В Вешки, к Шолохову
19 – 23 августа в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры с участием представителей всех регионов России. Рассматривались проблемы сохранения и реставрации памятников, вопросы правового регулирования охраны объектов культурного наследия. Много внимания было уделено новым законодательным инициативам, с тем, чтобы защитить памятные места от незаконного изъятия земель под строительство и сохранить их для следующих поколений. Два года велась планомерная работа по разработке проведения историко-культурной экспертизы, чтобы заповедные территории обрели границы, зоны охраны и паспорта.
В рамках подготовки к съезду для журналистов прошли пресс-туры для знакомства с лучшими и самыми известными музеями нашей области, а завершающим аккордом стало посещение журналистами федеральных и региональных СМИ музея-заповедника М.А. Шолохова, музея федерального значения. Его 19 объектов расположены на территории трех районов Ростовской области, и на многих из них, как мы увидели, широко используются самые передовые компьютерные технологии, в том числе и мультимедийные комплексы, а также интерактивные экскурсии. Музей является победителем многочисленных отечественных и международных конкурсов. В 2005 году, на 100-летие Шолохова, станицу Вешенскую посетил Президент России В.В. Путин, а в 2012 году именно здесь прошло расширенное заседание президиума советов музеев России. Возглавляет коллектив работников культуры – настоящих профессионалов и энтузиастов – А.М. Шолохов – внук писателя. Александр Михайлович стал автором творческой концепции музея под названием «Роман под открытым небом», которая получила международное признание. Нас пригласили перелистать страницы этой уникальной живой книги.
За два дня мы успели побывать не только в станице Вешенской, но и в станице Каргинской, в хуторе Кружилинском. Именно в Каргинской находится родительская усадьба, а точнее, небольшой скромный дом-мазанка (не деревянный даже, на который у семьи не хватило денег), где Шолохов – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной, Ленинской и Нобелевской премий по литературе – родился и провел первые годы своей жизни. Это типичный казачий курень конца XIX – начала XX века, на усадьбе – амбар, конюшня, баня, печь, колодец, большой фруктовый сад.
У самого входа во двор, рядом с домом – торговая лавка отца, где станичники покупали продукты, ткани и другие товары первой необходимости. Любопытно, как рассказывали нам работники музея, при восстановлении интерьера немало хлопот им доставила сахарная голова. Никто толком не знал, как она выглядит, так что ее макет пришлось заказывать в соседней Воронежской области.
Отец очень хотел дать сыну хорошее образование, и семья перебралась в станицу Каргинскую, где маленький Миша Шолохов начал учиться в церковно-приходской школе. Сегодня ее здание восстановлено, здесь можно увидеть мемориальный класс, где учился Шолохов. В соседних комнатах разместилась выставка, посвященная истории образования на Дону. Экспонаты для нее собирали всем миром – местные жители передали в дар музею школьные тетради и учебники, учебные пособия XIX – XXI веков, школьную форму, самодельные игрушки 40 – 50-х годов прошлого века и много других интересных вещей. Как предполагается, выставку посещать будут прежде всего дети, для них уже готовят интерактивные экскурсии. Мы с удовольствием погрузились в воспоминания о своем детстве, своих учителях, проказах, двойках и разрисованных учебниках…
Быстрыми темпами восстанавливается памятник промышленной архитектуры XIX века – мельница казака Тимофея Каргина, широко известная на Верхнем Дону – Шолохов рассказывает о ней в романе «Тихий Дон». По проекту, здесь рядом появится уютный гостевой дом, где смогут останавливаться гости шолоховских мест.
В двух шагах от мельницы – еще одна достопримечательность. В здании бывшего кинотеатра «Идеал» (работал с 1911 по 1920 год) можно будет посмотреть фильмы, связанные с жизнью и творчеством Шолохова, здесь будут проходить различные научные конференции и другие мероприятия. Построенный владельцем мельницы в 1911 году, он стал вторым после ростовского стационарным кинотеатром на Донской земле. Здесь на сцене перед сеансами местная молодежь ставила небольшие пьесы – в драмкружок их приносил юный Миша Шолохов, и это были первые литературные опыты писателя. Выступал он на сцене и как актер.
Посетили мы и небольшой очень уютный дом, где Михаил Александрович и Мария Петровна жили после свадьбы. Здесь родилась их первая дочь Светлана, здесь Шолохов работал над романом «Поднятая целина». Писатель ценил дружеский совет, поэтому собирал друзей, знакомых и зачитывал им главы из нового произведения, чтобы услышать их мнение. Так было и с романом «Поднятая целина». Участие в обсуждении книги принимала и Мария Петровна. Михаил Александрович всегда прислушивался к ее мнению. Так было в начале их семейной жизни, так было и в последующие десятилетия. Сейчас доподлинно неизвестно, что именно она тогда посоветовала мужу. Но в том, что Шолохов принял ее замечания, сомневаться не приходится.
Шолоховский музей-заповедник включает в себя и охраняемые природные территории. Не найти, наверное, ни одного человека, на которого не произвела бы неизгладимое впечатление красота здешних мест. Вот и мы с удовольствием гуляли в лесу в окрестностях Вешенской, фотографировались на закате на Лебяжьем яру – это место над Доном особенно любил Михаил Александрович.
Мы пытались выяснить у наших экскурсоводов, почему станицу назвали Вешенской, а излучину Дона – Лебяжьим яром. Но, как оказалось, точного ответа на эти вопросы не существует. Ученые и исследователи предлагают лишь версии, и остается только выбирать, какая из них тебе больше по душе…
Массу положительных эмоций подарило нам посещение конюшни, расположенной в сосновом лесу. Трудятся здесь настоящие энтузиасты, а содержатся в данный момент шетлендские пони, лошади буденновской и донской пород, а также местной породы «маштак».
Для знакомства мы угостили их хлебом и яблоками, а затем нас катали по территории конюшни в экипаже. Несколько девушек-телевизионщиц изъявили желание прокатиться в седле, и им вывели Марго – лошадь местной породы рыжей масти. Как правило, лошадь всегда испытывает всадника на прочность. Но юным амазонкам из нашей группы удалось найти с Марго общий язык, она их приняла вполне дружелюбно, так что девушки держались в седле довольно уверенно.
А вот у статного «дончака» – коня по кличке Дизайн – характер совсем другой, куда более своенравный, и к нему близко нас не подпускали. Лошадьми донской породы можно любоваться долго, как настоящим произведением искусства. Их отличительные черты – изящные тонкие ноги и обязательная «звезда» на лбу. Строго говоря, такой породы сегодня нет – чтобы она была зарегистрирована, необходимо, чтобы две тысячи лошадей полностью соответствовали всем ее стандартам. Но пока этих красавцев насчитываются сотни, а не тысячи…
К сожалению, увидеть знаменитый Вешенский дуб-великан, объявленный памятником природы, нам не довелось, хотя мы были с ним совсем рядом. Просто уже не оставалось на это времени. Что ж, будет повод приехать в эти места еще раз!
В 2005 году, к столетию Шолохова, в хуторе Кружилинском было реконструировано казачье подворье, чтобы дать детям и взрослым представление о жизни и обычаях казаков. Его окружают фруктовый сад, огороды. Из собранного урожая сотрудники музея готовят блюда казачьей кухни. На хозяйственном дворе, или «на базу», держат, как и в позапрошлом веке, птицу и живность, демонстрируют гостям, как казаки мололи муку, пекли хлеб.
– У нас все здесь работают! – полушутя-полусерьезно приветствовали нас музейные работники. – Гости, увлекаясь, сами не замечают, как становятся помощниками по хозяйству.
Поскольку мы заинтересовались большим деревянным кругом с ручкой, установленным у двери амбара, на нашу долю выпало плести веревки. Они в хозяйстве казакам и казачкам требовались постоянно и для многих дел – скажем, перевязать мешки с мукой, чтобы привязать скотину, вялить рыбу. Освоить процесс плетения оказалось не так просто, но с помощью работников музея мы постепенно с ним справились.
– Это у нас в хозяйстве только один бык, – рассказывали нам, – а ведь были у станичников и крупные хозяйства, где держали и по 17 быков! Да еще коровы, птичий двор да дети – семеро по лавкам сидят, старики на руках… И все заботы ложились на женщин. Мужчины то в поле на сельхозработах пропадают, то воюют. Вот женщины-казачки и придумали трогательный обряд – если семья лишалась мужчины-кормильца, то старшего сына в семье, эдакого Нахаленка, ставили на стул и вручали ему бразды правления, напоминали мальчишке, что теперь он – старший и несет ответственность за родных и близких.
Проводили и обряд «пробуждения поля». Все это можно будет увидеть на литературно-этнографическом празднике «Кружилинские толоки», который состоится в станице в сентябре. Это праздник крестьянского труда, яркий и зрелищный, увлекательный и познавательный.
Слово «толоки» у казаков означало товарищескую помощь в сельских работах, старый добрый обычай безвозмездно помогать соседям. Праздники «Кружилинские толоки» и «Каргинские толоки» дают уникальную возможность прожить один день в казачьей семье конца XIX – начала ХХ веков.