Профильные классы
Новость в рубрике: Образование, Семья– Наталья Анатольевна, расскажите о том, что нового в системе образования России появилось в этом году.
– Важно понимать, что современное образование постоянно находится в системе инновационного развития. Ежегодно Минпросвещения разрабатывает проекты, актуальные направления, цель которых в первую очередь создать условия для качественного образования всех категорий обучающихся. Как мы знаем, несколько лет назад стартовал национальный проект «Образование». За время его реализации сделано очень много. Строятся школы, открываются новые сады, создаются «Точки роста».
Только на базе нашего района их уже десять. В этом году добавится еще пять. В 2023 году все школы, без исключения, будут иметь такие образовательные центры естественнонаучной и технической направленности.
В этом году федеральное Министерство заявило о реализации нового проекта «Школа Минпросвещения России». Его главная цель – создание равных условий и реализация идеологий единого образовательного пространства для каждого школьника независимо от социальных, экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, ее материальной обеспеченности.
Сейчас проходит общественное обсуждение этого проекта. В нем участвуют педагоги-профессионалы, родители, представители научной общественности и простые граждане, которым небезразличны проблемы образования. Как мы с вами понимаем, в современном мире очень важно создать школу, которая будет формировать личность ребенка и способствовать развитию правильного сознания и идеологического мышления. Огромное значение сейчас уделяется воспитанию нравственности, патриотизма и российской идентичности, формированию понятий гражданства, принадлежности к своему государству, изучению исторических и духовных ценностей России. Этот проект как никогда является актуальным. И, конечно же, важно на этом этапе выявить лучшие инновационные практики, которые есть в школах, обобщить их и принять разумную актуальную критику. Заместитель председателя Общественного совета Минпросвещения России Майя Борисовна Пильдес сказала, что этот проект нужен для эффективной системы подготовки педагогических кадров и повышения квалификации педагогов.
В рамках реализации проекта необходимо выделить школы, так называемые флагманы образования, на базе которых предстоит создавать методические центры, опорные инновационные площадки, и распространять лучший передовой опыт педагогов России. Раньше в России были актуальные педагоги-новаторы, особенно это было распространено в 60 – 70-е годы. У всех на слуху фамилии – Лысенкова, Шаталов, Амонашвили, Занков.
Эти педагоги действительно внесли серьезные изменения в систему образования. Тогда очень актуальной была система развивающего обучения. Сейчас мы возвращаемся к тому, что, прежде всего, образование должно развивать ребенка. В духе с этим у нас реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты. Обновленные ФГОС вступают в силу с 1 сентября 2022 года во всех образовательных учреждениях района, области и России в первых и пятых классах.
Мы видим, что федерация и регионы работают в едином тандеме, реализуя инновационный проект. Помимо создания равных условий для качественного образования, проект, в том числе, призван формировать инклюзивное пространство, решать широкий круг воспитательных задач, развивать дополнительное образование, реализовывать здоровьесберегающие технологии.
Сейчас Министерство просвещения подготовило методические рекомендации для того, чтобы всем учебным заведениям дать ориентиры для достижения этих результатов. С сентября этого года ряд школ, так называемых флагманов, заработают для реализации этого проекта. Мы понимаем, что общество динамично развивается, меняются требования к будущему выпускнику, и школа должна опережать, идти на шаг впереди. Очень часто в связи с этим сейчас возникает вопрос: останется ли единый государственный экзамен как основной экзамен для организации проведения государственной итоговой аттестации выпускников. Никаких комментариев, изменений и нормативных документов на будущее в этом направлении нет.
Мы понимаем, что единый государственный экзамен важен не только для получения аттестата, но и дает широкие возможности для поступления выпускника. ЕГЭ позволяет ученику из любого населенного пункта заочно, по результатам экзаменов, отправлять документы одновременно в пять вузов. Как мы знаем, раньше ребенок подавал документы в один вуз, проходил очный экзамен и поступал. Аксайчане становятся студентами высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Ежегодно у нас есть ребята, которые набирают максимальное количество баллов на ЕГЭ. В этом году Амалия Терещенко из Рассветовской средней школы набрала 100 баллов на экзамене по русскому языку.
Основные составляющие будущей концепции «Современная школа России» представил директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования и просвещения России Максим Александрович Костенко. По его словам, завершился процесс разработки методических рекомендаций, а в сентябре «Школа Минпросвещения России» планируется в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к проекту.
Основываясь на полученном положительном опыте в 2023 году, новая модель может быть расширена в масштабах всей страны. Он подчеркнул, что важно внимательно посмотреть на требования к качеству школьного образования, сформировать национально ориентированную систему оценки его качества, ответить на вопросы: какими знаниями, умениями, навыками должен обладать выпускник российской школы, какие личностные качества у него должны быть сформированы и как школа в целом может это обеспечить. Школа не только должна соответствовать запросам времени, но и предугадывать, опережать их, сказал он.
В этом году в школах вводится новая должность – советник по воспитанию. Основными задачами советников должны стать увеличение интереса школьников к образовательному процессу, воспитание всесторонне развитых личностей на основе духовно-нравственных традиций, организация внеурочной деятельности, выявление и поддержка способностей и талантов детей, создание условий для успешной социализации школьников, вовлечение детей в юнармейские программы.
Выделяют восемь основных направлений проекта: «Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация», «Учитель», «Школьный климат», «Образовательная среда».
Педагоги, которые будут работать в этом инновационном режиме, пройдут обучение. Открыта возможность обучения по программам повышения квалификации. Это, прежде всего, классное руководство в реализации концепции «Школа Минпросвещения России». Сегодня уделяется особое внимание воспитанию. Оно призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества.
Второе направление обучения – «Миссия учителя в реализации концепции «Школа Минпросвещения России». Обучение будет проходить без отрыва от основной профессиональной деятельности педагогов. В том числе благодаря дистанционному формату. При организации образовательного процесса создаются условия для выстраивания индивидуальной образовательной траектории и доступа к обширному банку видео- и аудиоматериалов. Ознакомиться с более подробной информацией, подать заявку сейчас на обучение можно на информационно-методическом портале https://Минобрнаука.РФ (раздел «Концепция»).
– Современная школа требует притока педагогов нового формата…
– Минпросвещения России в рамках реализации нового проекта подготовило методические рекомендации для открытия классов профильного обучения психолого-педагогической направленности. Мы понимаем, что хорошего педагога надо вырастить. Поскольку повсеместно наблюдается проблема выгорания педагогических кадров, старение, нужно внедрять механизмы, которые повышают привлекательность педагогического труда. Министерство просвещения для решения этой задачи предлагает в 10-х классах открыть психолого-педагогические классы с тем, чтобы в рамках профильного обучения преподавать ребятам педагогику, возрастную психологию, физиологию. У нас тоже в Аксайском районе планируется на базе нескольких школ организовать такие классы.
Также внедряется новая концепция в рамках реализации проектов, проводимых Госкорпорацией «Роскосмос». Работа направлена на популяризацию наследия отечественной космонавтики с целью содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи, в том числе в интересах развития ракетно-космической отрасли.
Внедряется концепция предпрофильного образования «Космический класс», разработанная Минпросвещением России. И мы тоже будет рассматривать варианты создания на базе школ космических классов.
– Это не все новшества в сфере образования?
– Несколько слов хотелось бы сказать об изменениях в контрольной деятельности в сфере образования. Поменялись функции Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования. С марта этого года отменены плановые комплексные проверки. И сейчас особое внимание уделяется профилактической разъяснительной работе с образовательными организациями. Формируются графики профилактических визитов.
Они направлены на организацию помощи администрации учебного заведения в построении образовательного процесса без нарушений действующего законодательства.
Поэтому Рособрнадзор активно, а именно раз в два месяца сейчас проводит обучающие вебинары, мониторинги. Особое внимание уделяется анализу сайтов образовательных учреждений, поскольку одна из главных целей образования – доступность и прозрачность.
Сайт учебного заведения позволяет любому родителю, не приезжая в школу, увидеть педагогический состав, особенности образовательной организации, кадровый потенциал, образовательные программы, которые реализуются в той или иной школе и детском саду.
Главным событием сегодняшнего дня является государственная итоговая аттестация. Она завершится к концу июня, и с новыми силами мы войдем в очередной учебный год.
Задачи перед нами поставлены, приоритетные направления движения определены. И мы начинаем подготовку к нашему важнейшему мероприятию – ежегодной августовской педагогической конференции, на которой будем обсуждать все основные проекты с руководителями образовательных учреждений и педагогической общественностью.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!