Горячий снег аксайского левобережья
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, ИзбранноеВажно помнить, что на земле не должно быть забытых и безымянных могил.
В начале февраля в селах и станицах левобережья проходят митинги и торжественные мероприятия, приуроченные к дате освобождения от немецко-фашистских захватчиков, 7 февраля, например, эту дату отмечают в станице Ольгинской. А что мы знаем об освободителях, откуда они родом, где служили до этого, где остались их семьи? Долгие годы все эти данные были засекреченными, и вот Указом от 22 января 2006 года «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» при Министерстве обороны РФ был создан обобщенный компьютерный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о тех, кто прошел войну. Сегодня эти архивы открыты. А если умело пользоваться информацией, можно многое узнать. Сегодняшний наш рассказ – о поиске, который позволил приоткрыть завесу тайны одного из захоронений, находящихся на нашей земле, конкретно – о братской могиле в станице Ольгинской.
С Любовью Николаевной Подгорной из поселка Дорожный мы познакомились летом прошлого года. Урожденная донская казачка, живущая здесь с раннего детства, она интересовалась историей родного края, донского казачества. Будучи человеком пытливым, провела поисковую работу по истории своей семьи – интересно же, кем были деды и прадеды. А потом зародилось и стало набирать силу всенародное движение «Бессмертный полк». Взрослые и дети несут по улицам городов и сел портреты своих родных, но почему у нас почти в каждом из этих городов и сел стоят безымянные братские могилы защитников? Что знаем о них мы, взрослые, что знают наши дети?
Воспитание патриотизма должно начинаться с малого, рассудила Любовь Николаевна и принялась за дело. Она работает с базой данных ЦАМО (Центральный Архив Министерства Обороны) и ОБД (Обобщенный компьютерный банк данных) «Мемориал», обращается за помощью в райвоенкомат, в администрации сельских поселений. А только на левобережье братских могил шесть – в хуторе Ленина, в Нижнеподпольном, в Рыбацком, в Ольгинской, в Дорожном, в Черюмкине. Собранные материалы по каждому захоронению оформляет в «Альбомы памяти». Сегодня у нее таких альбомов уже семь (по Ольгинскому – два). В августе прошлого года наша газета опубликовала материал «На братских могилах не ставят крестов» – об истории поиска имен защитников поселка Дорожный. Накануне освобождения станицы Ольгинской Любовь Николаевна любезно предоставила нам возможность ознакомиться с «Альбомом памяти» по станице Ольгинской.
…Итак, после начала и победоносного завершения Сталинградской битвы гитлеровский план «Гросс-Сталинград» был провален, и советские войска повели свое контрнаступление на юг, на Ростов. В рамках Северо-Кавказской стратегической операции была подготовлена наступательная операция Южного фронта по освобождению Батайска, Ростова-на-Дону и Новочеркасска под наименованием «Дон». Главная роль отводилась 2-й Гвардейской армии генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского и лучшим бронетанковым корпусам фронта – гвардейцам 3-го танкового Котельниковского, 2-го, 3-го Сталинградского, 4-го Сталинградского, 5-го Зимовниковского механизированных корпусов. Далее приводятся выдержки из «Донского временника» старшего научного сотрудника ЮНЦ РАН, военного историка В.И. Афанасенко:
«Ставка ВГК поставила перед Южным фронтом категорическую задачу к исходу 28 января выйти в район Батайск, Койсуг и отрезать пути отхода кавказской группировки… Выйти на рубеж: Ольгинская, Батайск, Койсуг». В течение кровавых боев, длившихся не одну неделю, погибли сотни воинов-гвардейцев…
Станица Ольгинская была освобождена только 7 февраля. В братской могиле похоронено 696 человек, известны имена 146. И то лишь инициалы и фамилии. Как ведется поиск? Из донесений командиров частей (оцифрованные пожелтевшие страницы, исписанные от руки более 70 лет назад, занесенные в ОБД «Мемориал») можно узнать фамилии воинов, которые получили ранения, и тех, кого нужно отнести к безвозвратным потерям. Вот пример. На первой странице перечня захороненных в братской могиле читаем: «Анохин Алексей Михайлович, год рождения 1918, место рождения – Омская область, Любинский район, с. Тавричанка, последнее место службы – 126 СД, 366 СП, воинское звание – ст. лейтенант, причина выбытия – убит, дата выбытия – 10.02.1943, первичное место захоронения – Ростовская область, Аксайский район, ст-ца Ольгинская, название источника донесения – ЦАМО, номер источника информации, номер описи источника информации, номер дела источника информации…». В нижней части нескольких ар-хивных страниц, касающихся одного воина – порядковый его номер.
Но вот смотрим – на странице с номером 36: «Косарев Владимир Павлович, 32 года, дата и место призыва – Старобельский РВК, Украинская ССР, Ворошиловградская область, Старобельский район, штаб 665 арт. полка, ст. сержант, убит 13.02.1943, место захоронения – Ростовская область, Аксайский район, станица Ольгинская». А справа на странице простым карандашом пометка: «Есть полный тезка, совпадение по всем пунктам, кроме звания и места рождения… в дополнительном списке в конце». И действительно, дополнительный список насчитывает еще 43 фамилии, обнаруженные при тщательном изучении донесений командиров воинских частей. Как могло такое произойти? Да очень просто: линия фронта в те горячие дни постоянно передвигалась то вправо, то влево, могли произойти ошибки в донесениях. Встречались однофамильцы, как в случае, упомянутом выше. Пристальные усилия поисковиков и направлены на то, чтобы выявить имена и места захоронений погибших защитников.
Когда вся работа будет закончена, Любовь Николаевна передаст альбомы в областной военкомат, а копии материалов – в сельские библиотеки. Чтобы каждый мог прочитать об истории освобождения родных краев и освободителях.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!