Путеводительница
10 августа (по старому стилю 28 июля) Аксай отметит престольный праздник святой иконы Божией Матери Одигитрии. Аксайская Одигитрия – местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии.
В старину, так рассказывают, все храмы Аксая смотрели на Дон. Из займища, по почтовому тракту на знаменитой ольгинской дамбе проезжающих на Кавказ встречали и провожали золотые купола аксайских церквей. И если Троицкая церковь сооружена была в конце ХVIII века, Успенская в начале ХIХ века, то Одигитриевская – в самом конце позапрошлого века. 6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским).
Сотник Лотошников завещал участок Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Строила храм по смерти мужа Надежда Ефимовна Лотошникова сотоварищи: с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым.
Пять лет шла постройка, попечители обратились к архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году».
История обретения чудотворной иконы вросла в легенды так, что даже историки не могут отделить правду от вымысла. Надо сказать, что до 1917 года в родном Отечестве насчитывалось 468 чудотворных икон Богоматери. Но появление и сокрытие этой иконы связано с судьбой Донского казачьего войска.
По одной версии, Одигитрия явилась на Дону в 1656 году в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей: донские казаки в Вильно взяли из храма икону, привезли в Черкасск.
В честь привезенной чудотворной иконы Богоматери Виленской Одигитрии и с благословения Московского патриарха Никона казаки построили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной не угодно было, чтобы Ее икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть ее туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось. Но несчастия, которые посыпались на казаков в 1661 году, заставили икону с большой честью отправить в Вильно. Местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.
Другая версия связана с именем святителя Тихона, епископа Воронежского. Согласно этой версии, икона была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову. После смерти отца Василия икона «Одигитрия» исчезла из его дома.
Явление иконы произошло в станице Аксайской в 1830 году во время великого мора. На Дону свирепствовала холера. «Донские Епархиальные Ведомости» с 1870 года почти 50 лет подробно описывали чудодейственную силу Аксайской Одигитрии. «Одигитрия была обретена в пустом доме по видению некой женщине. Молва о чудотворном образе стала быстро распространяться среди жителей. С явленной иконой во избавление холеры был совершен крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сам образ был поставлен в Троицкой церкви станицы. После спада эпидемии в станице началось прославление чудотворного образа. Архиепископ Афанасий (Телятев) повелел перенести Аксайскую икону в кафедральный собор Вознесения Господня в столицу донских казаков Новочеркасск. Там икона находилась до 1847 или 1848 года, пока вновь не разразилась эпидемия холеры. Тогда по ходатайству жителей Аксайской станицы икона была возвращена в Троицкую церковь, где она снова явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода с Аксайской иконой ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Особой службы Аксайской иконы нет; празднование – в день Одигитрии Смоленской.
В донском Старочеркасском Ефремовском женском монастыре Аксайской иконе был учрежден монастырский праздник – 16 августа, в день попразднества Успения Богородицы, когда в монастырь приносился чудотворный образ». Икона находилась в золотом окладе 84-й пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 футов, 12 золотников (7,4 кг), имела жемчужную ризу, унизанную драгоценными камнями, с золотым венцом и короною.
Как раньше писали: «Множество чудес и исцелений происходят от сей чудотворной иконы, молящиеся всегда получают великие милости от Пресвятой Богородицы. Многие возле этой иконы исцелялись от многих неизлечимых болезней, от глухоты и глазных болезней. Молитвы к этой иконе помогают сохранить чистую и праведную жизнь, разрешаются тяжелые семейные проблемы. Эта икона имеет свойство исцелять раковые заболевания. Получают исцеление бесноватые. Ей молятся об урожае и об успехах в учении».
К сожалению, достоверных сведений о судьбе Аксайской иконы после 1917 года не имеется. Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы хорошо сохранилось изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.
Поэтому можно с полным основанием сказать, что Аксайская чудотворная икона Одигитрии присутствует на Донской земле и оказывает ей свое покровительство. В настоящее время в Одигитриевском храме находится современный список, написанный с помощью найденных документов и изображений. В храме хранятся чтимые иконы Божией Матери: «Аксайская», «Живоносный Источник», «Донская». В усыпальнице находится могила архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна Доброзракова.
Ныне в храме служит целый «собор» священнослужителей во главе с настоятелем и благочинным Аксайского округа – протоиереем Александром Будковым, штатным клириком – иереем Виктором Александровым, клириком-диаконом Константином Гоммой.
Трудами настоятеля и усердием людей храм благоукрашается и служит пристанищем для исцеления сердец, спасающихся в суровом мире.
Николай РОСТОВЦЕВ.