Дети и гаджеты
Новость в рубрике: Здравоохранение1 июня – Международный день защиты детей. А с ним начались и школьные каникулы. В этот период у детей и подростков появляется много свободного времени, которое они предпочитают проводить в различных гаджетах. Дети и гаджеты, интернет, социальные сети – это целый мир, который может быть так же важен, как и реальный. Современные дети тянутся к телефонам, планшетам и компьютерам почти с самого рождения. Они еще не умеют толком ходить или говорить, но уже легко справляются с любым гаджетом! Неудивительно, что такое погружение в виртуальность зачастую вызывает у родителей тревогу и массу вопросов о том, стоит ли вообще позволять ребенку сидеть в телефоне или планшете, и если стоит, то как контролировать этот процесс?
Некоторые приложения рассчитаны на малышей с шести месяцев, которые способны найти в яркой картинке на экране более высокотехнологичную замену погремушке. Однако педиатры и детские психологи не рекомендуют общение с планшетами и прочими подобными устройствами хотя бы до двух лет. После этого можно постепенно начинать смотреть вместе с малышом небольшие образовательные мультфильмы и открывать первые приложения. Дети младшего возраста очень привязаны к родителям – именно они учат ребенка, окружают его заботой, дают ощущение защищенности. Если всему новому начнет учить планшет, то доверие к родителям окажется под вопросом. В будущем это может привести к проблемам в отношениях и поведении. Последние исследования показывают, что образовательные приложения действительно помогают получать новые знания, но дети и гаджеты — тандем менее эффективный для обучение, чем взаимодействие живых людей.
Для многих родителей мобильный телефон у ребенка является залогом его безопасности и их спокойствия. Это действительно так, ведь благодаря «мобильнику» ребенок находится под постоянным контролем своих мамы и папы. Но необходимо ограничивать время пребывания любимого чада в виртуальном пространстве. Чрезмерное и неправильное использование мобильных устройств может привести к нарушениям сна, зависимости, депрессии, ожирению и некоторым другим проблемам. Их использование вызывает недостаток движения и, как следствие, нарушение осанки и развития определенных групп мышц. В частности, врачи наблюдают связь между слишком длительным использованием гаджетов и случаями искривления шейного отдела позвоночника у детей. Еще больше вреда телефоны способны нанести глазам. Постоянная концентрация на небольшом объекте в течение длительного времени может вызвать сухость глаз и воспаление. Кроме того, «мобильники» способствуют развитию близорукости.
Конечно, совсем лишать ребенка знакомства с гаджетами неразумно, так как в современном мире дети и гаджеты уже неразделимы. Главное в этом вопросе – соблюдать баланс, чтобы телефон, планшет и компьютер не вредили живому общению с родственниками и друзьями, обучению, сну и тому, что называют «активным времяпрепровождением». Родителям стоит обратить внимание на собственное поведение – сколько времени они сами тратят на телефон и компьютер? Не копирует ли ребенок их собственное поведение? Если ответ утвердительный, стоит разработать четкие правила, которые будут общими для всех, и следовать им.
Например, можно установить в доме свободные от гаджетов зоны. Это может быть кухня или гостиная. Можно договориться не пользоваться телефонами и планшетами за столом или в постели. Кстати, хорошим вариантом также станет правило откладывать телефоны и планшеты как минимум за час до сна.
Детям, которые уже начали пользоваться социальными сетями, стоит рассказать о правилах общения в Интернете:
– важно предупредить ребенка о добавлении новых друзей, которые могут вступать с ним в беседу. Необходимо объяснить школьнику, что общаться в сетях лучше с реальными знакомыми, которых знаешь за пределами Интернета. А с новыми нужно вести себя максимально осторожно. И если в друзья просится незнакомец, который настойчиво старается узнать личные данные или встретиться, то необходимо рассказать о таком «друге» маме или папе;
– нужно предупредить ребенка о том, чтобы при регистрации в социальных сетях он не указывал некоторые личные данные, например, номер школы, свой домашний адрес и так далее. То же самое касается и отметки геолокации под фотографиями, которые сделаны в квартире или на школьном дворе. Нужно, чтобы чужой человек, зайдя на страничку подростка, мог получить минимальную информацию.
Дети и гаджеты «дружат» давно, сегодня даже самые юные пользователи интернета способны удалять историю переписки и посещения сайтов, но существует множество средств родительского контроля деятельности ребенка с компьютерами. При этом подростку нужно объяснить, что родители делают это для того, чтобы предотвратить опасность, и они имеют на это полное право. Кроме того, важно расположить своего ребенка к доверительному общению. Для того, чтобы подросток сам рассказывал о друзьях, обидчиках, предложениях куда-то пойти, неприличных фото или картинках, присланных посторонними, родителям нужно настроить с ним дружеский контакт. Ребенок будет рад поделиться любой информацией только при условии, что его не будут критиковать.
Все в этом мире индивидуально – одним детям телефон и планшет с правильными играми помогут развиваться более быстро и успешно, других они могут отвлечь от реального мира и нанести вред. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя уловили грань, за которой подросток теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Для этого необходимо наблюдать за поведением и самочувствием своего ребенка при использовании гаджетов и при необходимости на некоторое время отказаться от общения с подобными устройствами.
Каждому родителю важно понять самому и донести это понимание своим детям – дети и гаджеты способны на многое, технологии позволяют добиваться замечательных результатов, но являются лишь инструментом, а не самостоятельной ценностью.
В.В. Сорокобаткин, и.о. главного врача филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО»
в городе Ростове-на-Дону
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!