«Эх, дорога моя фронтовая…»
Новость в рубрике: Даты, Защита Отечества, Культура, Литературная гостинаяПоэзия военной поры укрепляла веру в Победу. 2020 год объявлен Годом памяти и славы. В канун 75-летия Победы как не вспомнить о поэзии в годы Великой Отечественной войны. Главной в произведениях тех лет становится героико-патриотическая тема, авторы горячо надеются на победу и мир. В дни, когда весь народ страны стоял перед лицом смертельной опасности, поэзия стала агитатором, собеседником, другом. Она говорила о подвиге, бессмертии, о предательстве, о ликовании и скорби. И роль поэзии в нашей Победе огромна. Именно она вдохновляла солдат на подвиги во имя Отечества.
«Ах, война,
что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили и ушли,
за солдатом – солдат…»
– так начинал Булат Окуджава стихотворение «До свидания, мальчики». Сам автор после 9 класса идет добровольцем на фронт, служил минометчиком, затем после ранения связистом. «Вы слышите, грохочут сапоги», «Простите пехоте», «А мы с тобой, брат, из пехоты» и многие другие стихотворения поэта посвящены войне.
1941 год. Начало войны. Дмитрий Кедрин призывает бороться, «голосами седых твоих пращуров я велю тебе насмерть стоять!», ведь все, что кровным трудом было нашим нажито, за твоею спиной, за тобой!» – обращается он ко всем, кто идет на защиту Родины. Поэт попадает на фронт в 1943 году корреспондентом авиационной газеты 6-й воздушной армии «Сокол Родины» на Северо-Западном фронте.
Шел седьмой день войны. Утром следующего дня на Белорусском вокзале перед солдатами, отбывающими на фронт, была исполнена «Священная война». Как только зазвучали первые аккорды, вокзал замер. Песня поразила всех. Артисты ансамбля временами не могли петь, а музыканты играть – к горлу подступал ком, а руки не повиновались. После того, как музыка утихла, еще какое-то время все стояли молча, а потом раздался гром аплодисментов. С того дня песня «Священная война» стала для многих военным гимном. Она была написана сразу же после начала войны поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и, тогда еще в виде стихов, продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актером Малого театра Александром Остужевым. Однако массовое распространение песни «Священная война» началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва. До этого советские идеологи противились широкому внедрению песни в солдатские массы, потому что строки о тяжелом смертном бое звучат слишком трагично и не соответствуют стратегии о быстрой победе «малой кровью». Но широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях, и даже была названа «бессмертной» Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.
Ольга Берггольц оставалась в блокадном Ленинграде. Часто, обессиленная от голода, ночевала в радиостудии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами.
Я говорю: нас,
граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, –
Мы не покинем наших баррикад…
Негромким, певучим голосом Ольги Берггольц заговорил осажденный, но не сдавшийся Ленинград: все 900 дней блокады поэтесса проработала на Ленинградском радио. Она читала корреспонденцию, очерки, стихи, составившие впоследствии книгу «Говорит Ленинград» (1946), она вела со своими слушателями разговор о самом главном, что волновало ее соотечественников: о страшном блокадном быте, о мужестве, о мире, который обязательно наступит, о любви к Родине. Поэтесса выступала на фабриках и заводах, в воинских частях и на кораблях Балтийского флота.
А война шла. И все ее события – победные сражения, героические подвиги нашего народа, особенно партизан, тоже находили отражение в поэзии: «Зоя» Маргариты Алигер, «Песня о краснодонцах» Сергея Острового, «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского. О незаменимой в военные и послевоенные годы полуторке строки посвятил Борис Пуцыло «Полуторка».
Специальным корреспондентом фронтовой печати Александр Твардовский участвовал в Великой Отечественной войне с первых ее дней. Он выступал в армейской и фронтовой печати с очерками, стихами. Главным трудом стала поэма «Василий Теркин». Она представляет собой свободное повествование, центром которого является образ заглавного героя – рядового солдата Василия Теркина. В этом образе поэт воплотил черты «обыкновенного» парня, который
«В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе…».
В годы войны были написаны стихотворения «Война – жесточе нету слова…» (1944), «В поле, ручьями изрытом…» (1945).
Муса Джалиль, татарский поэт, в первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 года на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит, где создал цикл стихотворений. В 1944 году был казнен фашистскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Одним из ярких является его стихотворение «Варварство»:
«Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин,
худеньких ребят…».
В годы Великой Отечественной войны появлялись новые литературные формы. Главные из них не «толстые» литературные журналы, как это было раньше, а газеты, радиорепортажи, листовки, плакаты. Речь писателей и поэтов, проникнутая глубоким патриотическим пафосом, с первых дней войны звучала в эфире, тиражировалась фронтовыми многотиражками, мобилизовала людей. Литература решала в те суровые годы практические агитационные задачи: звала на борьбу с фашистским врагом, укрепляла веру в победу. Специфической особенностью поэзии военной поры было переплетение в ней разнородных, несовместимых художественных стилевых форм – ведь сама военная реальность сблизила великое и незначительное, возвышенное и будничное, всенародное и личное. В литературе 1941 – 1945 годов сосуществуют призывы и обращения, лозунговые и песенные интонации, эпическая масштабность и лирическая задушевность.
В военные годы на всю страну прозвучало стихотворение Анны Ахматовой «Мужество»:
«Мы знаем,
что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил
на наших часах.
И мужество нас не покинет…».
В самом начале Великой Отечественной войны она написала несколько плакатных стихотворений, была эвакуирована из Ленинграда до первой блокадной зимы.
На возникшую уже в первые годы войны потребность в лирическом начале откликнулись многие поэты. Во фронтовой лирике звучат мотивы материнской и сыновней любви, тоски по родным и близким. Авторы лирических произведений прибегают к жанру исповеди, письма, обращения к близкому человеку.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» пользовалось необыкновенной популярностью: его переписывали от руки, посылали домой вместо письма. Оно написано живым и ясным, простым языком – и в этом его популярность. «Я считал, что эти стихи – мое личное дело, – говорил поэт. – Но потом, несколько месяцев спустя, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне казалось раньше, я написал только для одного человека». В стихотворении поэт пишет о любви и верности как о непременных условиях мужества и стойкости солдата, а значит, непременного залога победы. Через все стихотворение проходит обращение «жди меня», но этот повтор не выглядит монотонным – это прерывистая речь волнующегося человека. «Всю жизнь любил он рисовать войну», – рассказывал Симонов о самом себе. Все четыре года Великой Отечественной войны Константин Симонов провел на передо- вой. «Можно научиться воевать, но привыкнуть к войне невозможно», – говорил он.
Художественные приемы обращения К. Симонов использует и в стихотворении, посвященном фронтовому другу, поэту А. Суркову, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
Алексей Сурков причислял себя к «окопным» поэтам. Эпитет этот принадлежит ему самому и передает военную героику без романтического ореола, во всей ее повседневности, лишенной каких-либо украшательств. Именно в годы войны у А. Суркова впервые появляется любовная лирика, к которой раньше он относился с недоверием. В первые же месяцы Великой Отечественной войны он написал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь…», выразившее надежду солдата на верную «негасимую» любовь. Под названием «Землянка» оно стало одной из популярной песней. Сурков сказал то, что хотел бы сказать и тот, и другой, и третий. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.
Имя Михаила Исаковского широко известно в нашей стране. Огромной популярностью пользовались его песни-стихи, которые пели миллионы людей: «Дан приказ ему на запад…», «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои…», «Огонек», «Не тревожь ты меня, не тревожь…», «Лучше нету того цвету…», «Где ж вы, где ж вы, очи карие?», «В лесу прифронтовом…», «Катюша», «Враги сожгли родную хату…».
Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями.
«Шумел сурово Брянский лес» Анатолия Софронова, «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Алексея Фатьянова, «Давай закурим» Ильи Френкеля, лирическая «Смуглянка» Якова Шведова, «Хотят ли русские войны?» Евге- ния Евтушенко – на эти стихи были написаны всем известные песни.
Накануне войны в стране насчитывалось 2186 писателей и поэтов, на поле боя из них отправились 944, а вернулись 417…
Помните! Через века,
через года, – помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Комментарий
Вадим Кожинов, советский, затем российский литературовед, критик и публицист, кандидат филологических наук:
– Позволительно высказать предположение, что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, со значением всей совокупности боевых приказов и тыловых распоряжений (хотя воздействие поэзии на людей фронта и тыла было, разумеется, совершенно иным). И без конкретной характеристики участия этого слова в повседневной деятельности людей, в сущности, нельзя воссоздать реальную историю военных лет во всей ее полноте.
Наталья ЧЕГУРОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!