Противника, играя, побеждаем
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Развитие спорта, Спорт, Спорт в лицах, Спортивные новостиПавел петрович Фатун: «с выбором профессии я не ошибся»
В сознании минимум двух поколений школьников закрепилось предубеждение: если уроков шесть и последним стоит физкультура – значит, сегодня пять уроков. Это говорит о несерьезном отношении к предмету, который, между прочим, играет незаменимую роль в формировании правильной осанки, силы мышц и оказывает значительное профилактирующее воздействие от огромного пласта заболеваний и травм у растущего организма. Задает темп активности, выносливости, упорства и самосовершенствования на долгие годы вперед. Учит преодолевать психологический порог «не могу»…
О роли физической культуры в современном обществе и состоялся наш разговор с учителем физкультуры Аксайской школы № 2 и победителем районного конкурса «Учитель года – 2019» Павлом Петровичем Фатуном.
Павел Петрович родился в обычной семье. Родители с высшим образованием, оба инженеры. Детство и юность прошли в Средней Азии, в столице Киргизии – городе Фрунзе. Для того поколения было естественным все свободное от учебы время проводить в многочисленных кружках, секциях, заниматься спортом. Как тут не вспомнить дворовые спортивные команды, турпоходы… Обучаясь в школе, Павел звезд с небес не хватал. Кроме хороших и отличных оценок, одна – две тройки преследовали его, как говорит Павел Петрович, постоянно. Наибольший интерес вызывали три предмета: физика, химия и биология.
С восьми лет Павел перепробовал несколько видов спорта (наверное, знакомая история для многих), но серьезно стал заниматься футболом в ДЮСШ «Локомотив». В 16 лет позвали в юношескую сборную Республики, в которой впоследствии он играл по юниорам и молодежи. Участвовали в основном во всесоюзных соревнованиях. Много поездил Павел Петрович, много посмотрел. В общем, все это и предопределило дальнейшую профессиональную деятельность.
Будущий учитель физической культуры всегда уважал и ценил своих первых наставников. Старался даже читать то, что читали они, смотреть то, что смотрели они. Потому что уверен (и всегда говорит об этом своим ученикам): «У человека, который не знает своей истории, нет будущего». До сих пор Павел Петрович помнит глаза тренера, который на послематчевом разборе игры говорил: «Хочешь уйти вправо? Покажи сначала влево, иначе не получится!», «Не победишь соперника, пока не победишь самого себя!» и другие подбадривающие философские выражения. Многие цитаты знают теперь и ученики П.П. Фатуна.
– Ну и хорошие, добрые байки тоже! А что, в спорте ведь без этого нельзя. Я считаю, что с детьми нужно находиться на одной волне, так их легче понять и заработать доверие к себе. Но никогда нельзя забывать, что ты – наставник и рабочие задачи должны стоять превыше всего, – добавляет он в разговоре с журналистом.
К сожалению, профессиональная карьера Павла Петровича как спортсмена не сложилась. В 1993 году он окончил институт физической культуры и спорта. С тех пор работает учителем, а по совместительству школьным тренером вот уже 25 лет. Сферу, в которой трудится, очень любит и очень ей предан. В настоящее время обучает учеников и готовит к соревнованиям участников спортивного клуба «Фортуна», руководителем которого является, в Аксайской школе № 2 во внеурочной деятельности. С инициативой об открытии спортивного клуба в 2016 году П.П. Фатун совместно с коллегами выступили одними из первых в области, где на сегодняшний день подобных организаций не наберется и десяти. Углубленно дети здесь занимаются легкой атлетикой и баскетболом, но также большое внимание уделяется настольному теннису и даже творческим выступлениям. Главным ориентиром и целью занятий являются Президентские соревнования.
Павла Петровича отличает постоянный поиск путей достижения желаемого результата. В процессе он начинает понимать, что «истина где-то рядом!». И тут нельзя не учитывать физиологию человека. Вот поэтому не расслабляется, а ищет этот «золотой ключик от всех дверей».
Как ни крути, а физической культурой и спортом двигают законы конкуренции. Каждый тренер хочет добиться больших результатов, чем другой, каждый его ученик хочет показать результат лучше, чем у соперников, потому что первое место на пьедестале всего лишь одно. И поверьте: человек, трудящийся таким образом по- ловину жизни, многое поставит на карту.
Что касается Павла Петровича, главным в своей деятельности он считает выбор подходящей цели и правильной дорожки к ней. Преподаватель хочет, чтобы молодежь района не просто улучшила свое здоровье после знакомства с методиками, которые преподает, а научилась идти в таком темпе всю свою жизнь. Не сидеть с утра перед телевизором, а делать зарядку. Не есть фастфуд с друзьями регулярно на прогулках, а четко соблюдать режим тренировок, посещать спортивные секции, вести активный и здоровый образ жизни. Такие результаты своей работы Павел Петрович ценит намного больше, чем медали и кубки.
– Согласитесь, приятно наблюдать за тем, как, например, в прошлом году спортивная команда 9 «Б» класса, которую целенаправленно готовил, из восьмидесяти лучших команд России показывает второй результат на легкоатлетической эстафете Президентских состязаний.
– Кто такой преподаватель физкультуры?
– Это друг, положительный пример для детей, их помощник и ответственное лицо. Учитель – фигура публичная, и самому себе он не принадлежит. Выбирая такую профессию, ты соглашаешься с тем, чтобы целиком посвятить себя спорту и другим людям. Учителем физической культуры может стать абсолютно любой человек. Для этого всего лишь нужно сильно захотеть им стать. В противном случае лучше выбрать другую область для приложения своих сил. Негативных примеров в качестве аргумента этому предостаточно. А за свой успех хочу поблагодарить коллег и нашего руководителя – директора Аксайской школы № 2 И.Д. Колыбельникову.
– Почему физическая культура должна быть неотъемлемой частью школьной программы и жизни ребенка?
– Школьная физическая культура является незаменимым, базовым трамплином ребенка во взрослую, физически активную, успешную жизнь. Мне очень жаль, что многие родители не хотят этого признавать, а соответствующее отношение к физическому воспитанию могут привить только они. Мы не должны забывать, что главными задачами урока физической культуры являются оздоровление, развитие и воспитание!
– А как же мечта стать спортсменом?
– Для того чтобы реализовать себя как спортсмен, человеку отпущено не так много времени. В силу возраста, травматизма, болезней и прочих причин. А вот педагогической деятельностью можно заниматься всю свою сознательную жизнь. Но главное, что для этого нужно, – большое стремление этим заниматься. Потому что хорошему наставнику придется постоянно обучаться, находить и перерабатывать огромное количество информации, планировать педагогический процесс, правильно проводить отбор детей, правильно осуществлять контроль за выполнением нормативов, учитывать медицинские показатели каждого из учеников, и это даже не полный перечень того, чем придется заниматься. Профессор спортивной медицины В.Н. Силухнов сказал: «Преподаватель-тренер должен быть специалистом широкого профиля!». И еще, наставник обязан поддерживать себя в хорошей форме. Не только для того, чтобы правильно показывать упражнения. Очень часто приходится пропускать через себя целый комплекс новых движений, прежде чем давать материал в обучение, потому как я должен точно знать, что будет чувствовать мой ученик. Иными словами, спортивная педагогическая деятельность включает в себя также значение слова «спортсмен». И реализация в ней развивает тебя и как спортсмена. Профессионализм здесь – это навыки, а не количество дипломов.
– Позволяет ли школьная программа по физкультуре решать поставленные задачи?
– В целом школьные программы по физической культуре довольно качественные. Трехчасовую недельную нагрузку считаю оптимальным вариантом. Что касается материальной составляющей, техническое оснащение худо-бедно улучшается. Изменил бы только одно: ввел бы обязательный, наравне с математикой и русским языком, единый государственный экзамен по физической культуре. Назову это даже не мнением, а необходимой мерой.
– Потому, что есть те, кто отлынивает от физкультуры?
– Да, дети любят рассуждать о том, что знания, умения и навыки, полученные ими на уроках, в том числе и физкультуре, якобы не пригодятся им во взрослой жизни. Но откуда они могут это знать? Они же еще дети! Поэтому роль родителей здесь переоценить нельзя. Именно они должны развеять этот миф в сознании ребенка. В отношении физической культуры самым простым аргументом является то, что причиной примерно 50 процентов всех смертей прямо или косвенно является сердечная недостаточность. Виной всему – малая подвижность, или «недвижимость», как я ее называю.
– Приходится ли вам ставить двойки по физкультуре?
– Классическая система оценки учащихся по предмету «Физическая культура» сложилась очень давно. Предусматривала она оценку только предметных результатов обучения, а конкретно – три направления (по Матвееву). Первое – основы знаний по теме, второе – двигательный навык по теме (техника выполнения), а третьим направлением является физическое совершенство (динамика роста показателей физических качеств в процессе обучения). Сейчас же, с переходом на новые стандарты образования, учитель оценивает не только предметные результаты, но и личностные. Например, имею право оценить отношение ребенка к физической культуре как к предмету и совершенно на законных основаниях поставить двойку в журнал. Если он не подготовил к уроку спортивную форму – тоже. Разумеется, только если у ребенка нет для этого медицинских показаний. Но хорошему учителю нужно четко понимать критерии оценивания личностных результатов в своей рабочей программе.
– Как вы мотивируете детей, которые, как вы видите, способны к большему?
– Да, конечно, это большая проблема, когда сталкиваешься с ребенком, имеющим все данные для достижения высоких спортивных результатов, но напрочь отсутствует мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для решения этой проблемы я разработал и внедряю систему мотивации учащихся к спортивной деятельности, которая называется «Мотивационный фундамент».
В основу работы легла иерархическая пирамида потребностей человека великого психолога двадцатого столетия Абрахама Маслоу. Принимая участие в педагогическом конкурсе «Учитель года – 2019», я эту систему представлял. О результатах судить пока еще трудно, но с этим в работе делать что-то нужно обязательно.
– Какое влияние оказывает время приема пищи на время проведения урока физкультуры?
– Не секрет, что одним из главных условий для крепкого здоровья является правильное питание ребенка. Я всегда требую от учеников, чтобы их питание было регулярным, сбалансированным и качественным. Очень часто в своей практике встречаю такие случаи, когда ребенок не может заниматься из-за того, что у него болит и кружится голова (это относится не только к физкультуре). Чаще всего такое происходит на фоне снижения уровня глюкозы в крови. В конечном счете выясняется, что он элементарно не успел или не захотел позавтракать. В одном из худших случаев он мог бы упасть в обморок. А по поводу времени приема пищи в школьных столовых, не имеет принципиального значения, когда лучше покушать: до урока или после.
– Сегодня приоритетной задачей является профилактика травматизма у школьников…
– Конечно, во время урока по физической культуре ученик более подвержен травматизму, чем где-либо еще в стенах школы. Поэтому учитель начинает каждый учебный год, каждую новую тему с инструктажа по технике безопасности. Более того, он следит за тем, чтобы рабочее место и спортивный инвентарь оставались максимально безопасными. Ну, а если в кого-то мячиком попали, тут уж извините: от этого нигде в мире лекарства не придумали. Поэтому, пользуясь случаем, призываю уважаемых родителей относиться к этому проще!
– Как на учебный процесс повлиял режим самоизоляции?
– Сейчас мы все переживаем очень трудные времена, связанные с введением ограничений. Но все понимают, что это мера вынужденная. Хочу сказать, что очень сильно она ударила по образовательному процессу, тренерской деятельности в том числе. Получилось так, что после несколько месяцев работы и подготовки детей мы оказались отброшены назад, и многое придется начинать сначала. Опыт дистанционного обучения мы приобрели, время для того, чтобы собраться с мыслями и придумать что-то новое и полезное, тоже получили, но для спортсменов режим самоизоляции абсолютно не помощник.
Когда ограничения снимут, Павел Петрович собирается дальше участвовать в спортивных конкурсах с новыми силами. В июле этого года от отправится на повышение квалификации в Московскую научную лабораторию, чтобы усовершенствовать и разработать новые методики тренировок, а там глядишь, и воспитать из аксайских школьников всероссийских чемпионов. Эффектнее П.П. Фатун описывает эту цель сам: «Хочу выиграть Россию!».
Павел Петрович действительно заботится о развитии физической культуры в мировоззрении подростков. Для этого он принимает участие в конкурсах, анализирует лучшие методики воспитания и создает собственные. Хотя сам он отзывается о своих трудах очень скромно, результаты образовательных программ уже дают свои плоды. Многие ученики Аксайской школы № 2 называют П.П. Фатуна любимым преподавателем, и если в состязаниях на звание лучшего выдвигается его кандидатура – активно отдают свои голоса и всячески поддерживают.
А Павел Петрович стремится сделать родителей союзниками в формировании правильного отношения к здоровому образу жизни у детей. Чтобы позитивно повлиять на ситуацию, нужно проявлять чуть больше инициативы: рассказывать о том, о чем ребенок еще даже не спросил. Эту важную миссию следует выполнять коллективно. И главное – участником этого процесса должен стать сам ребенок.
Марк КОРОЛЬ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!