Вехи истории Аксая
Аксай основан во второй половине XVI века донскими казаками. Одно из старейших казачьих поселений на Дону упоминается в летописи 1570 года, когда казаки провожали в Турцию царского посла Новосильцева.
На склонах Кобяковской балки, отделяющей город Аксай от Ростова-на-Дону, находится Кобяково городище. По преданию, здесь в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился плененный новгород-северский князь Игорь Святославович – герой «Слова о полку Игореве».
В период Азовских походов Петра I в 1695 – 1696 годах и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску – в то время центру Области войска Донского.
В XVIII в. здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединенных подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с запасами продовольствия и оружейных припасов.
В 1720 – 40-х годах здесь находилась сначала царская застава, затем таможенная застава, рядом с которой было небольшое поселение.
В архивным документах 1734 года, перечислявших царские заставы вокруг Черкасска, говорится: «Первая при Усть-Оксае, куда обыкновенно во время разлития воды казаки и вдовы, казачьи жены с детьми, большею частию из Черкасска, выезжают и ежегодно едва не чрез все лето жительство имеют, а при том бывает торг с малороссиянами в покупке и вымене на рыбу хлеба и прочего, чем несколько тамошний народ, яко в пограничном месте, и удовольствие свое имеет».
Место расположения города у впадения реки Аксай в Дон столь удачно и живописно, что несколько раз Аксайская могла стать столицей войска Донского.
Уже в 1742 году на карте появляется Усть-Аксайский стан по названию протекающей здесь реки (с тюркского «Ак-Су» – белая вода.)
31 июля 1745 года в Сенате обсуждался вопрос о перенесении крепости Святой Анны, расположенной вблизи города Черкасска, на новое место, при этом «…генерал-фельдмаршал граф фон Лесий мнение свое объявил, что ту крепость удобнее построить на устье реки Аксая и для того то место велеть осмотреть генерал-лейтенанту де Бреньи, а генерал и кавалер Левашов объявил, что оное место и он за потребное признавает, токмо не будет ли противно мирно- му трактату, поставленному с Отоманской Портой».
В результате суждения, высказанного Левашовым, было решено строить крепость Святого Дмитрия Ростовского не на Аксае, а в каком-либо другом месте. Тем не менее де Бреньи место при устье реки Аксая осмотрел и предложил возвести на Аксае фельдшанец (полевое укрепление – «особый окоп») после постройки крепости Дмитрия Ростовского.
Неудобное положение «донской Венеции» – столицы войска Донского города Черкасска, постоянно затапливаемого вешними водами, с 1770-х годов все больше заставляло задумываться о перенесении главного казачьего городка на новое место. Взоры предводителей казачества все чаще обращались к привычному месту, где был «нижний перевоз» через реку Аксай.
С 1775 года (до 1811 г.) Черкасский округ в административном отношении управлялся сыскным начальством, которое большую часть времени находилось уже в Усть-Аксайском стане.
В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с пределами святого Николая Чудотворца и великомученника Георгия Победоносца. А «многоярусный, резной, золоченый по зеленой земле, иконостас этой церкви – превосходной работы, устроен в С. Петербурге знаменитым архитектором Растрелли».
Зимой 1783 – 1784 годов в Усть-Аксайском стане находился А.В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом.
Здесь же в 1786 году «по найму рядчика Буденнова делались Триумфальные ворота.
В 1791 году Усть-Аксайский стан переименован в станицу Аксайскую.
Среди памятников архитектуры: дом почтового смотрителя и почтовая станция (XIX в., классицизм), Одигитриевская церковь (1897 г.) в русско-византийском стиле.
Когда окончательно было решено перенести столицу войска Донского на новое место, станица Аксайская, в числе других местностей, предназначалась для занятия новым городом. Главной причиной, как свидетельствуют архивные документы, почему сюда не была перенесена столица Дона при М.И. Платове, было опасение, как бы коммерческая деятельность Аксая, как удачно расположенного, не привела бы к падению у казаков военного духа и забвению героизма их славных предков. И действительно, географическое положение Аксая было столь благоприятным, что его соседи – торгово-промышленные города Ростов и Нахичевань – длительное время не могли с ним соперничать.
С момента основания в 1805 году города Новочеркасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского теперь уже из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась…
1 июня 1820 года Александр Сергеевич Пушкин ночевал в станице Аксайской проездом на Кавказ.
Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы.
В годы Крымской войны 1853 – 1856 годов Аксаю отводилась особая роль. На случай возможного продвижения по реке Дон турецких и английских пароходов с десантом здесь, во время весеннего паводка 1856 года, должна была преградить им путь третья линия обороны.
В 1854 – 1855 годах в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная флотилия, несколько позже открылись мореходные классы. Начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы.
Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога.
Продление этой железной дороги в 1868 году до Ростова и затем соединение ее с общей железнодорожной сетью, с образованием в Ростове-на-Дону узла трех дорог (хотя при избрании направления Владикавказской железной дороги начальным пунктом намечалась станица Аксайская, где была уже готовая Ольгинская дамба через Донское займище) окончательно лишило Аксай прежнего значения, и торговая деятельность в станице перешла в область преданий.
В 1897 году в Аксае проживали 7,9 тысячи человек. В 1957 году станица Аксайская была переименована в город Аксай. В 1959 году в Аксае проживали 15,5 тысячи человек. Сейчас Аксай – современный город с развитой промышленностью и инфраструктурой, где проживают 43 558 человек.
Екатерина ГОНЗАЛЕС.