Жизнь в гармонии звуков
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, КультураРазговор о важном с директором Детской школы искусств города Аксая С.П. Евстигнеевой накануне ее юбилея. Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, лучший работник культуры Ростовской области Светлана Петровна Евстигнеева на днях отметит очередной юбилей со дня своего рождения. Не за горами уже и 35 лет, как она стала директором Аксайской Детской школы искусств.
Светлана Петровна говорит, что школа искусств стала для нее пространством понимания и радости. И в этом прекрасном пространстве время летит так стремительно, что годы перестаешь считать.
– Я счастлива, что нашла свое место в жизни! Каждый день благодарю Бога за данную мне возможность заниматься любимым делом, – говорит Светлана Петровна.
Вообще, когда по заданию редакции я шла в школу, предполагалось, что это будет разговор с глазу на глаз, планировала расспросить Светлану Петровну, как водится, о том, когда и где родилась, где училась, как влюбилась, как пришла в профессию…
И вот сюрприз! В кабинете директора она не одна! Улыбается радушно, разводит руками:
– Не надо обо мне. Давайте поговорим о нашем коллективе! О моих соратниках, сподвижниках, о нашем прекрасном деле и общем доме!
– Дом у нас не просто общий, – вступает в разговор преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Галина Александровна Чолохян. – Он для нас давно стал родным. Здесь очень хороший климат, добрая аура.
– Светлана Петровна поначалу работала преподавателем теоретического отдела в филиале нашей школы в Большом Логу, – помолчав, продолжает Галина Александровна, – и каждую неделю приезжала в Аксай ко мне на уроки, перенимала опыт, так как я уже тогда заведовала теоретическим отделением. С тех пор мы вместе. Одна команда!
Интересуюсь, как Светлана Петровна стала директором.
– Она такая активная была, – продолжает вспоминать Галина Александровна, – коммуникабельная, с огромным желанием работать. Коллектив ее принял! В это время как раз освободилась должность завуча. Предложили Светлане Петровне. Она согласилась. А в 1989 году – на волне демократических преобразований – мы ее выбрали директором. Она не отказалась. И вот уже почти 35 лет возглавляет наше учреждение дополнительного образования!
– Трудно, наверное, было?
– Конечно, не без этого, – говорит Светлана Петровна. – На дворе были 90-е годы… Пришлось много хозяйственных вопросов решать: крыша в школе прохудилась, в классах холодно, пусто… Начала искать новые формы работы, привлекала спонсоров, обращалась за поддержкой в районную Администрацию, первым делом интересовалась у преподавателей, какая конкретно от меня помощь требуется для реализации педагогических идей. Мы в числе первых стали самостоятельным юридическим лицом. Появилась возможность самим распоряжаться средствами от платных услуг. Мы их тратили на заработную плату, обязательные платежи… А остальное – на развитие школы! И прежде всего – на приобретение музыкальных инструментов.
– По обеспеченности струнными народными инструментами ни одной школы в области такой нет, – поддерживает преподаватель высшей квалификационной категории по классу струнно-щипковых инструментов Петр Павлович Басенко, – укомплектованность балалайками, домрами и гитарами у нас на высшем уровне. Я уж не говорю про оркестр – набор литавр только у нас. А по тем временам, о которых говорит Светлана Петровна, это был нонсенс – мы сами покупали концертные инструменты! Приобретали на аукционах в Москве, я сам участвовал в них и привозил такие инструменты, о которых в здешних школах никто даже не мечтал! Например, концертного контрабаса не было даже в областной филармонии! А басы, гусли… Все они в рабочем состоянии и по сей день! Потому что высочайшего качества! В свое время были выполнены на заказ. Приобретали хорошую аппаратуру, что тогда на наших выездных концертах являлось для многих неожиданностью. Самое главное, что делал и по сей день делает наш директор – помогает реализоваться нам, преподавателям, материальную базу создает не впрок, а под конкретного человека. Взять хотя бы наши «Узоры». Этот ансамбль русских народных инструментов просуществовал 22 года, вышел на российский уровень. В 2012 году творческую эстафету «Узоров» подхватил квартет «Бас-тон» – уникальный семейный коллектив педагогов школы. Завоевав первую премию на V Всероссийском конкурсе «Кубанская певунья-балалайка» в 2013 г., «Бас-тон» не раз демонстрировал свое высокое исполнительское мастерство перед слушателями различных регионов страны. В 2021 г., как один из победителей, квартет был включен в программу Гала-концерта Первого Международного фестиваля искусств «Рождественские огни».
– Зрителям на концертах творческих коллективов школы нравится, как звучит наша музыка, – говорит Светлана Петровна. – Качественные инструменты Детской школы искусств прекрасно звучат! Человек может и не разбираться в музыке, но звучание хороших инструментов его окрыляет!
– Кроме того, Светлана Петровна всегда искала и находила преподавателей высокого уровня, в чьих руках хорошие инструменты зазвучат по-настоящему, – продолжает Петр Павлович. – Она всегда стремилась создать благоприятные условия для их работы! Вот и результат: на протяжении десятилетий Детская школа искусств Аксайского района – лучшая по всем показателям!
– Благодаря поддержке Светланы Петровны в Аксайской Детской школе искусств был создан камерный оркестр «Родник», – рассказывает руководитель «Родника» Зинаида Геннадьевна Басенко, – по объему выступлений и уровню профессионализма работа этого творческого коллектива сопоставима с деятельностью штатного филармонического оркестра! С гордостью хочу отметить, что в 2020 году «Родник» был удостоен дипломов первой степени за победу в региональном этапе, а затем и в финальном этапе конкурса «Донской культурный марафон 2019 – 2020», учрежденного Правительством Ростовской области.
– Мы многим можем гордиться! – продолжает разговор Галина Александровна. – У нас у первых появилась мультимедийная доска. И это благодаря директору. Светлана Петровна не боится ничего нового, по возможности внедряет сразу. А как вам виолончель?
Совершенно не типичный для музыкальных школ инструмент, а у нас есть класс виолончели во главе с молодым, талантливым преподавателем Е.А. Паршуткиным! Еще заслуга Светланы Петровны в том, что на базе нашей школы регулярно проводятся районные олимпиады – профессиональные конкурсы по направлениям – народному, фортепианному и теоретическому. Каждые три года, начиная с 90-х годов!
История ДШИ начинается с сентября 1966 года. Первоначально это была Детская музыкальная школа с контингентом 50 учащихся. В 1990 году музыкальная школа получила новый статус «Детская школа искусств». Сегодня в Детской школе искусств 650 учащихся, обучающихся игре на фортепиано, скрипке, виолончели, аккордеоне, баяне, домре, балалайке, гитаре, синтезаторе, духовых инструментах, народному вокалу, сольному и хоровому пению, постигающих изобразительное искусство. Обучение проводят 55 преподавателей, имеющих средне-специальное и высшее профессиональное образование, работающих с учетом новейших достижений современной музыкальной и художественной педагогики по авторским программам. Труд многих педагогов отмечен различными наградами: званиями, почетными грамотами и благодарностями. За годы своего существования школа выпустила более 2 000 учеников, многие из которых избрали искусство своей профессией и сейчас работают в ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школах, детских садах района и области.
– Светлана Петровна, получается, что в течение стольких лет вашими стараниями школа работает как хорошо отлаженный механизм. Можно, наверное, уже спокойно приходить на работу, особо ни о чем не тревожась. Или о чем-то еще мечтаете?
– Что вы! Засыпаю и просыпаюсь с мыслями, что делать школе. Помещение нам требуется! Вот это и есть мечта – дополнительные квадратные метры! Из своих площадей мы уже давно выросли, не помещаемся, работаем в две смены, и по выходным тоже. У нас сегодня 650 учеников при производственной мощности, если можно так сказать, 400. Третье десятилетие подряд Аксайская школа искусств занимает в районе первое место! У нас учатся не только дети, но и внуки наших учеников! Из поколения в поколение растет авторитет нашей школы в глазах аксайчан! Многие жители нашего города понимают, что классическое образование – это основа. В связи с потребностью дня у нас было открыто общеразвивающее отделение (трехгодичное обучение). Способные ученики затем могут продолжить обучение, а кто-то по истечении трех лет свое музыкальное или художественное образование завершит. Но, повзрослев, будет вспоминать про нас и уже приведет к нам своих детей.
– Знаете, – говорит Светлана Петровна, – меня переполняет гордость за наших педагогов и школу! – а у самой на глазах слезы. – Значит, мы все-таки посеяли маленькие зернышки красоты, добра, любви к искусству, и они проросли сквозь толщу косности, черствости, равнодушия, сытости и бесконечной жажды потребления. Иначе наши бывшие ученики не вели бы к нам своих внуков, правнуков.
Популярность Аксайской школы искусств выросла, когда открылось художественное отделение. И здесь не обошлось без особо заботливого внимания директора.
Сегодня ведущими педагогами отделения изобразительного искусства являются учителя высшей категории, чьи ученики не раз становились победителями и призерами областных и всероссийских конкурсов, – С.Н. Зерщикова, М.Н. Гарбузенко, Е.В. Сухомлинова, С.И. Дернова и другие.
– Светлана Петровна просто горит на работе, – замечает заместитель директора на художественном отделении Светлана Николаевна Зерщикова. – И ей нравятся такие же «горящие». Когда встречаешься с таким человеком, как Светлана Петровна, ты тоже начинаешь генерировать массу идей! А в ответ на твои предложения директор сразу реагирует вопросами: «Что вам нужно приобрести для выполнения ваших творческих замыслов? Давайте подумаем вместе, как воплотить ваши мечты?» Как для музыкантов инструменты, нам, художникам, нужны были для натюрмортов дорогие ткани, французские искусственные цветы, фрукты, хорошие рамы, все самое-самое. И директор все это для нас приобретала! Поэтому мы и реализовываемся – на международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» учащиеся нашего художественного отделения неоднократно побеждали и занимали призовые места!
– Светлана Петровна! – спрашиваю. – Так что еще не реализовано?
– Повторю снова и снова! – восклицает Светлана Петровна. – Хотелось бы, чтобы построили для нас новую школу, чтобы были художественные мастерские, скульптурный класс, чтобы было где «жить» роялю…
Надо же! Красной, можно сказать, нитью тема нехватки помещений вьется в нашем разговоре.
Директор уверена, что наступит то время, когда школа сможет принять всех желающих.
– Светлана Петровна, расскажите, пожалуйста, про ваших звезд…
В ответ, чуть ли не в один голос, все участники разговора: «У нас все звезды!» Вот так, ни много ни мало!
– Посмотрите на нас! – говорит Петр Павлович. – Я выпускник этой школы, два моих сына – выпускники этой школы. Ученики многих наших преподавателей уже у нас работают. Это все благодаря условиям, созданным в школе для самовыражения талантливых людей. Шесть преподавателей на народном отделении из девяти – наши выпускники. То же и у пианистов, и художников. И это абсолютно верная кадровая политика, когда школа опирается на своих выпускников.
– Держим планку, – продолжает Светлана Петровна. – Сегодня в школе работают 55 преподавателей, почти треть – мои сподвижники, костяк, который со мной работает больше 30 лет! Могу даже раз в год уехать на несколько дней, зная, что здесь все будет в порядке. Однажды я услышала мнение, что наш коллектив настолько слажен, что может работать и без директора! Поверьте, это был высший комплимент в мой адрес!
Мне нравится высказывание древнегреческого поэта Вергилия: «Люди как музыкальные инструменты: их звучание зависит от того, кто к ним прикасается». Я люблю талантливых людей. Мне нравится, когда соприкасаются наши души, сходятся мнения. И результатом этого соприкосновения становится концертная программа, участие в конкурсе, новый музыкальный или художественный проект, позволяющий и педагогам, и талантливым детям проявить себя, встать на качественно новую ступень! Мне иногда говорят: «Ты опять влюбилась!». А я действительно часто влюбляюсь – в талант, в творческий потенциал!
– Если уж перешли на человеческие качества, – говорит Галина Александровна, – одно могу сказать. Наш директор – это Человек с большой буквы. Не потому, что она мой руководитель. Светлана Петровна умеет слушать и слышать, умеет правильно подобрать слова. Ее кабинет всегда нараспашку, каждый идет и с рабочими моментами, и с личными проблемами, всегда будет получен ответ, а проблема решена. Светлана Петровна знает практически всех мам, семейные ситуации, детские биографии…
– Наш директор реализует главную идею, – подводит некий итог нашему разговору Петр Павлович Басенко, – которую можно выразить словами выдающегося отечественного музыканта и педагога ХХ века Генриха Нейгауза: «Учить музыке необходимо как стихийно одаренных, так и менее способных детей. Первые станут музыкантами-профессионалами, а вторые – слушателями и составят культурную среду общества». Это система воспитания. Это будет аудитория, которая будет слушать и понимать, получать от этого какое-то эстетическое удовольствие, а гениальные будут играть, станут профессионалами. Академическое искусство не должно быть броским, оно глубоко. Оно должно увлекать.
Увлекать. Что успешно получается у Аксайской Детской школы искусств во главе с ее директором Светланой Петровной Евстигнеевой – успешным увлеченным человеком!
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!