Дорожный выцветший плакат
Новость в рубрике: Ветераны, ДатыВ Старочеркасском музее-заповеднике открыта выставка «Плакаты Великой Отечественной войны». Победа в Великой Отечественной войне – это повод для гордости нас, потомков тех героев, которые спасли родные города и села, освободили Европу от коварного и жестокого врага.
Образ защитника Родины нашел свое отражение в плакатах Великой Отечественной войны. Историки обычно делят фронты этой войны на первый и второй. Но не менее важным был и третий, информационный фронт. Он укреплял боевой дух советских солдат и всех жителей страны, находящихся в тылу. Он давал силы на борьбу с врагом во имя Великой Победы.
Первые агитационные плакаты в нашей стране стали издаваться еще во время Первой мировой войны. Они расклеивались в населенных пунктах, их отправляли на фронт вместе с оружием. Уже тогда плакаты становятся немаловажной частью жизни граждан, формируя патриотические чувства. В новом, советском государстве главной задачей массовой агитации стал призыв к героическому труду на благо Родины.
С началом Великой Отечественной войны изменяется направленность агитационного искусства. Плакаты этого периода призывали всех жителей огромной страны выступить против фашизма. Они формировали негативный образ врага, показывали ужасы войны, вызывали ненависть к захватчикам. Плакаты поддерживали патриотические чувства, любовь к своей Родине, которую нужно защитить от фашизма.
В развитии плакатного искусства периода Великой Отечественной войны можно выделить два периода. В 1941 – 1942 годах плакаты имели драматическое звучание. Но были популярны и карикатуры, на которых фашисты изображались беспомощными и жалкими, а красноармейцы демонстрировали моральное превосходство и боевой дух.
Самый знаменитый образец агитационного искусства, знакомый всем и каждому, – это произведение Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина-мать зовет!». Он появился в первые дни войны. Выразительный образ, написанный художником, оказывал огромное воздействие на советских граждан. Плакат создавался спонтанно. Супруга художника, Тамара Теодоровна, услышав сообщение Совинформбюро, вбежала в мастерскую с отчаянным криком: «Война!» Жена художника позже вспоминала: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» – и сразу стал делать наброски». Всю ночь он работал как одержимый и к утру плакат был готов.
Музе художника на тот момент было всего 37 лет. Ираклий Тоидзе изобразил ее значительно старше, добавил седины в волосы, немного изменил внешний вид Тамары и приблизил ее лицо к типу простой советской женщины. Сделал это он для большей реалистичности, для получения цельного образа женщины с сильным характером, с натруженными руками. Ей выпала тяжелая участь – провожать своих сынов на войну. Но когда безжалостный враг топчет нашу землю, несет смерть, мать решительно оправляет своих детей на ее защиту. Она будет их ждать с победой. Специфический жест кавказской женщины и встревоженный лик Родины-матери создают понятный призывающий посыл к советским гражданам. Очень важен в образе визуальный контакт. Родина-мать как бы смотрит в глаза зрителю и передает призыв каждому. В правой руке она держит военную присягу. Именно эту присягу в обязательном порядке принимали советские воины перед отправкой на фронт. Они клялись защищать свою Родину не щадя своей крови до полной победы над врагами. За спиной женщины в ниспадающем платке мы видим множество винтовок, увенчанных штыками. Это на борьбу уже отправились те, кто услышал призыв Отчизны. За ней реальная сила огромной страны. Но главным на плакате, конечно, является образ Матери. Несмотря на то, что писался он с конкретной женщины, был собирательным и очень личным. Каждый видел в ней именно свою мать, свое дорогое лицо. Родина-мать – это строгий образ советской земли и одновременно это мать каждого солдата, ушедшего на фронт. Ей сейчас была необходима защита ее детей, и вместе с тем она сама готова защитить их от врага. В ее взоре просматривается надежда на то, что ее сыны вернутся живыми. Глядя на седовласую женщину на плакате, мы вспоминаем фразу из знаменитого фильма: «Вы посмотрите, как сразу постарели наши матери».
При создании плаката Ираклий Тоидзе применил классические художественные средства плакатного искусства. Он использует два чистых цвета – черный и красный. Красное платье и наброшенный на плечи красный платок – это метафорическое изображение красного советского знамени. Фигура матери целостна, монолитна, монументальна. Художник не отвлекает внимание зрителя прорисовкой деталей. Акцент делается на лицо, одновременно женственное и строгое.
Уже спустя неделю после начала войны появился этот плакат. Самый ранний экземпляр хранится в Российской Государственной Библиотеке. Он датирован 4 июля 1941 года. Именно в этот день был подписан в печать первый тираж знаменитого плаката. А к концу июля его увидела вся страна, каждый житель многонациональной державы. Причем для каждого народа текст на плакате был переведен на национальный язык. Он печатался миллионными тиражами.
«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…»
Отступая с занимаемых позиций, отдавая фашистам населенный пункт, наши воины забирали плакаты с изображением Родины-матери. Во время войны был выпущен специальный тираж плаката размером менее почтовой карточки. Солдаты хранили его в карманах гимнастерок, вместе с фотографиями своих близких. Их считали своеобразным оберегом. Некоторые исследователи проводят параллели с Первой мировой войной, когда воины носили при себе изображение иконы Божией Матери.
Плакат «Родина-мать зовет!» является подлинным шедевром, всеобщим символом материнской любви, который не утратил своей актуальности и сегодня. По степени воздействия на людей он сравним лишь со «Священной войной» А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача. Оригинал рисунка знаменитого плаката находится в Третьяковской галерее. По окончании войны Ираклий Моисеевич сделал для нескольких музеев авторские копии легендарного плаката.
Художник еще неоднократно использовал образ Матери в своих более поздних работах. Так, в 1943 году появился плакат «За Родину-мать!». На нем Тоидзе написал женщину с ребенком на руках. В образе матери снова мы угадываем Тамару Теодоровну, а мальчик, которого она обнимает, – это их сын Сандро. И снова образ Родины-матери появляется в творчестве художника в 1959 году с началом эры освоения космоса. Плакат носит название «Во имя мира».
На втором этапе развития агитационного искусства Великой Отечественной, который ознаменован переломом в ходе войны, изменяются образы и настроение плакатов. Большое количество агитационных произведений этого периода посвящено контрнаступлению под Москвой и Сталинградом, битве на Огненной дуге. Советские солдаты уверовали в свою силу. Плакаты проникнуты юмором, враг изображается карикатурно, его высмеивают. Массовое изгнание фашистов с нашей земли стало реальностью и должно закончиться скорой Победой над врагом.
Плакаты Великой Отечественной войны являются настоящими солдатами, которые били точно в цель, формировали негативный образ врага, сплачивали советский народ, рождали ненависть к врагу и одновременно любовь к семье, родному дому, к Отчизне. Все о военном плакате – образно, точно, емко – в стихотворении И. Гюнетяна.
На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка,
Он весь изранен, весь в пыли.
Дождем и ветром краску стерло,
И тени лишние легли.
Но он стоит неколебимый,
Такой простой, необходимый,
Наш верный спутник, наш собрат,
Дорожный выцветший плакат.
С.Г. Астапенко, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!