Откровенный рассказ аксайчанки о том, как легко оказаться заложницей алкоголя, даже когда ты успешна, умна и любима
Новость в рубрике: ЗдравоохранениеС 18 по 24 августа 2025 года Министерство здравоохранения Российской Федерации объявило Неделю отказа от алкоголя. Потребление алкоголя в настоящее время является одним из главных факторов смертности трудоспособного населения. По оценке экспертов, с потреблением алкоголя связаны 69 процентов смертей от цирроза печени, 61 процент – от кардиомиопатии и миокардита, 47 процентов – от панкреатита.
Женский алкоголизм – не такой распространенный, как мужской, но его воздействие и негативный эффект более существенны. Обычно женщины чаще мужчин скрывают пристрастие к спиртному. Постепенно развивается тайный алкоголизм, который в один прекрасный момент становится очевидным. Но в этот момент лечению он практически не поддается, так как достигается последняя стадия алкоголизма, очевидными признаками которой становится деградация личности.
…Она была отличницей, комсомолкой, красавицей. Руководила пресс-службой администрации региона, получала благодарности от Губернатора. А вечером прятала пустые бутылки под кровать. Это не сценарий сериала. Это жизнь нашей собеседницы. Сегодня она не употребляет алкоголь вовсе. И хочет, чтобы ее история спасла хотя бы одного человека.
К нам в редакцию обратилась женщина, назовем ее Анастасией. Она позвонила и сказала буквально следующее:
– Ваша газета неоднократно публикует материалы на тему здорового образа жизни и не только. Много материалов посвящено интервью со специалистами о вреде наркотиков и алкоголя. И… Я хочу поделиться своей историей. Рассказать, насколько легко попасть в ловушку зависимости и как трудно выбраться оттуда самостоятельно. Может быть, моя история станет поддержкой для кого-то другого, кому еще предстоит сделать первый шаг навстречу новой, свободной жизни.
Я росла в благополучной советской семье, где царили любовь и взаимопонимание. Отец, талантливый мастер-кузнец, мама – интеллигентная и целеустремленная инженер-технолог, мечтали видеть меня и моего родного брата успешными и счастливыми людьми. Спиртное на столе – только в Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 Мая и 7 ноября. В общем, родители мои были практически непьющими.
Мои школьные годы – это семь лет обучения в музыкальной школе по классу фортепиано, первый юношеский разряд по лыжам, игра за сборную школы по баскетболу, заочные курсы стенографии, на пишущей машинке печатала – как играла на пианино, вслепую, дополнительные занятия по английскому языку (просто родители так хотели, чтобы мы с братом освоили этот язык глубже, чем дает школьная программа). А еще студия балета, занятия в академическом хоре районного ДК, кукольный театр, театральная студия… Причем, мне это все нравилось, родителей и брата я безумно любила! А какая насыщенная у меня была общественная жизнь – председатель совета пионерского отряда, затем – председатель пионерской дружины школы, секретарь школьной комсомольской организации…
Экскурсионные путешествия чуть ли не по всей стране всей семьей во время отпуска, обязательные поездки к морю…
Именно так прошло мое школьное детство: светлое, счастливое, щедрое на события. Я была твердо уверена в себе, своих знаниях (в аттестате одни пятерки), любила жизнь, всех людей на планете Земля.
Такая вот картинка. Только уже тогда на ней были, назову это, «пятнышки».
Нам было смешно
Нас было несколько школьников. Первый прием алкоголя – а это был сразу стакан рома – в летнем лагере после восьмого класса, первая сигарета, после такой «ударной» дозы потеря памяти. То есть, полное отсутствие контроля за свои действия. Говорят, я уснула. В беспамятстве, получается. Я очень четко до сих пор все это помню. Когда память вернулась, мы вспоминали, кто что делал, нам было смешно! Потом алкоголь был в десятом классе на Новый год, родители отпустили встретить его с одноклассниками. Шампанское. Память не теряла, но вот зачем оно было? Тоже очень хорошо все помню, нам было и без шампанского весело. Просто, что так надо? Чтобы – что? Чтобы выстрелило в полночь?..
«Дядя Вася, выпустите нас!»
Первый студенческий Новый год. Я с однокурсницей, много шампанского и вахтер дядя Вася, который со слезами уговаривал нас не выходить на тридцатиградусный мороз в туфельках и без верхней одежды. А мы кричали: «Дядя Вася, выпустите нас, нам жарко!» Извинялись потом.
Первый свой вуз я не закончила. Как я сейчас понимаю, косвенно алкоголь, все же, при чем. Долгая отельная история. Потом – новая попытка, новая учеба, новая работа. И везде – алкоголь. «Вылазки» на природу, посиделки в нашей кооперативной квартире, где хозяйничала я одна, родители пока не собирались в нее переезжать. Я не видела проблемы. Ну, выпили, ну, повеселились…
Замуж я не вышла
С человеком, который вскоре стал отцом моей единственной дочери, встреча на домашней вечеринке, где звучала музыка и вино текло рекой. Совместное употребление алкоголя создало иллюзию близости, приведшую к необдуманному поступку. Замуж за того мужчину я не вышла. Мои мама с папой наконец-то переехали в нашу кооперативную квартиру, мы стали жить все вместе, я родила, и даже не знаю, если бы не родители, как бы сложилась моя дальнейшая жизнь. Заботу о младенце взяли на себя, а я продолжила учиться, закончила институт, по распределению уехала в другой город. Дочери было к тому времени три года. Трезвый образ жизни тогда еще присутствовал, когда я поняла, что беременна, и потом, пока кормила грудью. Но как только период кормления закончился, алкоголь снова вот он – «посиделки» после занятий с подружками в институтском сквере, опять же – туристические походы, непременно фляжка с крепким спиртным у каждого в рюкзаке – вот зачем? И так же все было замечательно. Вот этого я до сих пор не пойму. Как «не забыть взять хлеба и картошки» в поход, так же звучало «не забыть взять выпить».
«Пятничные» подруги
Окончание института, распределение, переезд в другой город всей семьей – я, дочь, мои родители. Затем три с половиной года на предприятии по распределению и 15 лет на госслужбе. Пресс-служба Администрации области, командировки, благодарности. И – пять подруг, таких же мам-одиночек, как я.
Мы собирались по пятницам, после работы. Наши взрослевшие без нас дочери – с родителями. Спиртное, смех. Потом – уже не только по пятницам. Мама звонила вечером и сразу понимала:
– Ты пьяна.
– Нет!
– Ты спиваешься.
– Нет!
Мама грозила прийти на работу, рассказать в отдел кадров, даже грозилась лишением меня родительских прав. А я…
Я кричала: «Я – не алкоголичка! У меня должность! Меня уважают!»
Алкоголь стал моим спутником. Прочно. Я заработала себе гипертонию. Врала врачам, что не употребляю спиртное, врачи неверно из-за этого искали причину. Дочь выросла, после института уехала в столицу.
Последний (или не последний) звонок
После болезни не стало папы. Дочь в другом городе. Мы с мамой живем в разных квартирах. Каждый мой вечер заканчивался сначала половиной, затем целой бутылкой водки. Приходила на работу, от меня понятно чем пахло. Иногда по утрам мне говорили, что в моем кабинете пахнет, как в винной бочке, на что я отвечала: «Доктор для стабилизации давления прописал 50 грамм коньяку ежедневно».
А частенько, когда я признавалась кому-то из коллег, что вчера, например, нагрянули неожиданно гости и гуляли-пили почти до утра, слышала в ответ: «Да? А по тебе и не скажешь!» И на самом деле, мой внешний вид был очень даже ничего, никаких проявлений человека, злоупотребляющего алкоголем, не наблюдалось. Выдавал только перегар. Это меня более, чем удовлетворяло. Мне не верили, что накануне я крепко пьянствовала!
Меня уволили после того, как проспала совещание. Пьяная. Пожалели, уволили по сокращению штатов. И тогда случился первый мой запой. Я неделю никому не открывала дверь, а, собственно, никто и не приходил (маме я успела наврать, что уехала в Чечню с благотворительным грузом в командировку и когда вернемся – неизвестно). Ночью выползала в круглосуточный ларек за водкой.
Спасла дочь. Один-единственный звонок:
– Мама, приезжай! У тебя здесь будет работа!
Я собрала чемодан. И знала: это бегство. Уже потом, из столицы, позвонила маме и сказала, что не вернусь… Мама плакала, потом положила молча трубку и еще долгие месяцы, слыша в телефоне мой голос, нажимала на кнопку «отбой»… Мамочка моя… Она так и не дожила до счастливого момента…
Продолжение читайте в следующем номере.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!