Три струны, а звук какой!
Новость в рубрике: КультураЕсли у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете?
Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуемная, то печальная и задумчивая.
Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года. Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев.
«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир», – так описывал «трехструнку» оперный певец Ф.И. Шаляпин в письме к В.В. Андрееву.
Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская.
«Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает «дитя».
Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков – домбры. Есть еще версия, согласно которой истоки появления инструмента шли от татар. Следовательно, и год его происхождения назвать сложно. Как гласит Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «когда и кем изобретена балалайка – неизвестно».
Но если отталкиваться от года, когда вышла «Память», откуда взята дата праздника, то дальнейшая судьба трехструнного инструмента складывалась следующим образом.
Балалайка получила распространение среди крестьян и скоморохов, разъезжавших по Руси. «Трехструнка» помогала им зарабатывать свой хлеб на ярмарках, веселить народ.
Однако вскоре царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (в том числе и домры, балалайки, рожки, гусли и другие) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, – пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением, пока «трехструнка» не попадает в руки к музыканту-просветителю В.В. Андрееву в 1883 году. Он вместе с мастерами В.В. Ивановым, Ф.С. Пасербским, С.И. Налимовым усовершенствовал модель балалайки, а через четыре года основал кружок любителей игры на балалайках. Вновь по всей России начали «балалайкать», и вернулись в дома народные песни.
Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до полноценного оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (ныне – Санкт-Петербургской филармонии). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Ф.К. Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Ф.И. Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.
Двадцатипятилетие оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.
Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора.
В 1909 году солист Великорусского оркестра Б.С. Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для королей английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Позднее газеты будут писать, что британский монарх был удивлен простотой инструмента и мастерством исполнения на нем классических произведений.
Мировая премьера балалайки состоялась на Всемирной выставке в Париже. Оркестр В.В. Андреева дал концерт в Русском павильоне в 1889 году. Его успех был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.
Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа (китайский аналог балалайки) украсили Амурский бульвар города. Композиция была подарена городу в честь юбилея побратимских связей с китайским Харбином. Самой старой балалайке, которая экспонируется в «Музее балалайки» в Ульяновске – около 120 лет.
Сегодня балалайка — символ русского народа, важная часть культуры и душа всех частушек и запевов. Современные музыканты стараются чтить традиции первых профессиональных балалаечников, а этнографы — сохранять для них народную музыку, отправляясь в экспедиции в дальние деревни к старожилам.
За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь надевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.
Татьяна РУСЛАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!