Казачьему роду нет переводу
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ИзбранноеДинастия казаков Бандуриных насчитывает почти три столетия. Бандурины – исконные донские казаки. Этот казачий род известен еще с XVIII века. И сегодня,
как и столетия назад, его представители служат в рядах Всевеликого войска Донского, чтут казачьи традиции и культуру. О том, как жили и как живут донские казаки, мы беседуем с атаманом станичного казачьего общества «Рассветовское» Михаилом Николаевичем Бандуриным.
С тех пор, как стоит станица
Сейчас Михаил Николаевич живет в поселке Красный Колос, но род его происходит из соседней станицы Грушевской.
– Моя бабушка всегда говорила: с тех пор, как стоит Грушевская, были Бандурины. Наши предки были в числе основателей станицы, – рассказывает Михаил Николаевич.
Казачий стан на месте нынешней Грушевки, как ее любовно зовут местные, был образован в 1747 году, а станицей стал в 1790 году. Выходит, династия казаков Бандуриных насчитывает никак не меньше 250 лет.
М.Н. Бандурин, как и его многочисленные предки, вырос в Грушевской. Его бабушка была тоже из казачьего рода – Татаркиных. Так что у Михаила Николаевича полстаницы – родня в каком-то поколении.
– Наша Грушевская – практически одна длинная улица, вытянутая вдоль речки Тузловки. В первом же доме на въезде живет мой двоюродный брат, а в крайнем, на выезде, – троюродный. Нынешний атаман Грушевской, Александр Апанасенко, – тоже сродственник, в четвертом колене, – улыбается казак.
Грушевские богатыри
В его семье до сих пор хранятся старинные фотографии начала двадцатого века: на толстой бумаге, немного пожелтевшие, с которых смотрят строгие лица предков.
Прадеды Константин Бандурин и Семен Татаркин, как и все казаки, служили царю и Отечеству, участвовали и в Японской, и в Первой мировой войнах. Старший брат деда и братья бабушки служили в Атаманском полку, куда отбирали самых статных и крепких молодых парней. Даже по фото видно, какими крупными были мужчины в роду. В них пошел сын Михаила Николаевича – под два метра ростом, косая сажень в плечах. Не зря его назвали в честь прапрадеда – Константином.
В начале XX века казаки Бандурины жили хорошо, зажиточно. Не богачи, но не бедствовали, в достатке. Была своя земля, хозяйство. Потом все забрали в колхоз, конечно. Был добротный полутораэтажный курень, его тоже экспроприировали, а потом верхний, деревянный этаж разобрали для колхозных нужд. Бывшим хозяевам достался только амбар, его и переделали под жилье. Обычная история того времени.
Дальше пошла простая советская жизнь: пионеры, комсомольцы, колхозники. В семье особо о кулацком прошлом не распространялись, не принято это было.
Казачье поле
А после распада Советского Союза в России снова вспомнили о казачестве.
– Помню, как собрали первый казачий сбор, это был октябрь 1990 года. Мне тогда было чуть за двадцать, – вспоминает М.Н. Бандурин. – В станичный клуб набились битком, места не хватало всем желающим, даже на улице стояли. Тогда же создали станичное казачье общество, и я сразу в него вступил. Тысяча предложений было, чем заниматься, как заниматься. Все было ново, но интересно.
1990 год стал судьбоносным для Михаила Николаевича. В том же году женился на рассветовской казачке Татьяне, переехал в Рассветовское сельское поселение – всего 12 километров от Грушевской – и перевелся уже в Рассветовское станичное общество.
Здесь, в окрестностях поселка Красный Колос, казакам выделили 50 гектаров общинной земли. Сначала пытались обрабатывать ее все вместе, «гуртом». Но дело не пошло: техники нет, денег нет, семена, удобрения покупать не на что. Тогда разделили эту землю на всех казаков и отдали под огороды. Это были голодные 90-е, с работой туго, а надо как-то выживать, кормить семьи. Почти все казаки выращивали на своих наделах овощи, в основном, огурцы. Бизнес не получился, но подспорье все-таки ощутимое.
В 2000 году казаки провели межевание, сделали проект планировки, оформили землю под ведение личного подсобного хозяйства и строительство жилья. Сейчас «казачье поле» уже официально, по документам – часть населенного пункта. Все улицы носят «донские» названия: Шолоховская, Мелеховская, Вешенская, Платовская… 37 казаков построили здесь дома, а остальные, в том числе и Михаил Николаевич, используют участки как садовые. Провели электричество, по программе догазификации к домам провели газопровод. Многие уже подали заявление на подключение. Ожидается, что газ придет в дома в марте – апреле, когда трубы будут переданы Аксайскому районному отделению «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».
М.Н. Бандурин стал атаманом станичного общества «Рассветовское» в 2006 году и принимал в развитии «казачьего микрорайона» самое активное участие. И хотя сам там не живет, видно, что гордится проделанной работой.
– В проекте планировки мы предусмотрели места под строительство детского сада, храма и спортивных объектов. Участок под будущий садик передали муниципалитету, место для строительства церкви – Ростовской епархии, а вот спортплощадку и спорткомплекс хотим построить сами, на средства казаков, – рассказал атаман.
Это не пустые слова: у рассветовских казаков есть опыт строительства «всем миром»: несколько лет назад они продали участок «общинной» земли, а на вырученные деньги возвели временный храм. Он получил имя в честь казачьего священномученика Николая Попова, и именем своего святого земляка прихожане особенно гордятся.
Продолжение рода
Видно, что М.Н. Бандурин гордится не только своим родом и родной землей. Но главное: атаман и его единомышленники стремятся, чтобы казачество возродилось не только в традициях и ритуалах, но жило полноценной жизнью, стало реальной движущей силой. Во всех делах Михаилу Николаевичу помогает сын Константин. Он состоит в казачьей дружине, участвует в охране общественного порядка, рейдовых мероприятиях, в работе станичного общества.
Вопрос «пойти или не пойти в казаки» перед Костей никогда не стоял: еще под стол пешком ходил, а уже бывал с отцом на казачьих сходах, праздниках, фестивалях. С 16 лет состоял в казачьей молодежной организации, которую создали здесь же, в Красном Колосе, станичники.
– Не только мой Костя, у всех казаков дети всегда рядом. Им не надо рассказывать о казачьих устоях, они на них растут, сами все видят и впитывают с малых лет, – говорит М.Н. Бандурин.
Кстати, не только мужчины в роду продолжают донские традиции: жена, невестка и даже теща Михаила Николаевича поют в казачьем народном ансамбле «Станица», выступают на праздниках. И вот уже пятилетний внук Андрюша примеряет казачью фуражку, напевая удалую песенку «Загулял казак».
– Я спрашиваю у внука: кто будет следующий атаман? А он отвечает: «Я, Андрей!», – с гордостью улыбается дед.
Значит, будет продолжение казачьей династии Бандуриных.
Юлия ИВАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!