Становление местного самоуправления на Дону
В вечевых традициях русского народа, казачьей общины закладывались основы российской демократии и государственности
Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. Низшей властной инстанцией с момента возникновения казачества являлся станичный круг. Здесь решались все дела, касавшиеся жизни населения того или иного городка. И только в редких случаях, когда казаки сами не могли урегулировать какой-нибудь вопрос, они передавали его на рассмотрение войскового круга.
Круг собирался на майданной площади (площадь между станичной избою и часовней) в центре населенного пункта. Когда возникала необходимость в его сборе, есаул с жезлом в руках шел по станице и на перекрестке дорог, сняв шапку, кричал нараспев: «Атаманы – молодцы, сходиться на майдан войсковую грамоту слушать». За неявку на сбор казакам назначался штраф, размер которого устанавливали сами станичники. Атаман предлагал казакам вопросы для обсуждения какого-либо дела, а есаул следил за порядком. Участвовать в станичных сборах должно было все мужское население, достигшее совершеннолетия, лишь в случае сезонных сельскохозяйственных работ или военных сборов разрешалось присутствовать одному – двум мужчинам от семьи.
За явку на круг в нетрезвом состоянии, как и за сквернословие, назначался штраф в казну станицы. Более серьезные преступления: убийство, трусость, измена рассматривались на войсковом круге. Одним словом, станичный сбор имел важное место в жизни казаков, именно через него решались все важнейшие общественные дела. Ежегодно отдельная станица имела свое определенное время, когда проходили выборы атамана и есаула. После избрания атамана ему вручалась насека – символ власти. Но, наряду с этим, атаман нес большую ответственность перед казаками. В зависимости от тяжести нарушений его могли наказать и переизбрать.
Помимо атамана и его ближайшего помощника – есаула на сельских кругах избирали походного атамана – для военных целей, встречных – для встреч царских послов, ватажных – для руководства казаками во время звериного и рыбного промыслов.
После перехода донских казаков в ведение Военной коллегии произошли некоторые изменения в системе местного управления, которые были продиктованы стремлением центральных властей, да и верхушки самого Войска, подорвать существовавшие там порядки. В связи с этим запрещалось принимать беглых. Далее шли указания о недозволении казакам покидать свои станицы без соответствующих документов.
В начале 40-х годов XVIII века при атамане возник «совет из стариков», наиболее зажиточных и уважаемых обществом станицы казаков, вначале выборных, но со временем их стали именовать «подписными». На первых порах они помогали атаману в решении всякого рода текущих дел, но со временем стали выполнять и самостоятельные функции. Они должны были организовывать оборону станицы при появлении неприятеля, мирить ссорившихся казаков, брать штраф за нарушение местного распорядка, наблюдать за очередностью при назначении в наряды и походы, решать вопросы об отставке, следить за выполнением распоряжений о не приеме и высылке беглых и тому подобное. Постепенно местами «подписные старики» стали самостоятельно решать дела, а станичные атаманы превратились в исполнителей их воли.
Наступление старшин и богатых казаков на станичное самоуправление находило поддержку у войсковых властей. Роль станичных кругов как органов народной власти с особой силой проявилась и во время волнений 1792 – 1794 годов.
Но уже после разгрома Крестьянской войны 1773 – 1775 годов система управления на Дону настолько усложнилась, что оказалась не в состоянии решать все дела. В связи с этим был образован промежуточный административный орган между Войском и станицами – сыскные начальства. К концу XVIII века они сосредоточили военную, гражданскую и административную власть в подведомственных им округах. Вся территория Дона была разбита на шесть районов, в каждом из которых постоянно находился нарочный старшина, а при нем особая команда. Примерно со второй половины XVIII века они, помимо сыска беглых, стали заниматься вопросами, касающимися казаков.
Чтобы укрепить свои позиции в казачьих войсках, правительство в 1827 году на должность войскового атамана назначило вначале шефом, а затем атаманом всех казачьих войск наследника престола. Сохранялась должность наказного атамана, права и обязанности которого были определены манифестом от 16 февраля 1828 года. Как отмечалось в указе, наказной атаман подчинялся войсковому, и в случае его отсутствия, увольнения или смерти пользовался всей полнотой данной ему власти и выполнял его обязанности. Войсковой атаман являлся начальником войска и председателем канцелярии. Казакам разрешалось участвовать в выборах лишь в местные органы власти и управления. Они могли присутствовать на станичных сборах, избирать станичных атаманов и станичное правление.
В станицах учреждались правления, членами которых становились станичный атаман, два судьи (из стариков), избираемых обществом на три года, и два писаря. Атамана и судей разрешалось избирать «из своей среды». Если атаман не имел офицерского чина, то на время правления он получал звание хорунжего. Правление имело свою печать и являлось органом местной исполнительной власти, которому подчинялись все жители населенного пункта. В его задачу входило: сохранение станичных земель и имущества; оберегание личного права жителей на землю, доведение до сведения населения обо всех беспорядках на общем сборе. Станичные правления подчинялись по делам военным окружному генералу, а по гражданским и хозяйственным – сыскным начальствам. В середине XIX века желание казаков участвовать в станичных сборах заметно поубавилось. Нечетко были определены границы власти и подчинения станичных атаманов и обществ Войсковому правлению и Войсковому дежурству, окружным органам власти и управления. Поэтому происходили постоянные столкновения станиц с окружными властями за право широкого самоуправления против их административного произвола.
25 февраля 1802 года был издан указ Александра I об устройстве управления казачьих войск. Войсковая канцелярия преобразовывалась по примеру гражданского правительства 1775 года, членами которой являлись атаман, два непременных члена и четыре асессора по выбору на три года. По военной части она оставалась в подчинении Военной коллегии, по гражданской – в ведомстве правительствующего Сената.
В станицах сохранялись сельские сборы, в которых участвовали урядники, казаки, служащие, отставные чиновники.
Реформы середины 1860-х годов привели к дальнейшему укреплению государственной зависимости казачества. Процесс перевода казачества в государственное сословие завершился. Тем не менее, оставались отличительные признаки, которые выделяли его из остальной части населения России – это наличие прав и привилегий: владение землей, рыбной ловлей, жалованьем, беспошлинная торговля, сословные права.
Вся власть на Дону была сосредоточена в руках войскового атамана и старшинской верхушки, виднейшие представители которой составляли гражданское правительство. Но и они в своих действиях должны были руководствоваться общероссийским законодательством и подчиняться органам верховной власти. Новая форма правления просуществовала на Дону более 20 лет.
Низовыми звеньями системы органов власти и управления, сконструированной в Советской России к началу 1920-х годов, являлись советы рабочих и крестьянских депутатов. В сельской местности советы именовались по разному: сельские, аульские, станичные, поселковые – в зависимости от размеров и типа поселения. В частности, на Дону, где значительную часть населения составляло казачество, чьи поселения именовались станицами, советы носили названия станичных. Совет имел трехмесячный срок полномочий. Исполком состоял из председателя и трех – пяти членов. Заседания совета созывались не реже двух раз в неделю. В 1920 году законодательно установлено, что советы создаются в селениях, имеющих население не менее 300 человек, а маленькие населенные пункты общим собранием выдвигают представителей в объединенный сельский совет. Исполкомы образовывались сельсоветами, объединяющими свыше 10 тысяч населения.
Но в советской деревне 1920-х годов сельский совет не являлся единственным органом самоуправления. Наряду с ним существовали также сельские сходы (общие собрания граждан).
С завершением коллективизации в 1930-х годах сходы и земельные общества прекратили существование, уступив советам и исполкомам советов. По Конституции 1936 г. срок полномочия советов был установлен в два года.
Донской округ был образован 2 июня 1924 года. Центром округа был назначен город Ростов-на-Дону. Округ был разделен на десять районов: Азовский, Аксайский, Багаевский, Батайский, Ейский, Кущевский, Мечетинский, Новочеркасский, Семикаракорский, Староминский. До 1924 года населенные пункты Аксайского района относились к нескольким волостям. Аксайскому волисполкому Донского округа подчинялись четыре станичных исполкома и несколько хуторских советов, а в 1923 году станичные исполнительные комитеты переименованы в сельсоветы, уменьшен их штат. 1 июля 1924 года образован Аксайский сельский район с центром в городе Нахичевани-на-Дону.
После объединения в 1928 году Нахичевани-на-Дону и Ростова-на-Дону в город Ростов-на-Дону и подчинения его Северо-Кавказскому крайисполкому, Аксайский район был упразднен в марте 1929 года (территория отошла Новочеркасскому и Таганрогскому району). В 1930 году станица Аксайская с ее хуторами отошла к Ростовскому Пригородному району Северокавказского края. Туда же были отнесены Большелогский, Ольгинский и Старчеркасский сельсоветы.
И только 1 июня 1936 года Аксайский район организован снова, а в сентябре того же 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. В 1938 году в область входило 63 района.
1 февраля 1963 года Аксайский район вновь упразднен, он вошел в состав Азовского района, и только 12 января 1965 года вновь образован Аксайский район, территория которого менялась незначительно.
7 октября 1977 года принята новая Конституция. Появились такие формы прямой демократии, как референдум и всенародное обсуждение. Изменилось название органов власти с советов депутатов трудящихся на советы народных депутатов. Расширены функции и полномочия местных советов, которые теперь сами утверждали свой бюджет, руководили всеми видами строительства, планировали хозяйство, обеспечивали соблюдение законов и порядка, обороноспособности страны.
Становление местного самоуправления на Дону
Система власти и управления обеспечивала нормальное функционирование государства и общества, но начавшаяся в 1985 году перестройка поставила вопрос о ее модернизации. В 1993 году в ходе политического кризиса система советов была ликвидирована президентом Б.Н. Ельциным. Сначала распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет, затем советы всех уровней.
По состоянию на 1 января 2010 года в состав Ростовской области входят 43 района.
Главной проблемой изучения истории Аксайского района является гибель станичного архива в годы Великой Отечественной войны. Изучена часть документов ГАРО по истории станицы Аксайской и Аксайского района. Первым известным председателем станичного совета была Александра Федоровна Показанкина с 1941 года, казненная фашистами в 1942 году. Во время оккупации фашистским командованием было создано правление станицы, ставившее отметку в паспортах жителей. После освобождения станицы советскими войсками в 1943 – 1946 годах председателем стал Косьянов Григорий Игнатович, в 1947 – 1948 годах – Вартанов Андрей Сергеевич. Первым председателем горсовета стал Ковалев Николай Яковлевич в 1957 – 1958 годах. Впервые увеличен штат совета с 9 до 18 человек, впервые была введена должность председателя горсовета, инженера, инспектора и даже курьера. На сессии Аксайского сельсовета (последней) присутствовало 33 депутата от 12 тысяч жителей, которая в тот день стала первой сессией городского совета.
Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода: административные преобразования 1991 – 1999 годов; первый этап административной реформы, проведенный в 2003 – 2005 годы; второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году на основе специально разработанной Концепции административной реформы.
Процесс преобразований органов местного самоуправления продолжается и сегодня.
О.Н. Загайнова, заместитель директора по научной работе ГБУК РО«Аксайский военно-исторический музей».