И я пойду в школу
Новость в рубрике: ОбразованиеВ аксайском районе созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такой Центр работает в Аксайском районе уже 17 лет. Мы ведем разговор с его директором Ларисой Алексеевной Панасенко.
– В Центре трудятся семь специалистов: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые проводят занятия с детьми, консультируют родителей, педагогов, детей по возникающим у них проблемам, – рассказывает Лариса Алексеевна. – Ежегодно в Центр обращается до трех тысяч человек.
Осуществляют прием специалисты на базе Центра по адресу: г. Аксай, ул. Чапаева, 163/1, по предварительной записи по телефонам: 8(863-50) 5-13-88, 5-43-83 или на сайте Центра. По заявкам образовательных организаций методическая помощь осуществляется дистанционно или на базе организаций.
В Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района организована работа психолого-медико-педагогической комиссии Аксайского района, деятельность которой направлена на выявление детей, нуждающихся в организации специальных условий образования, определение необходимых условий обучения каждому ребенку и проведение мониторинга предоставления специальных условий для каждого нуждающегося ребенка в конкретной образовательной организации.
– На сегодняшний день в Аксайском районе в создании специальных условий обучения нуждаются 742 ребенка, из них 631 школьник и 111 дошкольников, – продолжает разговор Татьяна Николаевна Лавренова, учитель-дефектолог Центра и психолого-медико-педагогической комиссии. – Практически все из них получают рекомендованные специальные условия и психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях. Для реализации специальных условий образования в детских садах функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которых специальную помощь получают 65 дошкольников. Это детские сады № 6 «Теремок», № 2 Буратино», № 4 «Калинка», № 11 «Красная Шапочка», № 12 «Василек». 35 дошкольников необходимую помощь получают инклюзивно, посещая группы общеразвивающей направленности в детских садах.
В системе образования района созданы специальные классы для детей, испытывающих трудности в обучении. В Аксайской СОШ № 1, гимназии № 3, Аксайской СОШ № 4, Рассветовской СОШ, Ленинской СОШ и Большелогской СОШ открыты 1 – 9 классы для детей с задержкой психического развития, в которых обучаются 129 человек. В Грушевской ООШ – 14 человек с интеллектуальными нарушениями обучаются в специальных классах-комплектах. А в Аксайской СОШ №1 успешно функционирует много лет класс-комплект для детей-инвалидов с нарушением интеллекта, в котором квалифицированную помощь сегодня получают шесть человек. В этом году на базе Аксайской СОШ № 4 открыт ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра, куда поступили и обучаются шесть человек. Большая часть детей с ОВЗ (323 человека), особенно в сельских школах, обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах по адаптированным программам.
Для детей, поступивших в образовательные организации, специалисты дошкольных и школьных психолого-педагогических консилиумов разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения. С детьми работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, ведется также работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью. Особым направлением в работе специалистов образовательных организаций является работа с детьми возрастной нормы, которая направлена на принятие особенного ребенка в коллектив, формирование понимания особенных потребностей других детей, чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Важным направлением работы Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является коррекционно-развивающая помощь детям с ОВЗ, детям с инвалидностью и их родителям. В 2020 году комплексные (с несколькими специалистами) коррекционно-развивающие занятия в Центре по дополнительным образовательным программам психолого-педагогической помощи посещали 168 детей с ОВЗ с инвалидностью, еще 23 ребенка получали помощь одного специалиста. Занятия с детьми проводятся в групповой форме или индивидуально в зависимости от психофизических возможностей ребенка.
В рамках федеральной программы «Поддержка семей, имеющих детей», в Центре открыт консультационный пункт, в котором родители могут получить консультационную помощь по интересующим вопросам не только офлайн, но и онлайн, а также в телефонном режиме. В 2020 году в консультационный пункт обратились 378 человек, включая 37 детей и 270 родителей детей с инвалидностью.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Приоритетным направлением остается раннее выявление детей, нуждающихся в помощи специалистов. Для оказания помощи детям до трех лет и их семьям в Центре организована служба ранней помощи, с ее руководителем Марией Александровной Пермяковой мы продолжаем беседу.
– В службу входят педагоги- психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, – отметила Мария Александровна. – Работа службы направлена на оказание комплексной помощи родителям детей раннего возраста. Все специалисты службы консультируют родителей по возникающим у них вопросам, проводят раннюю диагностику развития малышей, групповые и индивидуальные занятия по программам «Играем вместе», «Цветик-семицветик». Программы направлены на создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста путем использования игровых технологий и методов, на развитие познавательных процессов и общей моторики, стимулирование психического развития ребенка. На занятиях с малышами обязательно присутствуют их родители, являясь активными участниками коррекционно-развивающего процесса. Так родители учатся понимать возрастные особенности своих детей, а дети учатся взаимодействовать с родителями, взрослыми и другими детьми. В 2020 – 2021 учебном году в службе ранней помощи получают помощь 33 ребенка, пять из них имеют ограничения в здоровье.
– Работая с детьми с ОВЗ, испытываешь потребность в самообразовании, повышении профессионального мастерства, – подчеркнула Л.А. Панасенко. – С этой целью организована работа районных методических объединений, районных творческих групп педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов инклюзивного образования, руководителями которых являются специалисты Центра. На заседаниях методических объединений педагоги, специалисты из детских садов и школ обсуждают современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, технологии и методы работы с этими детьми, современные тенденции сферы образования этих детей.
В работе таких объединений специалистов особенно важным является преемственность психолого-педагогического сопровождения особенного ребенка с раннего возраста, далее в дошкольной и школьной организациях, когда родители не остаются в одиночестве, а своевременно получают системную и качественную помощь специалистов на этапах взросления и развития своего ребенка.
Анна СЕМЕНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!