Как мы учимся сейчас?
Новость в рубрике: ОбразованиеВ школах Аксайского района прошла третья неделя дистанционного обучения. Эта новая незнакомая форма обучения внесла серьезнейшие коррективы в жизнь аксайчан, всех, кто хоть как-то причастен к обучению в школе. Это и учителя, и ученики, и, конечно, их родители…
Сложнее всего, на мой взгляд, организовать такую форму обучения для тех ребят, которые учатся в начальной школе. Как говорит классный руководитель 3 «Б» класса Аксайской СОШ № 2, учитель высшей категории Любовь Ивановна Карнаух, никто в точности не знает, когда закончится период самоизоляции. Но учиться-то им все равно надо, не так ли?
Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Ребенок обязан выполнять требования учителя в рамках освоения образовательной программы, и родителям пришлось взять процесс обучения под свой контроль. При этом надо научить в кратчайшее время своего ребенка самодисциплине, самостоятельности и организованности.
Для эффективного осуществления дистанционного обучения в школах Аксайского района учащемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется сложным в рамках начальной ступени образования в силу возрастных особенностей младших школьников.
– Я рада, – отмечает Л.И. Карнаух, – что родители моего класса взяли на себя многие тяготы по обучению и мы работаем все вместе в тесном контакте эти непростые недели.
Являясь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов Аксайской СОШ № 2, я решила, что, составляя план работы школьного методического объединения на 2020 – 2021 учебный год, нужно обязательно обменяться опытом с коллегами, чтобы понять, как они смогли по-иному взглянуть на учебный процесс, развить и усовершенствовать свои методики, обогатить арсенал педагогических приемов при дистанционном обучении.
Слова Любови Ивановны во многом соответствуют и тому мнению, которое высказала завуч начальных классов Татьяна Ивановна Березина.
– Дистанционное обучение позволяет продолжать учебный процесс в условиях карантина. Все школьные уроки проводятся по расписанию в определенное время. Между уроками есть перемены, как и в школе. Такой формат обучения подразумевает проведение уроков при помощи мессенджеров, таких как Viber, WhatsApp, Skype. Кроме того, используются такие образовательные платформы, как «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Я-класс», «Моя школа онлайн».
Все ребята с 1 по 4 класс при карантине в школах Аксайского района получают задания от своего классного руководителя. Задания выдаются через электронный дневник или в любом мессенджере, который активно используют как дети, так и их родители. Как отправлять выполненные задания, определяет классный руководитель после обсуждения с родителями. Ежедневно учитель проверяет выполненные задания.
Для проведения уроков в таком режиме нужно, чтобы у каждого ученика был компьютер, планшет или смартфон с камерой, а также доступ в Интернет.
Младшим школьникам такое обучение дается с трудом, особенно первоклассникам и второклассникам. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому здесь требуется серьезная помощь родителей.
Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребенка открываются новые возможности, расширяются и его информационное пространство, и информационная сфера, развиваются творческая и поисковая деятельность.
Но при этом дистанционное обучение в начальных школах Аксайского района, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки. Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая определенную степень ответственности и самомотивации.
Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников начальных классов и может быть решена только посредством постоянного контроля со стороны родителей.
В рамках рассматриваемой темы нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного обучения в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки и личной заинтересованности.
Эти вопросы требуют своего изучения.
И.Д. Колыбельникова, директор Аксайской СОШ № 2:
– Все мы оказались в этой ситуации впервые: и дети, и учителя, и родители. Никто к этому не был конкретно готов, хотя в нашей школе проводились методические дни по работе с интернет-технологиями, связанными с дистанционным обучением в том числе. Но, несмотря на это, прошло слишком мало времени, чтобы в полной мере осознать то, что мы пытались сделать.
Каковы же основные проблемы, с которыми мы столкнулись при организации дистанционного обучения? В первую очередь, хотелось бы отметить психологическую неготовность со стороны всех участников учебного процесса. Учителя оказались один на один с огромным количеством предлагаемых платформ, из которых нужно выбрать наиболее подходящую, узким 30-минутным промежутком времени, в котором они находятся, чтобы выдать весь учебный материал, который был приготовлен на урок. Ведь в Аксайской школе № 2 существует жесткое расписание. Уроки длятся по полчаса с 10-минутным перерывом. С 9 часов утра ведутся занятия в первой смене и с 13 часов – во второй. Учителя должны строго соблюдать временные рамки, чтобы не создавать трудностей следующему за ним по расписанию педагогу.
Учащиеся тоже сталкиваются с определенными психологическими проблемами. Ведь наличие дистанционного обучения требует от них большей дисциплинированности. Тот ребенок, который приучен к самостоятельности, довольно успешно вольется в процесс удаленного обучения. А те дети, которые привыкли работать под контролем родителей (в основном это ученики начального и среднего звена), испытывают трудности.
Надо сказать, что оказались психологически неготовыми и родители. Понятно, что изменился их образ жизни. Большая часть из них теперь находятся с детьми дома. Дистанционное обучение оказалось для них тяжелым и малоприятным мероприятием. Понятно, что заставить ребенка учиться довольно сложно. Тем не менее все успешно выходят из этой ситуации. Мы очень благодарны родителям за понимание, выполнение всего того обвала домашних заданий, который обрушился на головы родителей и детей. Постепенно к учителям приходит понимание того, что задания должны быть дозированными, а часть предметов должна быть без домашних заданий. При освоении таких предметов Министерством просвещения РФ рекомендовано использовать такой замечательный метод, как проектная деятельность. Эта технология носит долгосрочный характер, не требует ежедневного выполнения и имеет целью получение наилучшего результата того или иного проекта.
И самая главная проблема – это низкие технические возможности. В этом плане к дистанционному обучению оказались неготовыми и педагоги, и учащиеся. Исходя из тех сведений, которые есть в нашем распоряжении, из 1 591 человека, которые сегодня обучаются в нашей школе, компьютеров не имеют порядка 300 учащихся и 9 педагогов. Все они могут организовать обучение, опираясь только на наличие смартфона с выходом в Интернет, что, безусловно, осложняет им работу. Мы рассматриваем вопрос о передаче компьютеров педагогам, которые работают в 9 – 11 классах, с тем, чтобы они смогли успешно подготовить детей к ОГЭ и ЕГЭ. Еще одна проблема заключается в том, что 6 апреля, в самом начале дистанционного обучения, весь Интернет буквально обвалился. Практически ни одна из рекомендованных обучающих платформ не работала. Это тоже очень сильно осложнило ситуацию. До сих пор сложно работать с «РЭШ», с «Учи.ру», непросто войти в «Дневник.ру», куда выставляют отметки учителя, преподающие уроки в школах Аксайского района. Это находится на контроле администрации. Еще одной проблемой технического свойства является низкая скорость Интернета.
Каждый учитель, исходя из своих технических возможностей, умения пользоваться интернет-технологиями и контингента учащихся, имеет возможность выбрать удобную для него обучающую платформу. Часть учителей работает через Skype, часть использует видеоконференции на Zoom, часть работает, используя видеоуроки с платформы «Учись-дома.онлайн», «Учи.ру», «РЭШ», онлайн-школу Инфоурок. Сейчас поступили рекомендации обратить внимание на платформу «Моя школа онлайн». Кроме этого, существуют платформы «Цифра» и «Смарт-онлайн» – платформа для начальных классов. Однако видеоуроки не всегда совпадают с программой, которую изучают по тому или иному предмету в данный момент. Но большинство учителей, несмотря ни на что, проявляют творческий подход, умения и изобретательность даже для того, чтобы провести свои уроки и выдать образовательные программы в полном объеме.
Анализ организации образовательного процесса в дистанционном режиме выявил еще одну проблему – это нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям по организации обучения в образовательных учреждениях по продолжительности непрерывной работы с изображением на мониторе компьютера или на планшете». Дети сидят у мониторов по пять – шесть часов, что, конечно же, недопустимо.
Мы должны понимать, что самой главной проблемой дистанционного обучения является качество образования. Несмотря на все предпринимаемые меры, оно не будет таким, как было бы в режиме прямого общения с учениками. Не все дети своевременно выходят в сеть, чтобы получить задание и прослушать объяснения учителя. Здесь нужен и контроль родителей, и постоянная связь с классными руководителями. Это объективная причина. Министерство просвещения понимает это. Есть определенные рекомендации по поводу того, как будут выставляться триместровые и годовые отметки.
Все мы оказались в этой сложной ситуации. Я призываю всех к терпению, взаимопониманию. Мы сумеем достойно выйти из этой ситуации.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!