Тихо – идут занятия
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Образование, Сельские поселенияВ Ольгинской музыкальной школе, отметившей 50-летний юбилей, учатся 135 детей.
Юные музыканты и певцы – в основном ученики средней школы, которая находится через дорогу. Местной ребятне очень удобно – после уроков они бегут заниматься творчеством, а потом уже расходятся по домам. Счастливы и родители – нет надобности возить детей в Аксай или Ростов-на-Дону.
Тепло, светло и уютно.
Ольгинская музыкальная школа в декабре прошлого года отметила свой 50-летний юбилей. 38 лет учебным заведением руководит Е. Б. Кононова, которая пришла работать сюда 49 лет назад. Вот такая арифметика. На глазах Евгении Борисовны школа жила, развивалась, а потом под ее руководством переживала трудные 90-е годы, сохраняла и приумножала количество детей, занимающихся творчеством.
Музыкальная школа занимает второй этаж в двухэтажном старинном здании 1893 года постройки. В шести учебных классах занимаются дети в возрасте от шести до 18 лет по трем направлениям – инструментальное, вокальное и общеэстетическое. Обучение проходит по 11 специальностям – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, гитара, скрипка, флейта, кларнет, саксофон, вокал (эстрадный и академический), общеэстетическое развитие. Кабинеты оборудованы инструментами, необходимой литературой. В обновлении материально-технической базы помог национальный проект «Культура».
Сегодня в школе – хороший ремонт, а когда-то, в 90-е, преподаватели сами красили окна, клеили обои. Материалы помогали покупать родители учеников.
– У нас были дощатые полы, с потолка сыпалась известь. Каждый год мы сами, как могли, делали косметический ремонт, пока в 2008 году благодаря поддержке руководства района школа не приобрела новый вид. Нам были выделены средства на проведение капитального ремонта, приобретение новой мебели, музыкальных инструментов, компьютеров, одежды сцены, театральных кресел, стендов наглядной агитации и не только. С тех пор надобность в постоянном косметическом ремонте отпала. Сегодня достаточно поддерживать то, что было сделано, – рассказывает нам Евгения Борисовна.
На ее плечах лежит ведь не только организация учебного процесса, но и хозяйственная деятельность. Директор не только занимается планированием работы музыкальной школы, заполняет множество бумаг, но и хлопочет о том, чтобы в классах было тепло, уютно, у ребят хватало инструментов и учебной литературы. Евгения Борисовна вспоминает, каким тяжелым было подключение старинного здания к котельной общеобразовательной школы. Ведь первое время музыкальная школа отапливалась печами, которые уборщица растапливала каждое утро. Зимой помещения прогревались медленно, ученики и преподаватели мерзли, но занятия не прекращали. Печное отопление заменили на электрическое. А потом началась работа по подключению к школьной котельной. Старое убрали, а новое еще не начинали делать. Евгения Борисовна несколько месяцев ждала, когда начнутся работы, искала материалы. С большим трудом в декабре 1985 года, к радости педагогов и учеников, в музыкальной школе потеплели батареи. Так, постепенно, решились самые глобальные проблемы, теперь в классах тепло, светло и уютно.
Ольгинские скрипачи
Про ольгинских скрипачей знают многие ценители музыкального искусства. Преподаватель Андрей Александрович Захаров сам является концертирующим музыкантом и своих учеников старается привлечь к активной концертной деятельности.
Ребятам нравится радовать зрителей своим творчеством, участвовать в конкурсах. В классе скрипки сегодня 15 учеников. Такого количества музыкантов, играющих на этом инструменте, не было в школе давно. Неутомимый энтузиазм и безграничная любовь к детям преподавателя привлекают ребят. А играть на скрипке могут отнюдь не все.
Отличительной особенностью скрипки является отсутствие звуковысотных обозначений. Ребенок должен слышать, куда нужно поставить пальчики во время игры, чтобы извлечь нужную ноту. Поэтому для обучения в классе скрипки принимают детей с очень хорошим музыкальным слухом.
Музыканты изучают классические композиции и играют авторские произведения А.А. Захарова, написанные специально для детей. Андрей Александрович является членом Союза композиторов России и уже издал свой сборник музыкальных произведений для скрипки. Он постарался вложить в музыку детские мечты, чувства и переживания. Эти произведения с успехом играют не только ольгинские скрипачи, но и ученики ростовских музыкальных школ. О чем переживают ученики, преподаватель знает не понаслышке.
Изучая педагогический опыт знаменитых педагогов Макаренко и Сухомлинского, А.А. Захаров перенял многие принципы в воспитании подрастающего поколения. Он организует для учеников пикники и праздничные чаепития, во время которых ребята общаются в теплой дружеской атмосфере, рассказывают о том, что им интересно.
Два года назад скрипачи вместе с другими учениками Ольгинской музыкальной школы снялись в музыкальном клипе «Посвящение Ольгинской». Музыку написал Андрей Александрович, всем сердцем полюбивший станицу и ее жителей.
В копилке достижений ансамбля скрипачей немало побед на международных, российских, областных конкурсах. В сольном выступлении больше всего наград у Виктории Ким и стипендиата главы Администрации Аксайского района Марии Лукьяновой.
Самое многочисленное отделение
Играть на фортепиано в музыкальной школе учится почти половина всех учеников. На отделении работает шесть педагогов. – Е.Б. Кононова, Л.О. Ташчян, Л.М. Куклина, В.Н. Пугачева, Р.А. Хурумова, К.Г. Авакян. Кнарик Грантовна Авакян когда-то сама окончила Ольгинскую музыкальную школу, получила профессиональное образование в музколледже, потом в филиале Санкт-Петербургской академии культуры и вернулась в музыкальную школу уже в качестве концертмейстера и педагога. Вот уже 17 лет Кнарик Грантовна обучает своих учеников игре на фортепиано. В ее классе 15 учеников. Ребята могут не только играть на инструменте самостоятельно, они исполняют композиции в четыре руки, а порой за фортепиано одновременно находятся три музыканта. Такое мастерство игры музыканты начинают изучать спустя несколько лет обучения по профессиональной программе. В старших классах ребята уже могут аккомпанировать скрипачам и вокалистам. Для того, чтобы попасть на отделение фортепиано, необходимо пройти отбор. Для кого-то достаточно общеразвивающего четырехгодичного обучения, а кто-то хочет получить профессиональное восьмилетнее образование.
В любом случае ребята изучают разнообразный репертуар. Основой, конечно, служат произведения мировой и отечественной классики. И конечно же, юные музыканты защищают честь любимой станицы на всевозможных конкурсах. В копилке педагогов и учеников сотни наград разного достоинства. Не раз пианисты получали приглашение поехать за границу.
– Я очень люблю свою работу, горжусь учениками. Они все замечательные. Среди них есть настоящие звездочки. Например, Валерия Сон была лауреатом первой степени многих конкурсов. Моя ученица Аня Бесалян стала стипендиатом главы Администрации Аксайского района. Среди выпускниц, добившихся успеха, – и Дарья Штец, и Влада Арндт, которая совмещала занятия в музыкальной школе со спортом. Она занимала призовые места в музыкальных конкурсах и завоевывала медали в прыжках на акробатической дорожке. Как-то мы принимали с ней участие в конкурсе «Учитель и ученик», играли вместе. Она прилетела из Москвы буквально за неделю до этого события. Мы собрались и продолжили подготовку, другого выхода не было, тогда наш дуэт занял второе место. Среди сегодняшних учеников младших классов я уже вижу, кто сможет добиться успеха, – рассказывает Кнарик Грантовна.
– В прошлом году благодаря федеральной поддержке музыкальная школа смогла купить замечательный инструмент – рояль «Михаил Глинка».
Кроме того, у нас появилось девять скрипок, мультимедийный проектор, звуковое оборудование, учебная музыкальная литература, – рассказывает директор музыкальной школы.
Практика плюс теория
Слово «сольфеджио» знакомо всем музыкантам. Теоретические знания в обучении музыки тоже очень важны. Это не только изучение нотной грамоты, но и слушание музыки. Ученики обязаны разбираться в жанрах и видах музыкальных произведений, уметь отличить одно от другого, знать знаменитые произведения мировой классики. Все это дают уроки сольфеджио. А ведет их в Ольгинской музыкальной школе преподаватель с большим стажем работы Наталья Ивановна Примакова.
Когда-то она преподавала хор, а теперь учит детей слушать и слышать музыку, развивает музыкальный слух, память. Ведет педагог и уроки музыкальной литературы. Здесь ребята изучают биографию знаменитых композиторов, развивают творческий кругозор.
Лейся, песня
В классе вокала 12 детей от восьми до 15 лет. Петь хотят, в основном, девочки. Прежде чем прийти на отделение, девочки прошли профессиональный отбор. Преподаватели оценили слух, тембр голоса, чувство ритма, артистизм будущих вокалисток и вокалистов.
Научиться петь не так просто, как кажется. Артисты управляют своим голосом, чтобы песня звучала красиво. Юные певицы учатся и сценическому мастерству. Когда юные вокалисты выходят на сцену, они проживают судьбу героев, о которых поют, стараются передать их мысли и чувства интонацией, движениями, и при этом нужно быть предельно внимательным, чтобы звуки были чистыми, песня спета правильно.
В программе обучения есть разные композиции, и ребята, конечно, их разучивают. Но педагог по вокалу Анна Владимировна Кобылянская добавляет артистам песни советской эстрады – о любви к Родине, о дружбе, о школе. Обязательно исполняют девчата и те композиции, которые им самим нравятся.
– Голос максимально раскрывается тогда, когда ученики поют любимые песни. Именно поэтому мы включаем в репертуар произведения, которые девчата и ребята выбирают сами, – отмечает педагог.
Пандемия заставила по-новому взглянуть на творческий процесс и освоить видеосъемку. С одной стороны, это плюс, ведь можно записать несколько дублей, выбрав самый лучший вариант. Но, чтобы научиться чувствовать себя свободно перед объективом, нужно время. Пока процесс привыкания к новому виду творчества еще не завершился.
Если поют, в основном, девочки, то на баяне и аккордеоне играют преимущественно мальчишки. В классе у преподавателя Н.С. Петровой 15 учеников. Примечательно, что это отделение существует со дня открытия школы, а Наталья Сергеевна преподает в нем с 1987 года. Ее музыканты стараются не пропускать конкурсы. Два раза выезжали в зарубежные страны. Побывали в Чехии и Швеции, привезли оттуда Гран-при конкурсов.
Во время пандемии ребята принимали участие в музыкальных состязаниях дистанционно и не зря – трижды завоевали Гран-при в международном конкурсе.
Одним из самых прославленных учеников школы стал Владислав Цупа, талантливый юноша из хутора Черюмкин. Он много раз становился лауреатом различных конкурсов, завоевывал Гран-при. Сегодня парень учится в музыкальном колледже, а его фотографии украшают стены учебных кабинетов школы. Впрочем, как и снимки других одаренных мальчишек и девчонок, прославивших станицу Ольгинскую и Аксайский район.
Ребята постарше могут показывать свое мастерство сольно, а вот малышам выступать в одиночку пока рановато. Первоклассник может растеряться. Но ведь выступать им тоже очень хочется. Педагог решила эту дилемму. Она собрала ансамбль «Пингвины», куда вошли не только самые юные аккордеонисты, но и начинающие скрипачи. Вместе ребятам выступать нравится. Этот коллектив уже не раз становился лауреатом различных конкурсов, покоряя сердца жюри. 28 февраля в Ростове-на-Дону музыканты из Ольгинской смогут принять участие в очередном конкурсе, на этот раз участие будет не дистанционным. Ну, а мы будем ждать от них побед!
От блокфлейты к саксофону
Отделение духовых инструментов самое молодое в музыкальной школе. Оно было открыто в 2016 году. Тогда пришли первые ученики. Преподаватель Константин Борисович Столяров начал заниматься с ребятами и девчатами на блокфлейте. Это легкий деревянный духовой инструмент, играть на котором может практически каждый, он не требует особых физических данных. Какое-то время назад на отделении духовых инструментов обучение начинали дети с десятилетнего возраста, когда ребенок уже достаточно окреп, у него достаточный объем легких для игры на поперечной флейте, саксофоне и кларнете. Когда появилась блокфлейта, в музыкальные школы на отделение духовых инструментов стали брать детей в возрасте семи лет.
Ребята осваивают нотную грамоту, играют на облегченном инструменте и со временем переходят на более сложный. Преподаватель видит способности каждого ученика и предлагает тот инструмент, который ему больше подходит. Но и здесь есть закономерность. Как правило, девочки продолжают обучение на поперечной флейте, а мальчишки – на саксофоне или кларнете.
Постепенно музыканты изучают различные композиции, идут от простого к сложному, осваивают классические произведения знаменитых композиторов. Играют они и сольно, и в составе ансамблей, и вместе с другими музыкантами.
Набираются опыта и гитаристы, которые вот уже третий год занимаются под руководством Дарьи Юрьевны Сочилкиной. 13 учеников осваивают аккорды, воспроизводя невыразимой красоты мелодии.
В музыкальной школе продолжают звучать детские голоса, идут занятия. Ольгинская детвора, как и 50 лет назад, приобщается к удивительному миру искусства.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!