Выращивать картошку – не выгодно?
Новость в рубрике: АПК, ИзбранноеОна – один из главных ингредиентов супового набора. «Здравствуй, милая картошка, пионеров идеал!» Такими словами начиналась когда-то веселая пионерская песенка. А продолжение такое: «Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал!». Ребята работали на картофельных полях, а потом ели картошку, запеченную на костре. Ох, и вкусной же она была! Сегодня нет пионерской организации, с кострами тоже надо быть осторожнее. Но картошка как была главным блюдом на столе, так и осталась.
Она – один из главных ингредиентов так называемого супового набора. Однако в последнее время все чаще приходится слышать, что картофеля и овощей выращиваться стало меньше. По данным областного минсельхозпрода, валовой сбор картофеля на Дону с 2017 по 2021 год уменьшился вдвое.
Наш Аксайский район всегда был овощеводческим и картофелеводческим. По левобережью проходит Азовский магистральный канал, местность тут ровная, удобная для полива. Совхозы в прежние времена выращивали на орошении 14 наименований овощей, картофель, травы на корм скоту, кукурузу. В девяностые годы, когда стала развиваться арендная форма организации труда, новое дело увлекло многих, и еще до принятия перестроечного Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве арендные звенья работали в полную силу в станице Ольгинской, поселке Дорожном, хуторе Ленина. Набрались опыта, сделали выводы из первых ошибок, и как только вступил в действие этот закон, переоформили звенья в крестьянско-фермерские хозяйства.
В конце девяностых в поселке Дорожном занимались выращиванием овощей, но в основном картошки, более 30 крупных КФХ. Кроме главы КФХ, в каждом фермерском хозяйстве заняты были еще несколько человек – вот вам и занятость в производственном секторе, и продукция, всегда нужная. Местный совхоз «Луговой» был прежде семеноводческим, но с приходом рыночных отношений семена люцерны и эспарцета оказались не нужны, потому что животноводство стало сокращаться, а земля в этом месте хорошая – люди переключились на картошку. Такая же ситуация сложилась в хуторе Ленина (совхоз «Советская Россия»), в станице Ольгинской (совхоз «Пригородный»). Как говорил тогда начальник райсельхозуправления, ныне министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области К.Н. Рачаловский, «реформирование здесь пошло неуправляемое, само собой». Жизнь сама все расставила по местам. Кстати, в доперестроечные времена именно совхозы «Пригородный» в станице Ольгинской и «Советская Россия» в хуторе Ленина были семеноводческими по картофелю.
В фермеры тогда шли, да и сейчас еще встречаются, не только потомственные крестьяне, но и люди других профессий: понравилось – увлекся-освоил.
Несколько лет казалось: живи и радуйся! Картофельные поля вдоль областной трассы на Багаевскую, Волгодонск удобно поливать, обрабатывать. К началу сбора урожая, в июне, сюда съезжались фуры издалека, прямо с поля везли молодую картошечку в Москву или даже дальше. Именно раннюю, потому что поздняя у нас не растет. По традиции, самые картофельные места – средняя полоса европейской части России и то, что севернее и восточнее.
Потом начались проблемы. Прежде всего, с севооборотом: нельзя на одном поле бесконечно возделывать одну и ту же культуру: истощается земля, накапливаются болезни. Но чем заменить картошку? Новую культуру посеять, а потом куда девать урожай? Логистические цепочки в 90-е годы еще только выстраивались. И вообще – в условиях малоземелья надо возделывать что-то одно, тогда хоть объем будет. Поэтому многие фермеры переключились на зерновые, озимая пшеница всегда нужна. Кто-то сеет лук, корнеплоды, но это не выход, посевы небольшие.
Вторая проблема; почва у нас на левобережье прекращается в болото и солонцы, ведь это пойма, близко подпочвенные воды, к тому же в лихие девяностые минеральные удобрения вносились бесконтрольно, избыточно. Некоторые фермеры из Дорожного тратились на гипсование своих участков, но дело это дорогое, а результат все равно временный. Кто-то в итоге от работы на земле отказался, кто-то продал свой надел. Сегодня зачастую там, где были картофельные поля – дорожные развязки, промышленные постройки… Неожиданно спустя еще несколько лет возникли трудности с реализацией. Продавать картошку и овощи на сельской улице прямо возле двора – запретили, мелкие базарчики в селах и хуторах закрыли, рынки в городах окультурили, чтобы вся купля-продажа была под крышей, сетевая торговля берет продукцию только большими партиями, а платит копейки.
Проблемам нет конца, но люди работают. В Аксайском районе возделывают картошку из года в год примерно одни и те же хозяйства – ООО «Ольгинское», ООО «Исва» и другие, значительная часть фермеров. Площади и урожайность ненамного отличаются по годам.
И тем не менее СМИ проявляют беспокойство. «Вместо картошки – бузина» – так называется публикация в областной газете «Молот» за 30 ноября 2021 года. «В этом году резко подорожали овощи и картофель – это связано с тем, что выращивать их не выгодно»,– утверждает «Молот», – перекупщики дают низкую цену, А продавать напрямую в сети у ЛПХ нет возможности. Разумнее выделять господдержку крестьянско-фермерским хозяйствам, которые могут объединить в кооперативы и более мелких фермеров, и личные подсобные хозяйства». О проблемах картофелеводства пишет и газета «АиФ на Дону»: «Донская картошечка в голландском мундире» – № 25 от 19.06.2019 г. Семенного материала нет, техника вся импортная, недоступная нашему фермеру, удобрения дорожают, картофелехранилищ тоже нет, да и содержать их дорого – перечисляет проблемы автор статьи.
И тогда мы решили напрямую спросить тех, кто выращивает картошку, выгодное ли это дело? Фермер во втором поколении из станицы Грушевской В.Н. Бандурин:
– В девяностые годы мы с отцом картошку сажали, но немного, ведь почти все вручную. Славилась наша грушевская картошечка – вкусная, на разрезе желтая, называлась в народе лимонкой. Теперь этого сорта нет. Но вообще станичники стали чаще сажать картошку у себя дома.
Да, в нелегкие времена люди переходят к натуральному хозяйству. Читаешь в Интернете – даже в Ямало-Ненецком АО, даже на Чукотке выращивают картошку! А мы что, хуже?
В.А. Олешко из х. Ленина, сын директора совхоза «Советская Россия», фермера первого поколения А.Г. Олешко:
– В 1999 – 2000 годах фермерских хозяйств в нашем Ленинском поселении было около 30, сегодня и половины не осталось… Но я – продолжаю. Посевной материал беру в Подмосковье, езжу и в Белоруссию. Доставка дорогая, килограмм обходится в восемь рублей. Сама семенная картошечка – 30 рублей. В общем, себестоимость килограмма доходит до 40 рублей. Но делать нечего, берем. На удобрения нам обещали цену снизить, и снизили, но ведь ненадолго? Прибавьте стоимость ГСМ, прочие расходы. Технику я покупаю белорусскую – картофелекопалки, картофелесажалки, она надежная, современная, проверенная в деле. Затраты на производство гектара картофеля – 200 тысяч рублей (отдача зависит от урожайности), но вот перекупщики в сезон оптовую дают цену 14 – 15 рублей за кило. Почему до покупателя она доходит втрое дороже, ответить не могу. Для производителя выгодно продавать продукцию на ярмарке, там меньше посредников, и хорошо, что в Аксае ярмарки возродились. Работают и ярмарки выходного дня в п. Дорожном, возле п. Дивный.
Опытный фермер рассказал, что выращивать картошку на малых площадях – себе в убыток, потому и распрощались с картофелеводством те, у кого было два – три гектара, а на своих 200 собственных и 160 арендованных гектарах Олешко выращивает, кроме картошки, несколько видов овощей – вот и обновление структуры, расширение ассортимента продукции. А близ хутора Слава Труда один из фермеров купил и поставил новый поливальный агрегат барабанного типа, он экономичнее прежних. Дорого ли стоит? Дорого, но ведь на орошение можно оформить льготную субсидию…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "Выращивать картошку – не выгодно?"
И наше поколение, наверно, последнее, кто ездил на картошку. Мы в 7-м классе, наверно, были тогда. Собирали для какого-то колхоза, не помню. Не в Аксайском районе это было. Запомнилось, что домой мы, дети, тайком насобирали картошки, а нам не разрешили ее взять: как так — картошка колхозная! Потрудились хорошо, но домой приехали без картошки.