В небе над Кубанью
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Защита Отечества, ИзбранноеМужество, отвага, героизм, мастерство наших летчиков помогли выиграть сражение. 15 апреля 1943 года над Кубанью началось невиданное по размаху и ожесточенности воздушное сражение советской и германской авиации за стратегическое господство в воздухе. Это было одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны. Впервые с начала войны советским военно-воздушным силам, укомплектованным новейшей авиационной техникой и опытным летным составом, удалось решить столь грандиозную задачу.
К весне 1943 года Красная Армия, после разгрома в Сталинграде 6-й полевой армии фельдмаршала Паулюса, задумала силами Южного и Северо-Кавказского фронтов окружить и разгромить всю группу армий «А», не допустив ее отступления с Кавказа.
Гитлер отвел 1-ю танковую армию к Ростову-на-Дону, а 17-ю пехотную – в район Кубани. На подступах к Таманскому полуострову был создан мощный оборонительный рубеж под названием «Голубая линия».
4 февраля недалеко от Новороссийска советский морской десант захватил небольшой плацдарм, получивший название «Малая земля». А 12 февраля Красная Армия освободила Краснодар. Части Северо-Кавказского фронта прорвали первую линию немецкой обороны, продвинувшись на 50 – 60 километров, однако ликвидировать кубанскую группировку немцев сразу не удалось.
К апрелю 1943 года боевые действия были не столь активны. Немцы готовились к контрнаступлению на Кавказ, Красная Армия собиралась очистить от врага все черноморское побережье до наступления летней кампании.
Из-за сложившегося позиционного тупика противники возлагали основные надежды на авиацию, которая должна была определить дальнейший ход событий.
Советские военно-воздушные силы в 1941 и отчасти в 1942 году несли большие потери. После победы в Сталинградской битве советские ВВС уже были полны сил, и летчики были настоящими асами. Авиация дальнего действия мощно заявила о себе. За год она доказала, что ей нет равных в совершении ночных ударов по железнодорожным путям и вокзалам, вражеским аэродромам и городам.
В лучшую сторону изменилась тактика фронтовой авиации. Начав действовать небольшими группами и поодиночке с малых высот, летчики резко повысили результативность и снизили потери. Одновременно с этим экипажи штурмовиков Ил-2 стали специально обучаться приемам оборонительного воздушного боя и выходить из него победителями, им теперь помогало то, что наши войска начали сбивать вражеские самолеты не только из пушек и пулеметов, но и с помощью реактивных ракет.
В авиационные соединения, которые с 1942 года стали объединяться в воздушные армии, активно поступала новая техника – как советская (например, Ла-5), так и американская лендлизовская («Аэрокобра», «Дуглас», «Бостон»).
С немецкой стороны в боях за Кубань участвовал 4-й воздушный флот, в который входили три авиационных корпуса и один зенитный. В составе авиагрупп были и союзники нацистской Германии – по одной истребительной эскадрилье от Румынии, Хорватии и Словении: всего примерно 600 самолетов. Командовал соединением фельдмаршал Вольфрам фон Рихтгофен. Он считался одним из лучших командиров люфтваффе.
С советской стороны к началу воздушного сражения над Кубанью авиация Северо-Кавказского фронта насчитывала две армии – 4-ю и 5-ю и имела в оперативном подчинении ВВС Черноморского флота: всего примерно 500 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Возглавлял соединения участник Гражданской войны генерал Константин Андреевич Вершинин. Во время боев над Кубанью генерал активно внедрял постоянное дежурство авианаводчиков на переднем крае наземных войск, вместо отдельных эскадрилий (как это было принято раньше) вводил в бой одновременно по пять и более истребительных полков, приучал летчиков к обмену успешным боевым опытом на армейских конференциях.
Первое сражение произошло в небе над Новороссийском. 15 апреля немцы нанесли удар, пытаясь ликвидировать «Малую землю» и сбросить наших моряков в Черное море. Сухопутное наступление они активно поддерживали с воздуха. Но за два дня продвинуться немецкой пехоте удалось всего на километр.
Летчик Александр Покрышкин за бои в небе над Кубанью получил первую (из трех) золотую звезду Героя Советского Союза. Она была присуждена 24 апреля 1943 года. Против немецких летчиков он применил ряд тактических новинок, таких как «скоростные качели», или «кубанская этажерка» (ступенчатое, эшелонированное в высоту построение группы самолетов).
Активная наступательная тактика воздушного боя («высота – скорость – маневр – огонь!») позволила ему добиться выдающихся результатов. В боях над Кубанью он сбил 24 истребителя и бомбардировщика. Причем всегда брал на себя самую трудную задачу – уничтожить ведущий самолет противника, чтобы деморализовать остальных и сорвать атаку.
Под стать ему были и его однополчане. Так, Григорий Речкалов сбил над Кубанью 17 немецких самолетов, причем три из них в одном бою 4 мая (все «мессершмитты»), удостоившись 24 мая 1943-го звания Героя Советского Союза.
В небе поначалу соотношение сил было не в пользу советской авиации (300 наших бомбардировщиков-истребителей против 650 немецких). К тому же немецкие аэродромы располагались в 40 – 50 километрах от Новороссийска, а советские – под Краснодаром, километрах в 150 – 200 от места сражения. Все это позволило немцам захватить инициативу.
В ответ советская Ставка Верховного главнокомандования начала экстренно перебрасывать на Кубань свежие соединения, в частности, три воздушных корпуса ВВС – истребительный, бомбардировочный и смешанного состава, плюс один корпус из состава авиации дальнего действия, в общей сложности порядка 500 самолетов.
Это позволило Вершинину переломить ситуацию и к 21 – 23 апреля добиться превосходства над Рихтгофеном в районе «Малой земли».
28 апреля эпицентр воздушных боев переместился в район станицы Крымской. Здесь планировалось наступление войск Северо-Кавказского фронта, которое Рихтгофен пытался остановить с помощью авиаударов. В течение 29 апреля в небе шли ожесточенные схватки истребителей и истребителей с бомбардировщиками. В итоге инициатива перешла к советским летчикам.
После этого ударные виды авиации Северо-Кавказского фронта принялись наносить мощные удары по сухопутным частям противника. Вплоть до 10 мая на узком участке фронта – в 30 квадратных километров – ежедневно происходило до 40 воздушных боев, в которых с обеих сторон одновременно участвовало до 80 самолетов. В результате 5 мая 1943 года после многодневных боев Крымская была освобождена.
Третье сражение началось 26 мая. В нем авиация должна была помочь окончательно прорвать «Голубую линию». Под прикрытием густой дымовой завесы, поставленной нашими штурмовиками, началось наступление советских войск на главную полосу немецкой обороны, состоящую, в первую очередь, из укрепленных станиц Киевской и Молдаванской. Передний край противника активно обрабатывали сразу 338 наших самолетов, что позволило советской пехоте прорвать хорошо укрепленную оборону противника сразу на глубину до пяти километров.
Немцы тут же подняли в воздух весь 4-й воздушный флот, перехватив инициативу в воздухе. Германские истребители связали советских боем, пока бомбардировщики волна за волной шли на нашу пехоту. На следующий день все повторилось.
И тогда Вершинин, и заместитель наркома обороны СССР по авиации генерал А.В. Новиков потребовали от командиров истребительных полков уничтожать бомбардировщики немцев до подхода к линии фронта. Бои над «Голубой линией» шли до 7 июня 1943 года. В результате боев советская авиация завоевала господство в воздухе на этом участке фронта.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!