Бессмертный женский полк
Новость в рубрике: Ветераны, ДатыУ памяти нет срока давности. Мы не раз писали об акции «Бессмертный женский полк», которая проводится по инициативе библиотекарей и Совета женщин Аксайского района и получила широкое распространение не только на территории Ростовской области, но и за ее пределами. Эстафету подхватили во всей стране, и сегодня Бессмертный женский полк выходит на улицы во многих уголках России.
Сегодня библиотекари собрали бесценные воспоминания жительниц Аксайского района, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Перелистывая эти страницы, мы словно просматриваем кинохронику. Перед глазами возникают картины боев, мы слышим грохот бомбежек, вой сирен, скрежет металла, стоны раненых, крики матерей, потерявших дочерей. И все это правда о войне, рассказанная участниками тех событий. Эту правду смогут прочитать жители Аксайского района после того, как в свет выйдет книга, в которой будет собрана информация об участницах войны. В Бессмертном женском полку – участницы Великой Отечественной войны, труженицы тыла, а также те, чье детство опалила война.
В годы военного лихолетья, когда над страной нависла беда, аксайские женщины разных возрастов помогали фронту как могли. Те, что постарше, рвались на фронт, порой приписывая себе год до 18-летия. Они «брали штурмом» военкомат, умоляя записать их в ряды добровольцев. Клавдии Николаевне Кушнаренко из п. Рассвет в 1941 году было всего 15, но с самого первого дня войны она вместе с одноклассницами твердо решила уйти на фронт. Сохранились воспоминания участницы войны о том времени.
«После окончания восьми классов я пошла учиться на сан-дружинницу. В это время под Таганрогом шли сильные бои, там все медсестры и санитарки погибли. Мы несколько раз ходили в военкомат, просились на фронт, но нам отвечали, что мы из детского сада, нас не возьмут. Случилось так, что в очередной раз, когда мы пришли в военкомат, приехал командир просить людей. Военный комиссар предложил взять нас, если мы подходим. Так мы попали на фронт. Мне на ту пору было всего 16 лет. От Батайска до Праги я прошла всю войну. Это было страшное время! Не дай Бог людям пережить такое! Я видела жуткие картины: кровь, раненых бойцов, огромное количество убитых солдат, разруху! Мы тогда о жизни уже и не думали, бои шли за боями. Перевязывать раненых, отправлять их в госпиталь – это была наша работа. В День Победы, 9 Мая, я участвовала на параде в Праге».
В 17 лет ушла на фронт Нина Ивановна Маслова. Она попала в 828-й отдельный батальон аэродромного обслуживания. Чтобы самолеты без сбоев поднимались в небо, их нужно было обеспечить всем необходимых. Батальон под бомбежками подвозил горючее, боеприпасы, запасные части… Так радостен был День Победы, который ветеран встречала под Австрией.
Клавдия Кузьминична Кушнарева из станицы Ольгинской отправилась на фронт в 17 лет, приписав себе год до 18-летия. К тому времени она уже успела увидеть врага в лицо, поскольку в станице базировались вражеские отряды, состоявшие в основном из румын и итальянцев. Враг вел себя вызывающе, однажды один из пьяных фашистов ввалился в дом, где жила Клавдия Кузьминична, и стал угрожать расправой ее брату, утверждая, что он партизан.
Желание мстить врагу было велико, юная Клавдия быстро повзрослела. 5 октября 1942 года она встала на защиту своей Родины в составе 730-й отдельной пулеметной роты пулеметчицей. Она охраняла от бомбежки одноколейную железную дорогу, проходившую по Ольгинской дамбе от Аксая до Батайска. На ее счету восемь сбитых вражеских самолетов. Ее пулемет сбивал «мессершмиты», «хейнкели», «юнкерсы».
Вместе со своей сестрой Валентиной Клавдия оставили донскую землю и отправились защищать страну от врага в сторону Будапешта. В декабре 1944 года Клавдия Кузьминична стала разведчицей. Однажды ее группу захватили в плен, но красноармейцы сумели сбежать и уйти от погони. Победа застала разведчицу в Буде.
Анна Степановна Баранникова из хутора Александровка проходила службу в трофейном батальоне. Она подбирала раненых и увозила их санитарным поездом.
«Я сама возила солдат на нашей полуторке, и на мотоциклах возили, и на подводах. К этой жути только кажется, что можно привыкнуть. Каких только раненых пришлось увидеть… Лежит на земле тяжелораненый, ясно, что уже не жилец на этом свете, но еще дышит, в сознании, смотрит на тебя с мольбой, а что ты можешь сделать, если ранение смертельное. Должность моя так и называлась – сборщик трофеев. В задачу нашего батальона входило собрать и вывезти трофейное имущество, подобрать и похоронить убитых, оказать помощь раненым. Так от Ростова до Севастополя мы прошли пешком, очищая от вражеского му-сора родную землю, подбирая раненых…»
Ольга Тимофеевна Цветова из поселка Щепкин ушла на фронт вместе с подругами в августе 1941 года. Скольких бойцов она вытащила на своих руках с поля боя. Всю свою жизнь она помнила о страшных боях под Курском. Вместе с эвакогоспиталем дошла до Берлина Надежда Федоровна Василатова из того же поселка.
В мае 1942 года Ираиде Константиновне Глинских из хутора Ленина, когда она с подружкой попросилась на фронт, было 18 лет. Их взяли в полевой госпиталь медсестрами. Они грузили на поезд раненых в Новочеркасске. А потом ее отправили на передовую. Она перевязывала раненых, стирала, работала на кухне. В 1944 году она была тяжело ранена в Польше. Лечение проходила в своем госпитале, который к тому времени уже был в Берлине.
Бессмертный женский полк во время войны наравне с мужчинами бил врага из разного оружия. Мария Андреевна Литвиненко из Большого Лога ушла на фронт в 1942 году, ей было тогда 20 лет. Поначалу была медсестрой, а потом служила в зенитной артиллерии наводчиком орудийного расчета. Немцы стреляли и днем, и ночью, земля превращалась в кровавое месиво. Тяжелой была битва за Кавказ, жуткими – бои за Керч. Но она выстояла и встретила Победу в Польше.
Зенитчицей была и Анна Леонидовна Чеснокова из поселка Российского. Она воевала в составе 1-го Украинского фронта. В ее задачи входило совмещение направления движения снаряда с движением цели. Она искала в небе вражеские самолеты. По ее команде «Есть совмещение!» открывался огонь по вражеским самолетам.
Мария Ивановна Константинова из хутора Верхнеподпольного прошла войну в Отдельной эксплуатационной железнодорожной 58-й роте 4-го Украинского фронта. Строили понтонные мосты, стояли в карауле. Прошла с боями Украину, Венгрию, Чехословакию. Победу встретила на реке Одер в Германии. После Победы принимала участие в войне с Японией.
Евдокия Георгиевна Смоленская ушла из станицы Грушевской на фронт в мае 1943 года, а в октябре уже погибла в боях на пути от Матвеева Кургана до Запорожья. Во время сильного артобстрела оборвалась связь. Дуся вызвалась пойти соединить место разрыва и получила смертельное ранение. Она протянула бросившейся к ней боевой подруге руку с зажатыми в ней письмами и попросила передать их маме.
«Мы победили! Капитан медицинской службы Головина. Ростов-на-Дону»
Думала ли Елена Матвеевна Головина, поступая в медицинский институт, что ей придется досрочно закончить обучение и отправиться на фронт? Вряд ли. А именно так и сложилась ее судьба. Сколько человеческих жизней она спасла в полевом госпитале 47-й стрелковой дивизии, которая в числе первых вступила в схватку с немецкими захватчиками и почти полностью погибла.
Елена Матвеевна была переведена в 126-ю Сталинградскую дивизию. Вместе с ней военный врач прошла боевой путь до Кишинева, дошла до Берлина.
«На подступах к логову врага, в окрестностях Берлина, шли тяжелые бои. Фашисты яростно сопротивлялись, но все уже было предрешено. И 9 мая 1945 года над поверженным Берлином взметнулся победный салют. Радости наших бойцов не было конца. В числе многих воинов-победителей я размашисто написала на одной колонне немецкого Рейхстага: «Мы победили! Капитан медицинской службы Головина. Ростов-на-Дону».
На донскую землю вернулась в 1946 году, потому что после Победы она еще продолжала службу. Было много раненых, и врачи их лечили. По возвращении домой она всю жизнь работала в сфере медицины. После выхода на пенсию она переехала жить в Аксай, пела в хоре ветеранов войны и труда «Криницы».
Бессмертный женский полк. Приказы не обсуждались
Когда началась война, Наталье Георгиевне Садченковой из хутора Черюмкин было 16 лет. Для фронта она была еще молода. А вот для рытья противотанковых окопов по возрасту подходила. В мае 1942 года была отправлена на эти работы. А в 1943 году ее призвали в ряды Красной Армии. Из новобранцев сформировали 24-й учебный отдельный автополк. Изучали технику, оружие. 14 августа Наталья Георгиевна получила удостоверение водителя Южного фронта. Девичьи руки справлялись с баранкой не хуже мужских. А чтобы ее крутить, между прочим, нужна была сила. Сохранились воспоминания ветерана о фронтовых буднях.
«Бывало, ночью везешь боеприпасы, дороги все в воронках. Аккуратно объезжаешь по обочине, а там сплошная грязь. Включишь фары на миг, увидишь дорогу, а немецкий самолет успел заметить свет. И начал враг на нас зажигательные бомбы сбрасывать, из пулемета обстреливать. Я отстала немного от колонны и не слышала команду отойти от машин. Только успела присесть за буфер, как грязь закипела от осколков. Меня лишь немного ранило, а в лобовом стекле было отверстие от двух пуль. Чудом осталась жива.
Зимой приходилось очищать дороги от снега вблизи позиций врага. Мы даже слышали, как немцы переговаривались между собой. Самолеты летали низко, но, чтобы не обнаружить себя, сбивать их мы не могли. В месте нашей дислокации были замаскированы хранилища с боеприпасами. Нельзя было даже развести огонь в блиндаже, чтобы согреться и разогреть еду. Мы выполняли приказы и приближали победу как могли».
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!