«Сказка ложь, да в ней намек…»
Новость в рубрике: КультураВ сказку верить не забудь – в ней таится жизни суть. В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и Интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и пересказывались, распространяясь в пространстве и времени.
Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» – так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто…
Русские народные сказки и былины учат людей, а особенно подрастающее поколение, доброте, мудрости, ответственности и любви к природе. Некоторые родители читают сказки своим детям на ночь. И молодое поколение познает из них моральные ценности с юных лет. В наше время фольклорные произведения легче найти, чем раньше, во времена, когда их только слушали и запоминали. О том, почему русские народные сказки так популярны в наши дни, мы пообщались с заведующей Центральной детской библиотекой им. А. Гайдара Еленой Александровной Феофановой.
– Елена Александровна, расскажите, в чем отличие русских народных сказок от сказок, написанных конкретным автором?
– В авторской сказке автором является конкретный человек, в ней не обязательно наличие традиционных элементов, текст такой сказки неизменен в литературной форме.
Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои сказки под впечатлением от рассказов няни Арины Родионовны.
Читателю легко отличить сказки одного писателя от сказок другого, потому что у каждого из них свой творческий почерк, особый сказочный мир.
– Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все благодаря устному пересказу, их нигде не записывали. В народной русской сказке есть присказка, зачин и концовка, она может иметь несколько вариантов, ведь каждый рассказчик вносит что-то свое в пересказ.
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, представляющие собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Русские народные былины и сказки – это уникальные произведения, которые создавались не одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, представление человека о мире и своем народе, о добре и зле, справедливости и бесчестии.
– Как вы думаете, почему они не устаревают и по-прежнему успешно издаются и экранизируются?
– Народные русские сказки – бесконечный источник мудрости, философии, мировоззрения и основа нашего культурного кода. В сказках отражаются ценности народа: доброта, сострадание, утверждение победы добра над злом, борьба за справедливость, понятие чести и достоинства и другие. Эти ценности не теряют актуальности и в наше время. Да и проблемы, которые отражаются в сказках, остались теми же – преобладание духовной силы над физической, проблемы отцов и детей, ревность и зависть, борьба за справедливость, богатство и бедность, другие важнейшие темы.
– Отличается ли восприятие ребенком и взрослым одной сказки, ведь мамы и папы порой уже не понимают ее смысл?
– Да, отличается, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна, она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами), новыми понятиями. Сказка учит детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции.
Взрослые люди уже сформированы как личность, для них сказка – не открытие мира, многие события, происходящие в сказке, они трактуют иначе, имея уже жизненный опыт за плечами.
Восприятие мира, в том числе и сказочного, у взрослого и ребенка существенно различается. Так, ребенку-дошколенку при знакомстве со сказками «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» никогда не приходят в голову вопросы: «Каких размеров должна быть репка, что с ней не могут справиться?»; «Разве могут мирно в одном доме-теремке жить мышь, заяц, лиса и волк?». Все потому, что сознание ребенка не рационально, ребенок «мыслит» действиями и образами.
Конечно, не сказка учит ребенка моделям поведения и реагирования, а ближайшее окружение, значимый взрослый. Вежливость, доброта, смелость, грубость – все это отражение окружения ребенка и полученного им опыта. Сказка же помогает придать смысл происходящему в реальной жизни.
Книги, которые мы читаем в детстве, навсегда остаются с нами. На их страницах нас ждут не только хорошо знакомые герои, но и затаившиеся теплые воспоминания: о том, как мама читала нам на ночь, как мы впервые горько и осознанно заплакали над книгой, как спрятались в мир литературы, чтобы ненадолго исчезнуть из реальности…
К книгам детства всегда приятно возвращаться. Как писал Клайв Льюис: «Но когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки». Кто-то дорастает до этого момента в 20, кто-то – в 40, а кто-то – в 60. Мы только хотим напомнить тебе о самых замечательных детских книгах, и, возможно, тебе захочется взять в руки одну из них, чтобы перечитать дорогие сердцу истории».
– Очень часто русские народные сказки обходят стороной родители, приучая ребенка к современным сказкам. Какие русские народные сказки вы бы посоветовали прочитать взрослым?
– Для родителей можно порекомендовать перечитать такие сказки, как: «Крошечка-хаврошечка», «Кузьма Скоробогатый», «Морозко», «Сивка-бурка», «Елена Премудрая», «По щучьему велению», «Финист – ясный сокол» и многие другие, ведь каждая сказка – это кладезь мудрости народа, его бесценнный опыт.
Русские сказки гораздо более позитивные, чем, например, европейские, а это положительно влияет на детскую психику. Они добрые, с понятными героями, с понятным и интересным сюжетом, любые злые персонажи описываются с легким оттенком юмора и иронии, сказки читаются на одном дыхании.
Путешествие в мир русской народной сказки развивает воображение, фантазию, побуждает к сочинительству.
Воспитанные на таких сказках дети проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых. Поэтому хочу посоветовать родителям: читайте с детьми как можно больше!
Когда люди придумали первую русскую народную сказку?
В начале истории о появлении нового жанра стоят скоморохи. С помощью сказок они веселили царей перед сном. Потом произведения распространились в народе, их рассказывали поначалу мужчины, а потом и женщины. Екатерина II, Всероссийская императрица, даже сама написала две сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» для своих внуков.
Первый сборник народных сказок создал историк Александр Николаевич Афанасьев в конце XVIII века. Его работа включает в себя не только русские, украинские и белорусские, но и мировые произведения. Историк первым собрал такое большое количество фольклорных сказок в один сборник. В него входят такие произведения, как «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Алеша Попович», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Морозко» и другие. В XIX веке народные сказки появились и в школьных учебниках.
Позже сказания стали также авторским достоянием. Они послужили стимулом для развития сказок как литературного жанра. Например, работы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина тоже считаются сказками. Автор вкладывал в них поучительный смысл. Литературные критики провели аналогию животных из сказок Михаила Евграфовича с человеком нашего времени. Также эксперты уделили внимание народному языку его сказок. Автор подражает русскому фольклору, ведь вкладывает в свои произведения жизненные мудрости, которые актуальны и в наши дни. С помощью них люди, особенно молодое поколение, учатся нравственности, пониманию мира и людей, осознанию своих чувств и эмоций.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!