«22 июня, ровно в четыре часа…»
Новость в рубрике: Даты, Защита Отечества, ИзбранноеХронология одного из самых кровавых дней в российской истории — 21 июня 1941 года. Это был обычный воскресный день. Более чем 200 миллионов граждан планируют, как провести свой выходной: сходить в гости, сводить детей в зоопарк, кто-то спешит на футбол, кто-то – на свидание. Скоро они станут героями и жертвами войны, убитыми и ранеными, солдатами и беженцами, блокадниками и узниками концлагерей, партизанами, военнопленными, сиротами, инвалидами. Победителями и ветеранами Великой Отечественной. Но никто из них об этом пока не знает…
События того дня начинаются накануне, 21 июня 1941 года. Ровно в 13-00 часов немецкие войска получают кодовое слово «Дортмунд», послужившее сигналом к началу операции «Барбаросса».
Командующий 2-й танковой группой группы армий «Центр» Гейнц Гудериан пишет в своем дневнике: «Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестра они проводили развод кара-улов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками».
К вечеру бойцы 90-го пограничного отряда Сокальской комендатуры задержали немецкого военнослужащего, пересекшего пограничную реку Буг вплавь. Перебежчик направлен в штаб отряда в город Владимир-Волынский Украинской ССР. Позднее немецкие минные заградители, находившиеся в финских портах, начали минировать выход из Финского залива. Одновременно финские подводные лодки начали постановку мин у побережья Эстонии.
К 0-30 22 июня во Владимир-Волынский был доставлен перебежчик, на допросе назвавшийся Альфредом Лисковым, военнослужащим 221-го полка 15-й пехотной дивизии вермахта. Он сообщил, что на рассвете с 21 июня 1941 года на 22 июня немецкая армия перейдет в наступление на всем протяжении советско-германской границы. Но сведения о результате допроса дойдут до наркомата государственной безопасности Украинской ССР лишь через три часа. К тому моменту будет поздно – враг уже подойдет к Украине.
В это же время из Москвы начинается передача директивы № 1 Народного комиссариата обороны СССР для частей западных военных округов. «В течение 22 – 23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий», – говорилось в документе. Части предписывалось привести в боевую готовность, скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе, авиацию рассредоточить по полевым аэродромам. Однако довести директиву до воинских частей перед началом боевых действий не удается, вследствие чего указанные в ней мероприятия не осуществляются.
Как сообщили коменданты участков 90-го погранотряда начальнику отряда майору Бычковскому, по состоянию на 1-00 22 июня, «ничего подозрительного на сопредельной стороне не замечено, все спокойно».
Уже спустя два часа группа из 14 немецких бомбардировщиков Ju-88 сбрасывает 28 магнитных мин у Кронштадтского рейда. Позже начальнику Генерального штаба генералу Г.К. Жукову будут поступать сообщения о нападении вражеской авиации на города Белоруссии, Украины, Прибалтики. Геннадий Константинович в 3-42 ночи звонит Сталину и сообщает о начале Германией боевых действий. Сталин приказывает Тимошенко и Жукову прибыть в Кремль, где созывается экстренное заседание Политбюро.
К 4-00 утра командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает Жукову о срыве атаки авиации немцев по кораблям, но есть разрушения в Севастополе. Примерно в это же время Заставы 86-го Августовского пограничного отряда, включая первую погранзаставу старшего лейтенанта Александра Сивачева, подвергаются мощному артиллерийскому обстрелу, после чего начинается немецкое наступление. Пограничники, лишенные связи с командованием, вступают в бой с превосходящими силами противника. Боевые действия на земле начинаются на Западной и Прибалтийской частях СССР.
В 5-00 часов Посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручает наркому иностранных дел СССР Молотову «Ноту Министерства иностранных дел Германии Советскому Правительству», в которой официально обозначена позиция германской стороны: «Советскому Союзу объявлена война». Через полчаса по немецкому радио звучит обращение Адольфа Гитлера к народу, в котором была отмечена задача наступления немецких войск, как «обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех».
После семи часов утра Сталин утверждает директиву об отражении нападения гитлеровской Германии, но из-за нарушения диверсантами работы линий связи в западных округах документ не был получен советскими войсками. Москва остается в неведении об оборонительных действиях на фронте.
Лишь в 12-00 часов нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза:
«Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие». Он также добавил, что «нападение на нашу страну произведено несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора», и здесь же объявит вторжение Германии вероломным нападением, а последовавшие заявления со стороны Румынии и немецкого фюрера, всяким образом обвиняющие Советский Союз, – ложью и провокацией. Завершающий речь Молотова лозунг «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» побуждает тысячи человек сплотиться и отправиться на фронт защищать Родину, в то время как остальные помогали трудом в тылу. Несмотря на то, что первым днем мобилизации названо 23 июня, призывные пункты при военкоматах начинают работать уже к середине дня 22 июня.
Подвиг заставы старшего лейтенанта Сивачева стал одним из сотен, совершенных пограничниками в первые часы и дни войны. Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря на 22 июня 1941 года охраняли 666 пограничных застав, 485 из них подверглись нападению в первый же день войны. Ни одна из 485 застав, атакованных 22 июня, не отошла без приказа.
Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые дни войны погибли более 16 000.
В 14-05 Глава МИД Италии Галеаццо Чиано заявил, что Италия, как союзница Германии, также объявляет войну Советскому Союзу.
В это же время ожесточенный бой идет у первой погранзаставы Александра Сивачева. За десять часов пограничники уничтожили до 60 гитлеровцев и сожгли три танка. Но через два часа гитлеровцы занимают позиции первой погранзаставы. Это стало возможным только после того, как погибли все пограничники, оборонявшие ее. Начальник заставы Александр Сивачев посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В 21-00 вечера появилась сводка Главного Командования Красной Армии в течение дня: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточенных боев противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристинопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец.
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населенных пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолетов противника».
Спустя два часа к британскому народу обращается премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. В своей речи он сообщил о внезапном нападении Германии на СССР и отметил, что даже его категоричное отношение к коммунизму бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся на глазах всего мира.
«Я вижу русских солдат, как они стоят на границе родной земли и охраняют поля, которые их отцы пахали с незапамятных времен. Я вижу, как они охраняют свои дома; их матери и жены молятся, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, своих защитников», – сказал премьер-министр Великобритании.
Черчилль призвал британцев оказать России и русскому народу всю помощь, какая только возможна, а также призвал всех союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса.
Впереди были еще 1417 дней самой страшной войны в истории человечества…
МЫ ПОМНИМ
Великая Отечественная вой-на явилась составной частью и главным содержанием всей Второй мировой войны, в орбиту которой было вовлечено более 60 государств. Боевые действия велись на обширных пространствах Европы, Азии и Африки, на морских и океанских просторах. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского господства и в разгром гитлеровских войск.
Сегодня 22 июня – День памяти и скорби. В этот день на территории Российской Федерации проходят памятные мероприятия, возлагаются цветы и венки к памятникам Великой Отечественной войны. Начиная с 2009 года в День памяти и скорби 22 июня проводится традиционная мемориальная акция «Свеча памяти». В этот день рано утром представители различных общественных организаций приходят к местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны, с зажженными свечами. Год от года ширится география акции. Особенно День памяти и скорби отмечают в городах-героях и городах воинской славы. Помимо акции «Свеча памяти» в различных населенных пунктах 22 июня проходят также похожие тематические акции. В Москве на Крымской набережной проводится «Линия памяти» с зажжением 1 418 свечей, по одной на каждый день войны.
Мария ПЕЧОРИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!