Как откровенье, песня льется…
Новость в рубрике: Избранное, ФестивалиВ станице Старочеркасской прошел фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». Этот фестиваль проводится в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области. Координацию работы по проведению фестиваля осуществляет министерство культуры Ростовской области, организатор – Областной дом народного творчества.
Здесь сразу окунаешься в ярмарочную атмосферу. Еще довольно рано, и все дремлет в утренней пасмурности.
По парку медленно выстраиваются лавочники, которые со временем вырастают в целый «Город мастеров», и нет ремесла, которого не найдешь: гончарные изделия, кружевные салфетки, вязаные игрушки, роспись, резьба. Наряду с традиционным декоративно-прикладным искусством, соседствуют работы из современных материалов, таких как изолон, пеноплекс, фанера, синтепон.
Незаметно площадь заполняется, и в глазах пестрота от народных костюмов. Ярмарочный дух постепенно проникает повсюду, вновь прибывшего охватывает своим приподнятым настроением.
Три искусницы с удовольствием делятся своими маленькими секретами по созданию оберегов. На первый взгляд, все довольно просто, немного ткани, ваты и ниток. На самом деле существует несколько правил, одно из них – обереги можно делать только на коленях и ни в коем случае не касаться твердыми предметами, такими как ножницы.
– Это очень интересный процесс, если сделаете один, то потом будете постоянно делать. К тому же каждый славянский оберег индивидуален: северная берегиня, неразлучники, подорожница, малышок-голышок. Их можно на коляску повесить, в машину, носить с собой в кошельке. Меня саму они не раз выручали, – знакомит со своим ремеслом Татьяна, участник инициативной группы из Ростова-на-Дону. Наши композиции участвуют в ярмарках, выставках. Одна такая «Казачья свадьба» выставлялась в музее в Вешенской. Мы заняли с ней первое место на областной выставке «Кукла Дона». Эта композиция продолжает путешествовать по разным музеям.
Мастера декоративно-прикладного творчества под стать своим работам. Некоторые ограничились лишь изысканным аксессуаром, выбрав венок из пышных цветов или кокошник, вышитый бисером и золотой нитью. За другими прилавками национальный образ представлен целиком. Все костюмы отличаются цветом, фасоном и украшением, передавая природные особенности родного края. Женские костюмы изобилуют узорами, словно в лучших старинных традициях.
Умелица Ольга Барановская из Тарасовского района рассказывает о том, как знакомые всем настольные игры переделывает на новый лад. Вот «Донское лото» с привычными цифрами и буквами, собрав их, нужно составить слово из казачьего разговорника. На обратной стороне дощечек донские пословицы: «Целым бы остаться да с Доном не расстаться».
– Еще мы создали монополию по сельскому хозяйству. Вместо мегаполиса, банков и ресторанов – лес, тракторы, домашний скот.
Ольга работает в разноплановых техниках, умеет выжигать портреты по дереву (пирография), расписывать зонты акрилом, создавать лаковые миниатюры, выпиливать лобзиком из фанеры. Уж доподлинно: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
– Я раньше преподавала в школе искусств, в образовательном техническом центре. Сейчас мы занимаемся декоративно-прикладным искусством всей семьей. Данная работа очень кропотлива, и если вы захотите стать мастером в этом деле, то понадобятся усидчивость и терпение.
Присутствуют на празднике рукодельницы из Луганска. Расшитые традиционными украинскими орнаментами подушечки, рушники, рубашки-вышиванки сразу притягивают взгляды прохожих яркостью красок.
– Я занимаюсь лоскутным шитьем, вышивкой, получаются сумочки, кошельки, косметички. На данный момент меня увлекла джинсовая бижутерия. Даю вторую жизнь старым вещам, – показывает украшения Светлана Зайцева, член Союза ремесленников и коллекционеров.
Данная общественная организация объединяет мастеров всевозможных специальностей. Здесь те, для кого творчество – один из основных источников радости. Авторы творческой мастерской проводят благотворительные акции для детей.
В одно мгновенье пространство заполняет целая сокровищница прекраснейших мелодий. Такие напевы передают неповторимый характер различных народностей. Коллективы распределяются на «песенных полянах».
На первой поляне «Курдюбочка» устроили музыкальный батл. Строчки казачьих песен переливаются, как прохладные волны Дона. Сеет балалайка звуки, задорно брякают бубны, помогают артистам трещотки и ложки. В припевах слышен громкий свист и жизнерадостный девичий визг.
На фестиваль съехалось более 40 самобытных коллективов из дальних уголков Ростовской области: Матвеев Курган, Сальск, Семикаракорск, Зверево…
– Должна жить народная традиция, казачья традиция, в первую очередь. У нас, на Дону, не только казаки живут, у нас есть армяне, осетины, ассирийцы и многие другие диаспоры. Они все сохраняют свой исключительный уклад жизни, язык. Сегодня в фестивале принимает участие украинский коллектив «Червона Калына». И мы рады всем, любим всех. И вместе мы сохраняем свои национальные особенности, – сообщает организатор мероприятия Александр Венглевский.
Многие коллективы существуют на добровольной основе, и сложно представить, как удается пожилым женщинам отрываться от домашних хлопот и в назначенное время спешить на репетицию. Но, видимо, так устроен наш народ – в радости, в печали – везде с песней.
На поляне «Донские казаки» красуется ансамбль Василия Кабанова «Казачья душа». Статные высокие казаки затягивают песню душевным тенором о раздолье и великолепии донской степи.
– Вот они где, недра народного духа! – вдохновенно произносит гость в папахе.
Лиричные звуки сменяются радостными мотивами, энергично и свободно взлетает белый кружевной платочек, добавляя танцу особую пикантность. Покачивая бедрами, одна казачка сменяет на импровизированном танцполе другую.
– Какие заводные бабульки! – выкрикивает девушка в цветастом воздушном платье.
Вокалисты с удовольствием приглашают гостей спеть с ними куплеты, ставшие памятной гравировкой в сердце любого, кто живет в разноцветном буйстве донских просторов, завлекают в игривые, живые переплясы. Но одну гостью фестиваля почти все коллективы-завсегдатаи давно знают в лицо. Так и не скажешь, что она не член их творческой группы.
– Я стараюсь бывать на всех фольклорных фестивалях. Не помню, кто написал: «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы». Это как раз про меня. Я профессионально умею слушать казачьи песни. Тексты песен знаю все с детства, еще бабушка с дедушкой играли их. Вот и пою для себя, для души, – говорит Ольга Кравченко из Шахт.
Следующая остановка – поляна «Солнечная». Здесь выступает коллектив музыкальной школы имени Еждика города Сальска под руководством заведующей отделением фольклорного ансамбля Анастасии Гладкой. Залихватская казачья песня льется на всю округу. Молодые стройные казачки то притопнут каблучком, то завертятся волчком.
Заинтересовывает то, что юные девицы в образах, один другого краше. Яркие цветы распустились на черном фоне пышной юбки одной участницы, красные широкие рукава, зауженные у локтя, охватывают тонкие запястья другой совсем юной солистки.
Каждый костюм уникален и требует внимательного рассмотрения, – отвечает Анастасия Николаевна. – На девушках разные костюмы, потому что все участницы ансамбля солистки. Изначально мы решили сшить сольные костюмы, на следующий год планируем пошить одинаковые. Школа не финансируется, все делают родители.
Для многих ребят приобщение к культурному казачьему наследию – это возможность самореализации. Когда они выступают, ощущаешь многогранность культуры донского казачества, а они просто светятся изнутри. Сейчас, стоя здесь, эти артисты распространяют неведомую силу, и широкие счастливые улыбки не сходят с их лиц. Молодежь начинает жить этим.
Последняя, но не менее интересная «Гулебная поляна». Куда ни посмотри, казачья и русская народная мода, прошедшая сквозь века. С одной стороны, выверенные фасоны, в которых фантазия допущена лишь в деталях, богатые сочные краски у сарафанов, роскошь убранства. С другой, костюмы, вобравшие в себя всю живость и праздничность казачьей традиционной одежды, но выполненные в современной манере.
Своей необычностью привлекает костюм, выполненный в спокойных шоколадных тонах с мелким рисунком.
– Сценический костюм пошит по типу традиционного женского костюма XIX века. Это самый распространенный фасон казачьей блузы, свободный покрой, без талии, называют еще «разлетайка», – объясняет участница ансамбля «Донцы» Анна Свиридова из Новочеркасска.
В некоторых донских станицах такие казачьи парочки называли бабешками (бабошками).
Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носительницы. Казачья мода – это отдельный культурный пласт.
Говорят же в народе: «У казаков, знаете, какая песня бесконечная». Так и здесь переливающиеся мотивы, сопровождаемые звонкими голосами, раз за разом переносят в другую фольклорную реальность.
– В нашем репертуаре песни Верхнего Дона. Мы стараемся быть аутентичными, выбираем старинные казачьи песни, поем также композиции в современной обработке, – дает комментарий Анна Дмитриевна.
Погрузившись в смысл слов, понимаешь, насколько они простые и в то же время глубокие.
– Вы проживаете, вдыхаете, думаете одновременно, когда исполняете песни не под фонограмму. В текстах все завуалировано, о чувствах и переживаниях говорят в символах, и люди их расшифровывают, – поясняет заслуженный работник культуры Александр Венглевский.
Сколько бы ни было на аллеях людей, все они выглядят как одна большая и дружная семья. Каждый каждому близок и понятен, всех объединяет волнующая и величественная песня.
– Наша донская песенная культура основывается на протяжной песне. А современному слушателю требуется музыка повеселее. Я убежден, что исполнить, сыграть казачью песню может человек, проживший достаточное количество времени, потому что он уже прошел через те ситуации, о которых поет: расставание с любимым, проводы в армию. К тому же песню нельзя загонять в инструментальный ящик. Не секрет, что мы при пении завышаем интервалы, а если под баян петь, уже голос естественным образом развертываться не будет, – продолжает разъяснять Александр Альбинович.
Люди стягиваются к главной сцене парка, где уже через минуту начинается Гала-концерт. Фольклорное движение, разнообразное по формам, задачам и составу участников сегодня объединяет в своих рядах как молодежь, так и людей почтенного возраста – любителей и профессионалов.
– Мы существуем уже 30 лет. Нас любят зрители, нас приглашают во многие города и районы области, и мы едем. Мы стараемся возрождать лучшие традиции и популяризировать казачью песню не только в нашей стране, но в ближнем и дальнем зарубежье тоже, – знакомит с деятельностью ансамбля казачьей песни «Любо» хормейстер Юрий Хачатурян.
Действительно, исторические песни можно услышать в домашних застольях, на «беседах», в дружеском кругу. Сегодня еще есть энтузиасты, разыскивающие истинных исполнителей и знатоков народной песни. Все меньше остается носителей этих песен.
Поэтому руководители ансамблей стараются популяризировать песенную культуру.
– У нас есть авторские песни, мои в том числе, но в основе репертуара – старинные казачьи песни. Это те песни, которые люди поют в хуторах, станицах Нижнего Дона. Наша задача – сохранить фольклор Нижнего Дона. Вплоть от Калача-на-Дону до города Азова, где мы бываем, везде делаем экспедиционные зарисовочки, – говорит Юрий Арамович.
«Кровавую пищу клюет под окном…», – прерывают строчки старинной казачьей песни наше интервью.
Чем больше вслушиваешься в исполнение вокалистов, тем больше замечаешь удивительные особенности каждого отдельного коллектива. Но везде прослеживается исключительная специфика исполнения именно казачьей песни. Ее не спутаешь ни с чем.
Вот все как один огласовывают согласные, потом, вступая после мужского запева, казачки многоголосно распевают: «е-е-е…» Словно отдельными галочками ставятся высоким сопрано восклицания и междометия: «Оу!».
– Встали утром рано, ехали, ехали к вам, торопилися да десять раз по дороге заблудилися, – звучат со сцены заклички.
– Сами-то мы с Кудыкиных гор. Бывали и в Италии, бывали и далее. Но все равно, кроме России, нет краю красивее.
С такими высказываниями и не поспоришь. В зрительных рядах неустанно хлопают в ладоши, ликующе шумят и не в силах усидеть на месте то и дело пританцовывают и покачиваются из стороны в сторону, словно ковыль на ветру.
Постоянный гость всех фольклорных фестивалей, который сидит на первом ряду, дирижирует в такт и, подпевая, отстукивает ритм всем выступающим ансамблям.
– За 20 лет я не присутствовал на таких фестивалях только два раза по уважительным причинам. Мы этим живем, для нас это праздник жизни. Любовь к казачьим песням, культуре, обычаям не увядает никогда, – воодушевленно рассказывает Николай Кравченко.
И тут пошла большая пляска. Перед сценой восьмилетний казачок Григорий пускается в присядку, а к нему выплывает, как синяя лебедушка, совсем маленькая казачка. Немного в отдалении более сдержанно в движениях, но не менее увлеченно танцует пожилая пара. Оживление царит и за сценой. Мужчина с колоритными усами обхаживает казачку, он аккуратно кружит партнершу вокруг себя, сжимая ее ладонь крепко, но бережно.
Сопровождаемые пением танцы стали смелее и раскрепощеннее. Татьяна Ануфриенко приехала в гости из Элисты. В данную секунду она целиком отдана песне и погружена в музыку. Выставив вперед руки, она плавно движет ими и синхронно выстукивает ногами.
– На таком фестивале я первый раз. Но все эти песни мне знакомы, жили мы на границе с Ростовом, с братьями и сестрами исполняли их. У казаков я увидела давно утерянные традиции, узнала, что такое настоящий праздник. Необъятная русская душа, копнешь, углубишься, увидишь, как полыхает она огнями всех присущих ей достоинств, – оживленно делится впечатлениями Татьяна Семеновна.
Несмотря на периодически срывающийся дождик, люди не расходятся до самого конца. После того, как сцена пустеет, еще долго эхом природа разносит фольклорные мотивы. А участники и гости фестиваля обмениваются трепетными чувствами, которые пробудила в них казачья песня.
– Дон ты вольнай, Дон, да раздольнай…
Больше фото смотрите в разделе «Фотогалерея»
Влада ЕРЕСЕНКО
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!