Фронтовая сестра
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Ветераны, Защита Отечества, Избранное, Сельские поселенияМария Васильевна Налобина – ветеран войны. Практически всю Великую Отечественную войну она проработала медсестрой в эвакогоспитале. Ей довелось видеть горе, смерть, пережить бомбежки и чудом остаться в живых. Она не любит смотреть фильмы о войне. Каждый раз, когда начинается очередная кинокартина, Мария Васильевна начинает плакать. Недавно ей исполнилось 96 лет. У нее двое детей, четверо внуков и пятеро правнуков. Она помнит про каждого, знает, когда у них дни рождения, сколько исполняется лет, и не забывает поздравить с праздниками.
Кто на фронт?
Хрупкая медсестра, только что окончившая медицинское училище в городе Прокопьевске Кемеровской области, пришла на собрание в военный комиссариат. Шел 1941 год.
– Кто желает отправиться на фронт, поднимите руки! – раздался голос комиссара.
Среди полутора сотен девчушек, плотно сидевших на лавках, желание изъявила только Мария Васильевна. Спустя несколько минут где-то на заднем ряду робко появилась еще одна рука.
– Пойдете в эвакогоспиталь! – определил военком.
Через два месяца медицинские сестры приступили к своим обязанностям. Их госпиталь перемещался из города в город, следуя за линией фронта. Сегодня названия этих населенных пунктов уже стерлись из памяти, но ветеран до мельчайших подробностей помнит месторасположение медицинского учреждения.
– В одном из городов мы располагались в монастыре. Помню, что была огромная комната, а в ней стояло 150 больничных кроватей. Последним местом пребывания был Архангельск. Мы стояли на берегу Северной Двины. Весь город был в руинах, а пятиэтажное большое здание лесотехнического института, которое нам выделили под госпиталь, уцелело, – рассказывает Мария Васильевна.
В северном городе эвакогоспиталь простоял два года, до самой победы. Ветеран помнит бессонные ночи, бесконечные бомбежки, часы, проведенные у операционного стола – она ассистировала хирургу.
Мария Васильевна с детства мечтала быть врачом, учителем и актрисой. Она узнала, что в Архангельске есть педагогическое училище. Как только у нее выдалось свободное от дежурства время, она побежала подавать туда документы. И ее приняли. Но как учиться, когда она постоянно оказывает помощь раненым?
Но Мария Васильевна так хотела получить диплом учителя, что выход нашла. Она брала учебники в библиотеке. Возьмет одну книгу, положит в карман и в любую свободную минуту изучает предмет. Когда книга заканчивалась, она искала преподавателя, сдавала ему экзамен. Благодаря превосходной памяти это не составило для медсестры большого труда. Да и упорству Марии Васильевны можно было позавидовать.
Через год она изучила весь материал. Чтобы получить диплом, нужно было пройти практику. И опять она выкраивала время между бессонными дежурствами, шла в школу, учила четвертый класс. Мария Васильевна получила диплом учителя начальных классов под грохот орудий.
Жизнь в войну легкой ни для кого не была. Чтобы обогреть госпиталь, требовались дрова. Добывать их приходилось самим. Помогали бойцы, получившие легкие ранения. Вместе с медицинскими сестрами они плыли на островок, спиливали там деревья, делали из них плоты и прямо на них отправлялись на другой берег. Однажды плот, на котором плыла Мария Васильевна, распался прямо в воде, не доплыв до суши каких-то 20 метров. Жизнь нашей героине, которая совсем не умела плавать, спасли раненые.
Тяжело было не только морально, но и физически. Медсестры носили раненых на носилках с этажа на этаж. Гипс, фиксировавший части тела, больных, придавал им веса. Мария Васильевна жалела коллег, всегда вставала впереди, там нести было тяжелее.
Труднее всего было видеть, как умирают раненые. Она до сих пор помнит многих из них.
– К нам поступила 18-летняя девушка с ранением живота. Она так плакала, звала маму. Я подбежала к врачу и стала просить, чтобы он ее спас. Но он ответил, что помочь ей уже нельзя. Буквально через полчаса ее не стало. Солдатика к нам привезли, он был такой маленький, похож на ребенка. Тоже все время звал маму. Он не дожил до утра… Мне очень хотелось, чтобы все раненые выздоравливали, – говорит ветеран Великой Отечественной войны.
Родилась в рубашке
А опасность на каждом шагу подстерегала Марию Васильевну. Как-то раз выдались особенно тяжелые дни. Разъяренный враг бомбил город три дня подряд. Измученные врачи и медсестры валились с ног. Раненых переместили в бомбоубежище, находившееся в подвале здания. Как только установилось затишье, Мария Васильевна решила немного поспать. Она забежала в одну из пустующих палат на третьем этаже, рухнула на кровать и забылась в беспокойном сне. Очнулась от грохота. Не понимая, в чем дело, Мария Васильевна посмотрела в окно. На улице было светло. «От прожекторов», – подумала она. Решила пойти вниз. И только начала спускаться по лестнице, как четвертый этаж рухнул на третий.
Выбежав на улицу, Мария Васильевна наконец поняла, в чем дело. Немецкий самолет сбросил на здание зажигательную бомбу, здание занялось пожаром. Грохот, от которого проснулась наша героиня, был вызван обрушением пятого этажа. Эвакогоспиталь полыхал ярким пламенем, освещая все вокруг. Вот почему на улице было так светло.
Не зная, что делать и куда бежать, Мария Васильевна решила остаться около горящего здания. В этот момент ее жизнь висела на волоске от смерти. Из немецкого самолета, который кружил в небе, враг стрелял из пулемета. Пули свистели вокруг, вонзаясь в землю буквально в сантиметре от медсестры, а она стояла, не шелохнувшись, и была уверена в том, что останется цела и невредима. Ни одна пуля ее даже не задела.
Курс на Дальний Восток
Перед окончанием войны главный врач госпиталя отправил Марию Васильевну сопровождать раненого до Новосибирска.
– Заедешь к родным в Белово, а потом – к моей сестре, привезешь от нее чемодан, – дал задание начальник.
Мария Васильевна всегда была очень ответственной. Она выполнила поручение. В то время, как поезд из Новосибирска уже подходил к станции, в путь уже готов был отправиться другой. На нем эвакогоспиталь отправлялся на Дальний Восток, там разгоралась война с Японией.
– Приехала я этим с чемоданом в Архангельск, а надо сказать, он был очень тяжелым, уж не знаю, что там было. Иду по перрону, а навстречу мне бежит главврач. Как мне потом рассказывали мои коллеги, он до последнего верил, что я успею приехать. Медсестры ему говорили, что я так и не появлюсь, а он упорно твердил, что вот-вот меня увидит. И вы знаете, я успела буквально за 15 минут до отправления поезда. Запрыгнула в вагон и отправилась в обратный путь, – вспоминает Мария Васильевна.
На Дальнем Востоке эвакогоспиталь расположился на станции Раздольное, недалеко от Владивостока. Фронт находился в восьми километрах. Когда война закончилась, медсестры остались помогать на уборке урожая – заготавливали сено, убирали пшеницу, сою, картошку.
Мирная жизнь
К началу декабря, наконец, мобилизовали. Мария Васильев-на отправилась на Урал работать учителем начальных классов. К тому времени она уже была студенткой заочного отделения Ленинградского педагогического института им. П.А. Герцена, поступив туда еще во время войны.
Задания ей присылали по почте. Обучение пришлось прекратить, поскольку Мария Васильевна не владела иностранным языком. Немецкий она изучала самостоятельно, однако грамматика сильно хромала. Преподаватель предложил студентке перевестись в Свердловский учительский институт, там иностранный язык не изучали. Сказано – сделано.
Так Мария Васильевна стала обучать грамоте ребятню села Медведково Челябинской области. С тех пор с этой профессией она не расставалась.
Вернувшись в Белово Новосибирской области, она стала заведующей начальной школой, а потом пошла преподавать в вечернюю школу. Там она вела сразу несколько предметов – зоологию, биологию, химию, географию, пение и физкультуру. Ее увлечением еще со школьной скамьи оставалась художественная самодеятельность. Вместе с учениками она выступала на концертах.
В Белово Мария Васильевна обрела семейное счастье, там у нее родились дети. Медсестра, учитель, сибирячка, она всегда мечтала о фруктовом юге.
– Там же у нас не было фруктов, и вот я всегда покупала компоты. Когда мне было 30 лет, моя мечта сбылась, мы переехали в Ростовскую область по приглашению друга. Уже будучи на пенсии, я 30 лет проработала в Новошахтинском театре. В Аксайский район, поселок Октябрьский, перебрались девять лет назад, – рассказывает Мария Васильевна.
А мы продолжаем удивляться ее доброй улыбке, теплоте, которую излучают глаза. Даже о самых трудных моментах в жизни Мария Васильевна говорит без горечи и сожаления. Она принимала жизнь такой, какая она есть, хорошо делала любую порученную ей работу, была и остается хорошим примером для всех.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!