Готовим чемоданы в путешествие
Новость в рубрике: Избранное, КультураИз истории предметов багажа середины XIX – начала XX веков. Русская поэтесса серебряного века Анна Ахматова писала: «Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был». Путешествия сопровождались перевозом определенного набора вещей. Старые чемоданы дают некоторые представления о бытовой стороне жизни середины XIX – начала XX веков. У казаков поездки дворянских особ, торговых людей, горожан осуществлялись по воде и по суше и сопровождались своеобразным дорожным бытом.
С незапамятных времен для перевозки использовались сундуки, которые одновременно являлись частью интерьера дома. Их изготовляли из ценных пород дерева: таких, как дуб, сосна или кедр. Часто обивали тканью или кожей, иногда металлическими полосами, гвоздями и клепками для прочности, эти элементы одновременно служили украшением. Сундуки, служили и мебелью, из поколения в поколение их передавали как семейные реликвии: применяли в качестве стула, тумбочки, скамьи и так далее. Бабушкины сундуки, как правило, частичка семейной истории. Сундук наполняли под крышку, существовало много поверий и примет. Например, полный сундук – достаток в доме. Девушка на выданье должна приданое складывать в свой личный сундук. Свой сундук продавать, отдавать никому нельзя – сама замуж не выйдешь и той, кому отдала, счастья не будет.
Неудобства были лишь в том, что сундуки были тяжелы, громоздки, их трудно было укреплять и проносить в узких проходах. Чаще для перевозки вещей использовались ковровые сундуки, мешки, корзины, ящики, узлы, которые с ходом времени трансформировались во все более удобные предметы.
Старые чемоданы: мода и распространение
Первой же ступенью эволюции чемодана стал дорожный сундук. В начале XIX века в моду вошли деревянные небольшие, облегченные, дорожные сундучки, обязательная деталь – вверху ручка для переноса, они также удобно крепились ремнями к транспортному средству. Имели запорные устройства: встроенные или навесные замки. В них хранили и перевозили вещи, семейные ценности, сбережения.
В коллекцию Старочеркасского музея-заповедника различные предметы багажа поступили в результате этнографических экспедиций по Ростовской, Волгоградской областям, закупкам у местных жителей и коллекционеров. Непременной принадлежностью казачьего быта стали разнообразные плетеные из лозы изделия, в том числе и предметы багажа. Плетение из ивового прута, как ремесло, появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода. Плетеные предметы багажа были гораздо дешевле деревянных и поэтому пользовались спросом и популярностью. Данный материал был оценен по достоинству: сундуки из лозы были легки, хорошо проветривались, в них перевозилась провизия, одежда, посуда и предметы, необходимые в поездках. Для красоты изделия мастера ошкуривали, расщепляли, вываривали лозу, чтобы получить различные цветовые оттенки: от лимонного до темно-кирпичного. Сундуки имели сложные узоры плетения, различные формы и размеры, в зависимости от заказа. А на такие заказы не было отбоя, их изготовляли в большей степени кустарным способом.
Как старые чемоданы входили в быт людей
Фабричным же способом в середине XIX века был налажен выпуск огромных чемоданов-кофров. Они производились из прессованного картона, с лицевой стороны обтягивались кожей или просто окрашивались краской, уплотнялись круговыми планками. Кофры приобретали обычно зажиточные люди для заграничных путешествий, поездок на отдых. В коллекции Старочеркасского музея имеется такой экземпляр – кофр дорожный. В длину он более одного метра, в ширину почти 60 см. Принадлежал вдове Дмитрия Ивановича Жученкова, Варваре Михайловне Жученковой, урожденной Скуратовой. Жученковы – самый старинный и известный казачий, купеческий род города Черкасска. Семейная пара много путешествовала. Кофр был приобретен Жученковыми для заграничных поездок.
В Россию железная дорога пришла только в 30-х годах ХIХ века, доминирующим видом транспорта стали поезда. Появилась потребность в более компактном и практичном приспособлении для хранения и перевозки вещей. В быт вошел чемодан. Первые чемоданы изготовляли из картона. Это были объемные модели с выпуклой крышкой, которые закрывались на ремни- застежки, пришитые поперек корпуса.
Кто заменил старые чемоданы на современные
Изобретателем же современного прямоугольного чемодана считают француза Луи Виттона. Отличительной особенностью его модели стала плоская форма, он первым в качестве обивки стал использовать холст. Благодаря французскому мастеру уже в середине XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов, вещи перестали мяться при перевозке. Новшество путешественникам понравилось: благодаря качеству отделки и дорогим материалам неубиваемые чемоданы от Виттона пользовались большим успехом у богатых покупателей. Чемоданы коричнево- бежевой расцветки узнавались во всем мире.
Этот предмет стал набирать популярность, и уже в конце XIX века в России неубиваемые чемоданы с жесткими стенками изготовляли повсеместно различные производители. Они были деревянные, кожаные, мягкой или жесткой конструкции, обтянутые текстилем, искусственной кожей или просто фанерные. Известно, что одной из «страстей» ученого-химика Д.И. Менделеева, помимо науки, можно назвать конструирование чемоданов. Во времена своей молодости Менделеев начал делать чемоданы. Это занятие его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович изготовлял дорожные сумки. Ученый, для прочности изделия, придумал особый клей. Когда в 1895 году он ослеп, то делал чемоданы на ощупь. В Москве очень ценились его изделия. Люди гордились, что покупают неубиваемые чемоданы от «самого чемоданных дел мастера Менделеева».
Исторически значимые старые чемоданы
В коллекции музея особый интерес представляет дорожный кожаный чемодан, принадлежащей роду Иловайских. Согласно этикетке-рекламе на внутренней стороне крышке чемодана, он изготовлен 11 мая 1898 года на «Фабрике Дорожных Вещей Ю. Мюллера» в Петербурге. Фабрика была основана в 1857 году фабрикантом Юлием Васильевичем Мюллером. В 1896 году в Нижнем Новгороде прошли промышленная и художественная выставки, на которых дорожные товары фабрики Ю.В. Мюллера получили дипломы и серебряную медаль.
А кому известен «чемодан коммивояжера»? Это еще один интересный музейный экспонат. Принадлежал потомкам семьи торговых казаков Трегубовых, род которых ведется из Старочеркасска. В ХIХ веке проживали в Ростове-на-Дону, имели магазин тканей и фурнитуры, а также собственное ателье по пошиву одежды. Если клиент вызывал портного на дом, в чемодан, для показа, укладывались образцы тканей, кружева, ленты, пряжки, пуговицы или же готовое изделие, отсюда название – «чемодан коммивояжера». Коммивояжер – разъездной, представитель торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Преимущество коммивояжера – непосредственный контакт с потенциальным потребителем.
Более демократические слои населения пользовались чемоданами из фанеры. Они были не дороги, для их изготовления использовался арборит (фанера) и фурнитура для чемоданов из металла (уголки, замки, петли и ручки). В частности, на фабрике «Арборит» О.С. Костовича, открытой под Петербургом в 80-х годах XIX века, производилась самая разнообразная продукция багажа: ящики, сундуки, чемоданы. На фабрике работало всего 40 человек, изделия приобрели популярность и продавались по всей России.
Изготовляли такие чемоданы и местные мастера-кустари, приобретая листы готовой фанеры. Окрашивали чемоданы в коричневый или черный цвет. В 1980-х годах жители станицы Старочеркасской Е.И. Баранова и Т.С. Белаконь передали в дар музею фанерованные чемоданы, которые использовали во время поездок. Каждый экземпляр дорожных сундуков и чемоданов, повидавших виды, является не предметом роскоши, а вещью со своей собственной историей, отражающей бытовую сторону жизни донских казаков.
Человечество всегда стремилось облегчить себе повседневный быт. Благодаря этому стремлению мы пользуемся сейчас многими благами цивилизации, одним из которых и является чемодан, а без него невозможно себе представить ни одно современное путешествие.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!