые впечатления, познания в разных областях. Хорошо путешествовать группой по выбранному ранее маршруту, да чтобы все были взаимозаменяемы – в случае чего выбираться из неприятностей сообща.
Вот такой коллектив складывается время от времени у нас под эгидой Ростовского отделения «Национальной академии туризма», а участниками этого коллектива являются члены учебно-спортивного центра клуба туристов и альпинистов «Планета», а главное – Всероссийского общества автомобилистов. Только за последние несколько лет они совершили немало автопробегов по нашей стране, написали горы статей и путевых очерков, сняли километры кинохроники, смонтировали документальные фильмы. Все это читать – не перечитать, смотреть – не пересмотреть. Чтобы лишний раз убедиться: да, широка страна моя родная! Другой такой нет на планете.
Мы решили поинтересоваться подробностями одного из таких автопробегов. Мероприятие называлось «От Тихого Дона до Тихого океана» и было приурочено к юбилею освоения Россией Сибири и Дальнего Востока, которое пришлось на июнь – август 2006 года (если считать началом первый поход Ермака против Сибирского ханства в 1581 году). И не беда, что прошло время, оно не стирает из памяти виденное, слышанное, пережитое. Особо требовалось подчеркнуть роль славных сынов России – казаков Ермака Тимофеевича, Ерофея Хабарова, Семена Дежнева. Участники автопробега должны были проехать на автомобилях от Ростова-на-Дону до Владивостока, при этом, зачерпнув водицы из Дона-батюшки, вылить ее на самом дальнем восточном берегу материка Евразия в воды Тихого океана. А на обратном пути провезти почти через весь континент воду из Тихого океана, чтобы разбавить ею воды Дона. И все состоялось, как было задумано! Заранее подготовились, все расписали по часам и минутам. В назначенный день и час – поехали! (Далее просто листаем путевой дневник автопробега).
Итак, день первый. Июль, середина лета. Погода благоприятствует, многие красоты можно рассмотреть в мелочах. Стартовали из Ростова-на-Дону. Команда такая: четыре пилота (водителя), восемь участников. У каждого за плечами – знания, опыт, не одна подобная экспедиция. Наша область – более ста тысяч квадратных километров, население – 4,4 миллиона человек (данные на период автопробега), главная водная артерия – река Дон протяженностью 1 870 км, по нашим местам протекает его большая часть, много заповедников казачьей старины. Столица Дона – Ростов-на-Дону с населением сегодня свыше 1,3 миллиона человек, много крупных предприятий, в том числе первенец советских пятилеток – завод «Ростсельмаш». В стране городов с населением больше, чем в Ростове, вряд ли много наберется.
Но о своем городе мы, ростовчане, вряд ли что узнаем нового. А вот, не проехав и ста километров вверх по течению Дона, пересекаем уже границу Волгоградской области. Город-герой, «волжская твердыня», которая после Сталинградской битвы в 1942 году стала широко известна всему миру, с вводом в строй Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина стала, как и Ростов-на-Дону, портом пяти морей, что позволило увереннее развиваться этому региону. Край степной, юго-восток – полупустыня. Соответствующий и климат. Радует глаз мощная река Волга – с широкими заливами, течение медленное, степенное, по синим волнам идет белый пароход. Вверх про течению, в 188 километрах – второй по величине в области город Камышин. Основан в XXYII веке, при царе Алексее Михайловиче, как крепость для охраны водного торгового пути, а торговля была оживленной хлеб, овощи и фрукты, знаменитые местные арбузы – все переправлялось вниз по течению, в страны Ближнего Востока… Окидываешь взором эти безоглядные дали, и начинаешь понимать: только в таких местах может родиться вольный человек с широкой душой, какими были наши знаменитые предки, основавшие эти города и веси, по которым и проложена трасса автопробега…
Планируя мероприятие, организаторы и подумать не могли, насколько оно окажется масштабным. Проехав одиннадцать с половиной тысяч километров, а это были области, края и автономные образования Российской Федерации, путешественники вполне смогли убедиться в гостеприимстве и отзывчивости россиян (не обязательно русских, но именно россиян) за эти двадцать-то дней!
Но продолжаем маршрут. Волгоградская область граничит с Саратовской. Это единственная в стране климатическая зона, соединяющая в себе три географические: лесостепь, степь и полупустыню. Своеобразный колорит придает этому краю свое очарование. В Саратовской губернии жили когда-то одной жизнью, одними заботами приглашенные Екатериной с их исторической родины немцы – для развития ремесел и торговли, позже именно здесь была и Республика немцев Поволжья, и сосланные для охраны границы от басурманов казаки, основавшие Балаков юрт, ныне это город Балаково.
А совсем рядом – Ульяновская область. Столица региона, город Симбирск, тесно связан с такими известными именами, как Степан Разин, Емельян Пугачев. Это – родина семьи Ульяновых, семьи Керенских, историка Николая Карамзина, писателя Ивана Гончарова, ученого Игоря Курчатова. Ульяновск сегодня – центр отечественного самолетостроения.
На третий день дорога привела путешественников в Татарстан. В республике площадью почти 67 тысяч км и населением более четырех миллионов человек, проживает свыше ста наций и народностей. Поволжье – вообще край многонациональный. Хотя, конечно, основные в Татарстане – русские и татары. Столица автономной республики Казань – всего в 794 километрах от Москвы. По решению ЮНЕСКО Казанский кремль объявлен объектом Всемирного наследия. Не описать словами этот исторический и архитектурный шедевр. Казани – сто веков! – утверждают огромные баннеры, из-за которых видится панорама древнего Кремля с золотыми куполами храмов и изящными минаретами мечетей. Много интересного в столице Татарии. Театр оперы и балета, литературные музеи им. А.М. Горького и поэта Е.А. Баратынского, театр оперы и балета, музей изобразительных искусств и музей знамени- того Казанского госуниверситета, сам университет. Да всего не опишешь. Лучше съездить в Казань отдельно, тем более, желающих всегда – хоть отбавляй.
Но путешествие продолжается. Далее – Республика Удмуртия. Столица – Ижевск, кстати, родина выдающегося оружейника Калашникова, а за нею Пермская область, это уже Предуралье, один из самых промышленно развитых районов страны.
Еще в начале ХVIII века в Перми был построен медеплавильный завод, продукция которого скоро стала славиться сначала на всю Россию, а потом и за ее пределами. Здесь производилось вооружение для русской армии, пароходы и двигатели. А какая природа! Кама с ее притоками – лесистые крутые берега, меловые бугры и совсем рядом Уральские горы – невысокие, но величественные. Недаром киношники так полюбили этот край. Незадолго до Екатеринбурга пришлось пересекать речку Чусовую. Она – свидетельница похода Ермака Тимофеевича. Вот уж действительно знаменитые места! Индустриальный Средний Урал, столицей которого является Екатеринбург, и спокойная гористая местность, покрытая лесами, озера и реки – красота необыкновенная, нельзя ее не полюбить, нельзя забыть.
Но вот на пути автопробега – уже просторы Западной Сибири. Первый такой отрезок – Тюменская область, она расположена на окраине Западно-Сибирской равнины. «Столицей нефтегазового края» называют этот город сегодня. Тюмень – первый русский город Сибири, основанный Тюменскими стрельцами и казаками.
О каждом из мест, которые встречаются, можно рассказывать часами, сутками. Вот взять Тобольск. Основан на Иртыше на важнейшем пути из России в Сибирь. Каждый образованный европеец в то время знал, что в России есть Москва – старая столица, Санкт-Петербург – столица новая и Тобольск – столица сибирская. Этот уникальный город – и памятник деревянного зодчества, и место, где есть значимый архитектурный комплекс – единственная в Сибири каменная крепость. И опять приходим к славной истории казачества. Это здесь летом 1581 года Ермак со своими боевыми товарищами разбил наголову отряды Мурзы Бегулия, грабившие селения на здешних реках, далее новые сражения – и казаки занимают столицу хана Кучума – Кашлык.
День седьмой. С восхода до заката, весь световой день пришлось ехать по Омской области. Обилие воды, болотцев, в небе кружит орел, среди лиственных лесов попадается много деревьев черных, сгнивших. Выезд на обочину воспрещен – просадка почвы, топь. Таков он, юг Западной Сибири. Хотя сам город Омск также имеет богатую историю, стоит на Иртыше, и можно от него доехать по железной, автомобильной дороге, водным путем в любое место страны. Смотришь на таблички с названиями населенных пунктов. Небольшой городок Чулым. Новая гостиница со всеми удобствами при спортивном комплексе – что еще туристу надо? Постойте, это не здесь ли происходили события пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»?
Кажется, только вчера вышел на экраны этот фильм о жизни маленького сибирского городка, а уже сколько воды утекло…Тут можно было бы задаться вопросом, так ли уж быстротечна наша жизнь, чтобы буквально не узнать сегодня город, в котором ты побывал, кажется, недавно? Вот Кемерово, центр Кузбасского угольного бассейна, до начала 18 века, пока не были открыты каменноугольные разработки, бывший селом Щеглово. В начале 20 века приезжали сюда колонисты из стран Европы и Америки, заселять и осваивать Кузбасс. Так происходит повсюду, вспомните цикл кинофильмов о «Диком Западе» США, где в результате страшных войн местных народов с захватчиками (колонистами) возникло целое государство – Соединенные Штаты Америки. В России получилось наоборот– приглашенные или приехавшие по своему желанию «колонисты», как правило, ассимилировались в местной среде ( возьмем небольшой город Миллерова в Ростовской области, он назван по имени основателя, промышленника – немца Миллера, и никого это не смущает). Но вернемся в Кузбасс. Местные экскурсоводы покажут вам в Кемерово город-сад, спроектированный голландцами, и часовню в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» и посвящена всем погибшим в разное время шахтерам. Скульптура работы Эрнста Неизвестного тоже называется «Памяти шахтеров Кузбасса».
Девятый день автопутешествия. Вдоль одной из самых крупных рек континента, Енисея, тянется город Красноярск, родина великого художника В. Сурикова, писателя В. Астафьева. Населения в Красноярске под 900 тысяч человек, крупный промышленный и культурный центр. Это здесь, в этих местах, комсомольцы-добровольцы строили БАМ, целое поколение всколыхнулось на волне юношеской романтики…
Но маршрут утвержден, следуем дальше. А дальше у нас что? Байкал и вообще Забайкалье: Иркутск, Республика Бурятия, отдельно – Иволгинский дацан, буддистский центр России, Читинская область. Еще раз убеждаешься: города за Уралом самобытны, красивы, и каждый по-своему неповторим. Высоко оценил красоту этих мест А.П. Чехов, он писал в одном из своих писем сестре: «Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел. Днем скачешь по Кавказу, ночью – по донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния, и так – всю тысячу верст. Верхнеудинск – миленький городок».
Чита основана казаком Петром Бекетовым. Здесь есть музей декабристов, немало старинных зданий, а неподалеку – современный ледовый дворец, спорткомплекс, театр кукол. Много строится, в том числе и жилья. Активной жизнью живут наши сибирские города.
Но стоп! Приближаемся к пограничной зоне. Амурская область. Железная дорога идет буквально рядом с китайской границей, тут тоже новые открытия. Станция и населенный пункт «Ерофей Павлович». Тот самый знаменитый Хабаров, который привел к присяге русскому царю многочисленные коренные народы Приамурья. В этом городке встретились два знакомых имени – туристы увидели новый магазин с громким именем «Ермак». Далеко эти земли от европейской части страны, но интерес к ним, похоже, никогда не ослабевает. Всюду на дорогах – мощные большегрузы БЕЛазы, тут и там многочисленные временные городки строителей. Наш близкий Дальний Восток так и зовет романтиков, кому надо все знать и все интересно. Есть такое мнение, что не с Питера, а с Дальнего Востока начинается Россия. Вы не согласны? Попробуйте проверить сами.
Между Амурской областью и Приморским краем – Еврейская АО, маленькое независимое автономное образование. Столица, Биробиджан, статус города имеет с 1937 года, располагается между двумя быстрыми горными речками Бирой и Биджей, со всех сторон окружена отрогами Малого Хингана. Богатый природный уголок России, где постоянно проходят фестивали культуры корейского, славянского, китайского народов, где есть большой христианский храм Благовещения Святой Богородицы. Поистине можно удивиться: как это такие разные и живут дружно? А вот живут! Население автономии многонационально.
А ведь какие битвы прошли через эти края – гражданская война, вошедшие в историю «Волочаевские дни», схватки с интервентами и белогвардейцами.
И, наконец, Владивосток. Наш самый главный форпост на Тихом океане. Основан в 1860 году по личному указанию генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского, он же дал имя городу, дословно означающее «Владей Востоком». Вот и владеем всей Россией этим замечательным краем со времен Ермака! Что приобретает особую важность сегодня. Нам надо развиваться, смелее использовать свои ресурсы, коих не счесть, а для этого – знать родную страну, родину нашу. Вот автотуристы и выполняют, хотя бы частично, эту задачу.
Наступает самая торжественная минута – донская волна смешивается с такой же синей волной Тихого океана! Теперь – передохнуть и в обратный путь. Обратная нитка проходит не по тем городах, где были сначала, но как же необъятна, богата и красива родная земля! Вот обратная нитка: Курганская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Куйбышевская область, Саратовская область, Волгоград (вместе с областными центрами). Всего не охватишь! Но ведь если не стремиться – тогда и вовсе ничего об окружающем мире не узнаешь!
Такие вот наилучшие пожелания оставили на прощание в своем путевом дневнике автотуристы, совершившие это невероятное путешествие.
Материал подготовлен с помощью Ольги Ивановны Костюковой, штурмана-летописца автоэкспедиции, менеджера-экскурсовода, создателя первого экскурсионного бюро в Аксае в 90-е годы прошлого столетия, Академика Ростовского отделения Национальной Академии туризма (г. Санкт-Петербург).
Нелли КАНГИНА. / ФОТО из архива О.И. Костюковой
































Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!