Переедем в село или нет?
Новость в рубрике: Администрация района, АПК, Развитие экономики, СтроительствоО реализации федеральных целевых программ по решению жилищных проблем в сельских территориях. Жилищная проблема на селе была и остается одной из наиболее сложных и острых проблем государственной политики. Качественные характеристики состояния сельского жилищного фонда довольно низкие. Высок уровень износа сельского жилищного фонда. Удельный вес жилых помещений с износом более 70 процентов в 2019 году составил 3,1 процента, что в 4,4 раза больше по сравнению городом.
Но обеспеченность населения общей площадью жилья в среднем на одного человека немного выше, чем в городе (соответственно 26,6 кв.м и 24,8 кв.м), однако сельский жилищный фонд по степени благоустройства значительно отстает от городского. Только 32,6 процента жилищного фонда в сельской местности оборудовано всеми видами благоустройства, тогда как в городе – 79,1 процента. Разница по отдельным видам благоустройства составляет от 1,3 до 2,3 раза.
Доходы основной части сельских граждан не позволяют им решить жилищную проблему самостоятельно, среднемесячная заработная плата сельских работников на начало 2019 года составила 24,268 тыс. рублей.
Многие жители села проживают в неблагоустроенном жилом фонде, многие испытывают потребность в расширении площади жилого помещения, переселении из ветхого и аварийного жилья.
Созданию условий для улучшения жизни на селе способствует система мер государственной поддержки, формирующая улучшение социальной среды обитания и повышение качества жизни сельского населения.
Эффективное сочетание рыночных механизмов и государственной поддержки в развитии жилищной сферы в сельской местности, обеспечивающее доступ к благоустроенному жилью всех категорий сельских граждан, было реализовано в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Мероприятия программы были направлены на повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, улучшение жилищных условий сельского населения, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе с целью формирования эффективного кадрового потенциала АПК, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики.
Основная цель программных мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, – создание организационно-финансовых механизмов повышения доступности жилья для сельских жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
За период реализации программы с 2003 по 2013 год 265,7 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия путем строительства (приобретения) 18,2 млн кв.м жилья, в том числе 91,7 тыс. молодых семей и молодых специалистов (5,7 млн кв.м). Уровень газификации сельского жилищного фонда увеличился с 33,1 до 56,5 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой – с 40,7 до 59,6 процента.
Кроме того, с целью создания современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи новых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса в 2009 и 2012 – 2013 годах осуществлялась реализация мероприятия по поддержке комплексной застройки площадок под компактную жилищную застройку. Проекты комплексной застройки включают инженерную подготовку площадки под жилищную застройку, строительство (реконструкцию) объектов социальной и культурной сферы, обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров, а также озеленение. За указанный период реализовано 55 таких проектов.
Реализация программы и других мер государственной поддержки агропромышленного комплекса и сельских территорий оказала положительное влияние на состояние рынка труда, уровень и качество жизни сельского населения, а также на демографические процессы на селе.
Учитывая эффективность программно-целевого подхода к развитию жилищного строительства, осуществленного в рамках программы, реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, продолжена в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (затем подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия).
Объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2014 – 2019 годы за счет средств федерального бюджета составил 19,9 млрд рублей.
За указанный период построено 3,7 млн кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 2,3 млн кв.м. Улучшили жилищные условия 41,9 тыс. сельских семей, в том числе 26,6 тыс. молодых семей, молодых специалистов.
16 апреля вступило в силу постановление Правительства РФ, по которому сократится объем финансирования государственной программы «Комплексное развитие села». Как сообщает «Парламентская газета», на программу будет потрачено на 796,7 миллиарда рублей меньше, чем планировалось.
В практическом плане это означает, что к 2025 году в российских деревнях, селах и прочих «сельских населенных пунктах» должно быть не 50 процентов благоустроенных домов, а 43,2. При этом сельскими территориями в постановлении Правительства считаются и сельские населенные пункты, которые входят в состав городов и городских округов, и рабочие поселки.
Напомним, что программа «Комплексное развитие села» действует с 2020 по 2025 год. Сейчас в сельских территориях России живет более 37 миллионов человек. В селе растут и копятся проблемы с медицинской помощью и образованием, работой, доступным качественным жильем, водоснабжением, социальными объектами. Государственная программа должна решить эти проблемы, чтобы доля сельского населения в нашей стране не снизилась с сегодняшних 25,3 процента.
Несмотря на то, что финансироваться она будет в несколько меньшем объеме, чем планировалось, государство сохраняет свои обязательства перед сельскими жителями. Всего на реализацию программы будет потрачено около 2,3 триллиона рублей, из которых один триллион рублей из федерального бюджета.
Уровень газификации сетевым газом домов (квартир) в сельской местности достиг 60,3 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой – 66,4 процента. Завершена реализация 83 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
Одной из задач реализации мероприятий программы является создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности, прежде всего, средств ипотечных жилищных кредитов. В рамках подпрограммы социальные выплаты, предусмотренные на строительство (приобретение) жилья, могут быть направлены на уплату первоначального взноса или погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В 2014 – 2019 годах участниками мероприятий подпрограммы было привлечено 5 118 жилищных кредитов (займов) на сумму 2 998,2 млн рублей. Средний размер ипотечного кредита составил 586 тыс. рублей. Более 70 процентов от общего количества использовано на строительство жилья.
Чуть более половины всего объема кредитов и займов выдано молодым семьям и молодым специалистам (2 618 кредитов на сумму 1 809,5 млн рублей), более 60 процентов от общего количества использовано ими на строительство жилья.
Фактическая средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья в рамках подпрограммы в 2018 году составила 24,5 тыс. рублей. Сравнительно низкая стоимость жилья относительно норматива (42,7 тыс. рублей), утверждаемого Минстроем России, объясняется тем, что участники подпрограммы осуществляют строительство жилых домов преимущественно собственными силами с использованием местных строительных материалов. Подрядный способ строительства жилья не получил широкого распространения в сельской местности.
В целях улучшения жилищных условий участники подпрограммы в основном строят индивидуальные жилые дома. В строительстве преобладают традиционные материалы: кирпич (35,8 процента) и дерево (30,2 процента). Блочные жилые дома составляют 21,9 процента, прочие, в том числе каменные, панельные, монолитные – 12,1 процента.
Достигнутые объемы жилищного строительства в сельской местности являются недостаточными и не позволяют удовлетворить потребность всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период с 2003 по 2018 год общее число сельских семей, получивших государственную поддержку в рамках мероприятий Минсельхоза России, составило 307,6 тысячи.
Вместе с тем, по данным Росстата, на начало 2019 года насчитывалось 451,1 тыс. очередников, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 144,7 тыс. (32 процента) молодых семей, молодых специалистов. В этой связи существует необходимость продолжения реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, путем обеспечения необходимого финансирования.
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!