Экспонаты Аксайского военно-исторического музея воссоздают историю города Аксая
Новость в рубрике: Городское поселение, Избранное, КультураСтепи, холмы, перелески, балки, заросшие кустарником, полноводная река Дон с его притоками многие тысячелетия привлекали людей своими богатствами. Курганы, некрополи и акрополи, стоянки людей каменного века, изученные и раскопанные археологами и еще не изученные, напоминают о жизни первых людей на земле у слияния рек Аксай и Дон.
Свидетель древней истории города – Кобяково городище. Это изученное археологами место у слияния городов Аксай и Ростов-на-Дону подарило большое количество экспонатов музеям России. Сокровища из погребения сарматской царицы: золотые украшения самой царицы и богатая конская сбруя с золотыми нашивками, а еще шкатулки, керамические сосуды, колокольчики-обереги, амулеты, серебряная ложка, нож и стеклянный флакон, в котором даже сохранились остатки благовоний, сегодня представлены в золотой коллекции «Сокровища донских степей» Ростовского областного музея краеведения, каменные орудия труда, грузила, фрагменты сосудов хранятся в Аксайском военно-историческом музее, а основные находки Кобякова городища, включая предметы из золота, украшения конской сбруи, оружие и другие артефакты, хранятся в Государственном Эрмитаже. Очень много находок «черных копателей» разошлись по частным коллекциям всего мира. Само название Кобяково городища, по версии некоторых историков, ошибочно связывают с именем хана Кобяка, который в конце XII века частенько вмешивался в политическую борьбу соседей. Именно он в 1180 году помог Святославу Всеволодовичу овладеть Киевом. На этой территории в различные времена сменяя друг друга жили меоты, сарматы, готы, аланы, гунны, авары, хазары. По словам А.А. Миллера, «по количеству расположенных друг над другом культур Кобяково городище является самым ценным в СССР. Человек жил здесь непрерывно в течение ряда тысячелетий и оставил мощные культурные слои. Культура древних слоев городища пока загадочна». В IV веке нашей эры город замирает, и последний культурный расцвет на месте Кобякова городища относится к византийскому средневековью, от 8 до 12 века нашей эры.
После XII века эту территорию называют «Диким полем», где нет постоянных селений людей. В международной политике земли современного города Аксая в начале XVI века относятся к барьерной пограничной территории. Это было место обмена отрядов сопровождения послов на границе с Османской империей (Оттоманской Портой). Но уже в этот период свои первые городки на Дону создают казаки. Однако поэтому первые городки подвергались уничтожению турками.
Тем не менее, рыболовецкий стан основывался казаками на аксайской земле вначале как временный населенный пункт, ненанесенный на карту, и только в начале XVIII века как Усть-Аксайский стан. «Донское серебро» – рыба присутствовала в реке в большом количестве, составляя основной источник дохода и провизии казаков.
Свидетелем истории восемнадцатого века стал современный музейный комплекс «Таможенная застава». Его экспозиция поведает о торговой и международной политике Российского государства в первой половине восемнадцатого века, о таможенных заставах на устье реки Аксай, введенных в целях препятствования неправомерной торговле на Аксайских ярмарках и проезду купцов с «заповедным товаром». Именно в начале XVIII века начинается массовое переселение из затопляемого Черкасского городка на «Аксайские бугры», как называли нашу местность казаки. Кобяковская слобода, Доломановская улица и набережная были застроены домами на разный манер и кошелек: саманными, деревянными, набивными «мазанками».
Но были и крепкие дома, возведенные в старинных казачьих традициях, – «курени». В наши дни объект культурного наследия «Курень казака Рудухина (Домик Суворова)» отличается от остальных и своей архитектурой, и местом расположения.
Зажиточные реестровые казаки Рудухины имели несколько жилых домов, этот в восемнадцатом веке был самым крупным.
Двухэтажный курень возведен практически без фундамента, имел нижний этаж из «аршинника» – камня-ракушечника толщиной 50 сантиметров и второго этажа по типу «мазанки», ошелеваный деревянными досками. В этом доме зимовал Александр Васильевич Суворов в 1783-1784 годах, а его войско расквартировано во всех низовых станицах Дона. Свои письма в то время начальник Кубанского корпуса подписывал «Усть-Аксайский стан», их копии бережно хранятся в фондах Аксайского военно-исторического музея.
Только на картинках остался свидетель истории рубежа – Троицкая церковь, которая располагалась на территории современной площади Героев. Вначале из Черкасского городка перенесли в Усть-Аксайский стан деревянную церковь.
Построенная в 1792 г. на средства граждан станицы Аксайской каменная церковь с колокольней включала пять престолов.
Построенная в традициях классицизма, была произведением искусства не только с архитектурной стороны, ее внутреннее убранство показывало добродетель станичников, жертвовавших храму иконы, утварь и книги, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Многоярусный резной золоченый иконостас в стиле рококо был создан в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Растрелли. Стоимость церковной утвари составляла около 100 тысяч рублей. При церкви в XIX веке работала двухклассная церковно-приходская школа – первый из трех источников образования в станице Аксайской.
В первой трети девятнадцатого века казаки не очень любили новую столицу Войска Донского – город Новочеркасск. И вода далеко, и река далеко, и дороги еще плохи. А станица Аксайская росла и в ширь, и в высоту. Многие казаки уехали из разжалованного Черкасска и поселились в станице Аксайской. Так при Наказном атамане Иловайском из войсковой казны выдавалась беспроцентная ссуда тем, кто построит каменный и кирпичный дом на улице Доломановской, сама улица была выпрямлена, вымощена булыжником. Здесь открылись большие и маленькие магазины и торговые лавки. Но основная торговля была на ярмарочной площади у набережной Дона. И в течение почти тридцати лет с 1805 года в войсковое правление поступали предложения перенести столицу Войска Донского из Новочеркасска в Аксай. И только 18 октября 1837 года император Николай I лично осмотрел город и Аксайскую станицу и решил оставить все по-старому, ибо перенос донской столицы стоил бы огромных средств, которые выгоднее было употребить на благоустройство Новочеркасска. Так споры о переносе были остановлены.

Эта фотография сделана в день приезда 31 июля 1869 года цесаревича Александра, будущего императора Александра III и показывает размер станицы. Хорошо видны статные дома, каменная набережная, пристани, храмы. Имя фотографа Антонопуло Иван Антонович.
«Дон нас топит, но он нас кормит», – говорили казаки. Речная пристань в Аксае была важным звеном в экономике Аксая и всей страны. Лес, уголь, зерно, соль, металл – это неполный перечень стратегически важных товаров, перевозимых речными судами. Пристани в станице были две, позднее три, работники были загружены работой от рассвета до заката. В 1840 – 50-х годах основным перевозимым по реке товаром стал каменный уголь для судов города Таганрога. И только железная дорога умалила роль пристани Аксая. В 2004 году пристань в Аксае упразднена.
Через три десятка лет в станице Аксайской в 1825 году был построен Успенский храм. Он был заложен 15 августа 1822 года и освещен в сентябре 1825 года. По данным Донских епархиальных ведомостей, утварью церковь была снабжена богато: «…в ней есть Евангелие 1815 г., замечательное по своей отделке, в серебряном позлащенном окладе, усыпанное 365 яхонтами, 89 изумрудами». В алтаре имелась замечательная по рисунку и исполнению гобеленовая ткань с библейскими сюжетами. Высокий и величественный, он располагался на почтовом тракте из столиц Российского государства на Кавказ, его купола и колокольный звон были дорожным ориентиром. Сегодня храм, пережив унижение, забвение и перестройку, снова величественно возвышается на своем прежнем месте, отмечает 200-летие своего освещения.
22 мая 1884 г. причт Успенской церкви у казака Бойченко купил двухэтажный каменный дом с подвалом за 3 тысячи рублей, и в течение девятнадцатого и начала двадцатого века содержал церковно-приходскую школу. Учителя, наряду с Законом Божьим, несли важную миссию – ликвидацию безграмотности, справляясь с этим на высоком уровне. После революции это здание было национализировано, и вскоре была открыта семилетняя школа, в 1929 году получившая имя «школа имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМа)», в 1930-х годах здесь учился будущий дважды Герой Советского Союза прославленный летчик-ас Николай Дмитриевич Гулаев. В 1980-х годах здесь расположился Дом пионеров, и сегодня дети получают здесь дополнительное образование в виде кружков и секций.
Вторая треть девятнадцатого века – время расцвета станицы Аксайской. Ее выгодное географическое положение давало мощный толчок к развитию. Россия присоединила Кавказ, началось бурное освоение новой территории. Поэтому почтовый тракт стал очень востребованным, Аксайская почтовая станция, учрежденная в 1792 году, то выносилась из границ станицы, то вновь возвращалась, но большое число посетителей следовали на Юг. Но Дон в народе называется «Тихим», но это не всегда так. Если дует «низовка», волна поднимается более полуметра, переворачивая лодки. А если половодье – дороги заливает вода, превращая в трудно проходимое пространство. Вот и стала перед правительством Войска Донского задача – сделать почтовый тракт всесезонным, удобным, с хорошим покрытием. Так была возведена Ольгинская дамба – 14-ти километровая насыпь на левом берегу Дона между станицами Аксайской и Ольгинской. Этот долгострой (дамба строилась девять лет) позволил улучшить шоссе, сделал его круглогодичным, надежным, вошел в историю Дона как чудо инженерной мысли и ручного труда, дал Аксаю экономический подъем, новых мастеров-строителей и ремесленников.
Летним солнечным утром 11 июля 1846 года в станицу Аксайскую съехалось много гостей: Войсковое правление, духовенство, представители соседних хуторов и деревень. Был день венчания ее императорского высочества Великой княгини Ольги Николаевны. Все присутствующие от Троицкой церкви отправились крестным ходом через Дон к мосту, определенному для постройки дамбы. Был совершен молебен о скорейшем завершении полезного дела – устройства удобной переправы на одном из главнейших путей сообщения государства Российского. Проект аксайского плашкоутного моста был разработан, судя по всему, инженер-капитаном И. Н. Фриссом, который также был главным архитектором проекта. Руководил строительством генерал-майор Де-Витте. Наказной атаман Войска Донского генерал от кавалерии Максим Григорьевич Власов всенародно объявил о начале сооружения дамбы и высказал предложение, чтобы предел в новом храме в Махинской станице освящен был во имя Святой и Великой княгини Ольги и в память ее именин, на память настоящего торжества переименовать станицу Махинскую в Ольгинскую и название дамбы украсить именем ее величества. И сегодня в сторону станицы Ольгинской мы едем по этой дамбе, но дере-вянные мосты заменены переездами, ерики Дона спрятаны в каналы под шоссе. Мост был построен в 1855 году и просуществовал до сороковых годов XX века.
Жизнь в станице кипела! Улица Доломановская украсилась фасадами двухэтажных крепких домов. Но хоть и отодвинулась граница от Аксая, но к 1853 году конфликт в Черном море обострился, началась Крымская война. Корабли Турции (Османской империи), Британии и их союзников заходили в Азовское море. Чтобы препятствовать вторжению, в Аксае на место купеческой мастерской в затоне реки Аксай была перенесена судоверфь из Николаева, строительством судов руководил капитан II ранга Певцов. За два года в Аксай доставили большое количество корабельного леса, но нужное количество судов построить так и не успели, поставив в строй 20 канонерских лодок и 50 небольших судов и отправив их на рейд в Азовское море. К тому же на Аксайском мосту поставили охрану, а площадки опор моста в проект были нанесены как вооруженные артиллерийскими батареями укрепления для отпора наступающему по реке врагу. Здесь пролегала третья линия обороны. Но 30 марта 1856 года война закончилась подписанием Парижского мирного договора, планы по созданию линии обороны в жизнь до конца не реализованы, корабли не достроены, а то, что было построено – разобрано и распродано. Так корабельный лес послужил жителям Аксая: доски пошли на строительство домов, часть из них, избежавшая пожаров 1850-х годов, стоит и поныне. Осталось и название «Пороховая балка» от порохового завода, который в ней располагался.
К 1860-м годам потребность в каменном угле кораблей и судов Таганрога, его жителей выросла в разы. Наказной атаман М.Г. Хомутов отправил в военное министерство России рапорт о необходимости строительства железной дороги от Александровск-Грушевска в низовье Дона, до станицы Аксайской. А построена она была уже в 1864 году. Сюда привозили уголь, перегружали на подводы и везли к пристани, чтобы перегрузить на суда и отравить в Ростов-на-Дону и Таганрог, такова была логистика. Но уже через три года и этого объема угля оказалось мало! Вскоре, в 1867 году железную дорогу стали устраивать далее, к Ростову и Нахичевани, завершив работы к 29 июля 1869 года. Одновременно на Кавказ построена сеть железных дорог. Теперь из Москвы до Пятигорска можно удобно и быстро проехать в вагоне по железной дороге, а не трястись по почтовым трактам по ямам, да ухабам. И через пятнадцать лет почтовые тракты были забыты путешественниками, по ним перевозили только корреспонденцию да местные грузы. Так станица Аксайская передала свое торговое и экономическое могущество соседям Ростову-на-Дону и Нахичевани.
Железная дорога стала предметом судебных тяжб казаков, у кого забирали земли под ее строительство, отрезала прямой доступ к рекам, «стучала и гремела», из-за нее перенесли к Троицкому храму и ярмарочную площадь. Но вскоре все смирились с ее существованием.
Станицу Аксайскую в разное время посещали известные люди государства: императоры, писатели, поэты, политические деятели. По почтовому тракту следовали и декабристы, и военные чиновники, и дипломаты. Очень редки фотографии дореволюционной станицы. Эта фотография сделана в день приезда 31 июля 1869 года цесаревича Александра, будущего императора Александра III и показывает размер станицы. Хорошо видны статные дома, каменная набережная, пристани, храмы. Имя фотографа Антонопуло Иван Антонович.
В 50-70-х годах девятнадцатого века после серии пожаров сотрясает новая беда – волны эпидемий холеры, от которых, как принято считать, избавила целительная икона Божьей матери Одигитрии. На месте явления иконы возведена церковь, названная в честь иконы. Этот храм пережил десятилетия страданий, выстоял и сейчас показывает свою красоту и величие, проводя свои службы. Освещенный 6 ноября 1897 года, он сохранил аутентичные росписи стен. Располагаясь на оживленной дороге, он благословляет путешественников в путь, ведь Одигитрия в переводе с византийского значит «путеводительница».
На рубеже XIX и XX веков в станице была сеть учреждений образования: женское училище 3-го разряда, два церковно-приходских училища, мореходные классы, 3 начальных школы.
Начало XX века – это время «остывания» былого величия станицы Аксайской. Но она росла территориально, увеличивалось и число населения. Казаки станицы, как и все казачество, участвовали в войнах Российской империи, стали участниками и первой мировой войны. Станичное правление располагалось на площади перед Троицкой церковью, недалеко располагался лазарет, в котором долечивались участники этой войны. В Аксай стекались весточки с фронтов, а в станице зрели революционные настроения. Центром идей был Аксайский стекольный завод, основанный греком Кондоянаки в 1870-х годах. Здесь работало очень много станичников, это было самое крупное предприятие. В здании около современной администрации города заседала тайная партячейка, потом комсомольская ячейка, в Мухиной балке проходили маевки. Весть о революции в Аксай по телефону передала яхта «Колхида» из Ростова-на-Дону.
Гражданская война практически не тронула станицу Аксайскую, боевые действия были рядом, но не здесь. Через станицу прошла конница красного командира Семена Буденного, в его честь назвали спуск к плашкоутному мосту. Запечатлена память о Соболеве, Бондарчуке и ряде революционных деятелей страны в названиях улиц. Остались и легенды, например, что в колодце на улице Пугачева спрятаны сокровища то ли самого Буденного, то ли белогвардейцев, легенды гласят, что по тайным ходам колодца уходили от преследования белых красноармейцы. Сейчас колодец засыпан, но легенды продолжают бороздить просторы Интернет.
Тридцатые годы века двадцатого – время промышленного строительства в Аксае. Машино-тракторная станция, кирпичный, стекольный и консервный заводы, их дома культуры, детские сады и в 1939 году сделала первый выпуск средняя школа Аксая, она и сейчас стоит на прежнем месте, увеличив объем и этажность. Продолжала работу пристань, национализированы дома богатых купцов и казаков, став коммунальными домами. Закрыты храмы, Троицкий храм был разрушен, Успенский превращен в цеха МТС, и только Одигитриевская церковь сохранилась, но деятельность ее приостановлена. Имение Мухиных расположило лабораторию Ростовского университета, работал пионерский лагерь, создано училище ФЗУ.
Громом прокатилось известие о начале Великой Отечественной войне. Станица отправила на фронт более 12 000 воинов, из них более 3 500 не вернулись, Дважды станица была в оккупации, расстреляны юные герои и председатель стансовета Показанкина. Аксайская переправа была стратегическим объектом, обеспечивающим ротацию войск и эвакуацию граждан.
Победа в Аксай пришла 14 февраля 1941 года, когда силами трех дивизий станица была освобождена. Благодарные станичники сохранили память о бойцах-освободителях в именах улиц, памятных досках, мемориалах и памятниках. 12 Героев Советского Союза, в том числе одного дважды Героя дала Аксайская земля. Их барельефы на главной памятной площади города напоминают о подвиге земляков во имя независимости нашей страны.
Каждое последующее десятилетие знаменует мощный подъем Аксая. Полная электрификация, проведение магистрального газопровода ознаменовали промышленный рост, уже в декабре 1957 года станица Аксайская стала городом Аксаем. Аксай рос и вширь, и в высоту: многоэтажные дома в новой части Аксая создавали образ города. На момент получение статуса города здесь проживали 15 тысяч человек, а в 1995 году уже 35 тысяч.
Сегодня город продолжает тенденцию роста, становится ухоженным, удобным для проживания. Бережно хранит город и свою историю, о которой туристам и горожанам рассказывает Аксайский военно-исторический музей. Каждый читатель сможет прийти в музей и увидеть воссозданную экспонатами историю города Аксая, чтобы убедиться, что нашим городом можно и нужно гордиться и сказать «на Дону есть город-рай, называется Аксай».
О.Н. Загайнова, заместитель директора по научной работе Аксайского военно-исторического музея. / ФОТО из архива АВИМ































Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!