Интересный Ростов
Новость в рубрике: КультураВ донской столице много мест, связанных с историей российского флота. Есть памятные места, связанные с историей флота и именем Петра Великого, в современном Ростове-на-Дону. В историческом центре города – Петровская улица, в самом начале Большой Садовой, неподалеку от берегов речушки Темерник, на стилизованной крепостной стене с ядрами установлен петровский кораблик.
Прототипом для парусника стал любимый корабль Петра «Инерманланд», который участвовал в победных морских сражениях на Балтике. Суда подобного типа не плавали по Дону, это дань уважения создателям русского флота. На берегу Темерника Петр организовал ремонтную судоверфь, где приплывшие по реке корабли дооснащались оружием и ремонтировались после трудного перехода перед тем, как устремиться навстречу противнику. На городской набережной радует гостей Ростова свето-музыкальный фонтан «Петровский».
Но, пожалуй, самое оригинальное творение – скульптурная композиция «Богатый источник» – открыта 15 сентября 2018 г. на Богатяновском спуске. Здесь изображен молодой российский царь Петр I в форме Преображенского полка и казак, подносящий ему чашу с родниковой водой из источника, которому волей государя было дано красивое название – «Богатый колодец». Скульптор – заслуженный художник России, профессор ЮФУ Сергей Олешня и архитектор Юрий Дворников.
На стене укреплена информационная доска, рассказывающая о событиях 1695-1696 гг., когда Россия под предводительством молодого царя одержала первую яркую победу над серьезными противниками – Османской империей и Крымским ханством.
Существует легенда, рассказывающая о том, как император дал название источнику. В 1695 году, в жаркое летнее время, шел Петр на Азов со своим войском, спускаясь вниз по Дону. Во время стоянки он обнаружил родник с чистой и холодной водой, который бил сильной струей и стекал по балке к реке. Петр I утолил жажду ключевой водой и произнес судьбоносную для всей истории города фразу: «Богатый колодезь! Приметить места и запомнить накрепко, ибо на будущее усматриваю здесь место к городовому строению угодное». Название прочно вошло в географический лексикон, и даже в правительственных документах того времени устье Темерника так и называлось «урочище «Богатый колодезь». Именно родник стал основополагающей привязкой к месту заложения крепости Дмитрия Ростовского, давшей начало городу Ростову-на-Дону. Много поколений пили воду из источника. Ростовчане называют этот район Богатяновкой, и проспект, уходящий вверх от реки Дон (бывший Кировский), теперь носит название Богатяновский спуск.
Оригинальным памятником петровским походам и истории создания флота России стала яркая мозаичная картина в одном из подземных переходов города «Будни перед сражением». Костюмы казаков и царских солдат, оружие, корабли – все исторически достоверно. Уникальность картин в ростовских переходах в том, что выполнены они в 80-е годы ХХ в. не из мозаичной крошки, а из обычной кафельной плитки, правда, чешского производства и очень высокого качества. Эту кропотливую работу выполняла бригада облицовщиков Мостоотряда № 10, а сюжеты картин разрабатывал лепщик Юрий Никитович Лабинцев. Кстати, Ростов-на-Дону – единственный город в стране, где подземные переходы украшены мозаичными картинами.
Вспомним лишь некоторые факты и героические имена, связанные с донской землей.
Имя адмирала Федора Федоровича Ушакова носит бывшее морское училище, ныне Ростовский филиал Новороссийской государственной морской академии. Службу во флоте он начинал на Азовском море (1768 г.), командовал прамом (небольшое парусно-гребное судно, вооруженное пушками), охранял устье Дона от всевозможных турецких атак, руководил доставкой леса с верховьев Дона в Таганрог. Его называли Суворовым на море. Адмирал не потерпел ни одного поражения в баталиях с превосходящими силами неприятеля, не потерял ни одного корабля, ни один матрос, служивший под командованием Ф.Ф. Ушакова, не попал в плен. Ф.Ф. Ушаков, единственный из российских флотоводцев, причислен Русской православной церковью к лику святых и является небесным защитником российских моряков. На ростовской набережной установлен памятник адмиралу, а на территории морской академии построена часовня его имени.
В Азове открыта скульптурная композиция, посвященная победам российского флота. Ее основу составляет фигура адмирала Михаила Лазарева и собирательный образ кораблей, носивших в разные времена имя этого города, в виде линейного корабля первой трети XIX века. Монумент символизирует победу в Наваринском морском сражении, которое состоялось 20 октября 1827 года. В нем участвовали, с одной стороны, соединенная эскадра России, Англии и Франции, с другой – турецко-египетский флот. Решающий вклад в победу сражения внес 80-пушечный корабль «Азов». На капитанском мостике стоял адмирал М.П. Лазарев. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии. За Наваринский бой линкор «Азов» и флотский экипаж удостоились высшей награды – кормового георгиевского флага. Михаил Лазарев был произведен в контр-адмиралы за «отличие».
Вошел в историю легендарный крейсер «Варяг», и в составе его команды был единственный ростовчанин Иван Ефимович Капленков. В далеком 1904 году Япония без объявления войны напала на Россию. В нейтральном корейском порту Чемульпо находились крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», которые и приняли неравный бой с целой эскадрой. Вместе с другими оставшимися в живых моряками Иван был поднят на борт французского крейсера, а потом экстрадирован в Россию. Отважным морякам устроили прием в царской резиденции, где император Николай Второй лично прикрепил на грудь каждому матросу Георгиевский крест, назначил пожизненное жалование и разрешил желающим уйти с военной службы «на гражданку». Иван уехал в Ростов к невесте, здесь пережил революцию, Гражданскую войну и немецкую оккупацию. Похоронен Иван Ефимович на братском кладбище.
Был у нас и свой революционный корабль, «Донская Аврора» – яхта «Колхида», стоявшая на капитальном ремонте у причала судостроительного завода И.Д. Пастухова. Ночью 26 октября 1917 года радист яхты большевик Кузьменко принял радиограмму с известием о том, что Временное правительство низложено, власть перешла к большевикам. 17 ноября в Ростове был создан военно-революционный комитет, объявивший себя высшим органом Донской области, и все шесть дней, когда в городе шли бои, комитет находился на «Колхиде», радист судна передавал в Петроград радиограммы о положении в городе Ростове и в целом на Дону.
Одним из главных символов Великой Октябрьской Социалистической революции стал крейсер «Аврора». Но мало кто знает о том, что в Ростове жил машинист крейсера Владимир Семенович Щербаков – участник события, изменившего эпоху. В документах унтер-офицера Щербакова можно прочесть: «Назначен для плавания на крейсере «Аврора», август 1914 г.». Похоронен Владимир Семенович на Верхнегниловском кладбище города в Железнодорожном районе.
В Ростове-на-Дону, возле колледжа водного транспорта , одного из старейших учебных заведений области, установлен памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову, который особенно отличился в трех знаменитых сражениях: Наваринском (1827 год), Синопском (1853 год), участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны 1854 – 1855 годах.
Еще одно легендарное имя – арктический мореход, старший лейтенант российского флота Георгий Яковлевич Седов, который в 1912 году предпринял одну из самых волнующих и трагических экспедиций к Северному полюсу. Горячий патриот своей Родины, он не мог примириться с тем, что Россия, владея гигантским по протяженности побережьем Северного Ледовитого океана, многими его островами, не водрузила на полюсе своего флага. Он учился в ростовских мореходных классах им. графа Коцебу (позже мореходное училище). Мемориальная доска установлена на здании этого учебного заведения, а на улице Седова можно увидеть его бронзовый бюст из белого мрамора. На фронтоне памятника начертаны слова Георгия Яковлевича: «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы. Россия может гордиться ими».
А какие знаменитые парусники принадлежали довоенной мореходке! Полюбоваться баркентиной «Вега» на ростовские причалы приходили толпами. Под ее парусами курсанты проходили практику, выходили в плавание по Дону, Азовскому и Черному морям. Именно это судно в середине 1930-х годов снималось в легендарном советском фильме «Дети капитана Гранта». Главную роль – сына капитана Роберта – исполнял юный ростовчанин Яша Сегель, впоследствии киноартист и киносценарист, он лихо взбирался по вантам, распевая песенку про веселый ветер. После войны, в 1954 году, ростовчанам передали корабль «Альфа», он был снабжен и парусами, и дизельным двигателем. Это судно тоже ждал кинематографический успех, его выбрали для съемок феерии Александра Грина «Алые паруса», а позже судно участвовало в съемках еще трех фильмов: «Прощай», «Море студеное», «Чертова дюжина». Несколько лет «Альфа» стояла у причала ростовской набережной, в каютах и кубрике размещались детские морские клубы, а летом – пионерские лагеря.
Можно еще много назвать интересных имен, связанных с нашими учебными заведениями: речным училищем, колледжем водного транспорта и Ростовским филиалом государственной Новороссийской морской академии им. Ф.Ф. Ушакова. Это и дончанин Герой Советского Союза Цезарь Львович Куников, командир десантного отряда, захватившего плацдарм на «Малой земле» под Новороссийском, с которого и началось освобождение города в сентябре 1943 года, и выдающийся ледовый капитан, командир ледокола «И. Сталин», Герой Советского Союза Михаил Прокофьевич Белоусов, и участница морских сражений в годы Великой Отечественной войны, капитан Наталья Николаевна Кисса, и дерзкий подводник, «личный враг фюрера», Герой Советского Союза, контр-адмирал Николай Александрович Лунин и многие другие, о ком рассказывают на встречах с молодежью ветераны Ростовского-на-Дону Морского собрания.
Совсем недавно, в 2018 году, в сквере Седова на Аллее Славы открыли памятник, посвященный морякам, погибшим за освобождение Ростова. Полное его название – «Водникам Дона всех поколений, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость Российского Отечества». Созданием памятника занималась Ассоциация «Водный транспорт Дона».
О.И. Костюкова, экскурсовод, действительный член национальной Академии туризма (Санкт-Петербург)
Отправить ответ
1 Комментарий на "Интересный Ростов"
Очень интересная статья. Сколько бывали с семьей в Ростове, но таких местах первый раз города первый раз прочла. Теперь когда будем в отпуске, поедем посетим эти памятные места Ростова