Учитель и наставник
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеЛ.И. Хагай более 30 лет преподает русский язык и литературу в Аксайской СОШ № 2. Учитель русского языка и литературы Аксайской СОШ № 2, педагог высшей категории, почетный работник воспитания и просвещения России Лариса Ильинична Хагай воспитала не одно поколение учеников. А под ее строгим наставничеством на всю страну засияла звездочка финалистки Всероссийского конкурса профмастерства «Учитель года – 2022» Виктории Сергеевны Бобылевой.
– Мои родители тоже были педагогами, поэтому выбор профессии для меня был неудивителен. Все детство, помню, по вечерам у нас дома ежедневно проходил педсовет, где обсуждали всевозможные вопросы – от новогодних поделок до оформления школьной газеты. В такой среде я и выросла, – рассказывает Лариса Ильинична. – Мы тогда еще жили в Узбекистане. А когда пришло время переходить в среднюю школу, мудрая мама решила, чтобы я продолжила образование в России, и мы перебрались в Аксай к родственникам.
В Аксае Лариса Ильинична пошла в районный отдел образования, когда находилась на перепутье, в какую школу пойти работать – вторую или четвертую. Тут ее увидела директор Аксайской СОШ № 1 (ныне – Аксайская СОШ № 2) Г.П. Старостенко и взяла к себе в школу. С тех пор прошло более 30 лет, а Л.И. Хагай ни на секунду не пожалела о своем выборе.
– Первое время Галина Петровна мне очень помогала, были и те, благодаря кому я стала такой, какая есть. Это Любовь Константиновна Зайченко, Валентина Александровна Крылова, Надежда Владимировна Морозова и, конечно же, мой наставник Анна Никитична Мартынова, – говорит Лариса Ильинична. – Тогда у нас была очень развитая практика наставничества. Первые три года систематически посещала уроки Анны Никитичны и Валентины Александровны.
Лариса Ильинична отмечает, что до сих пор иногда видится со своей наставницей. В сравнении с Анной Никитичной с ее мягким характером и подбадривающими словами Л.И. Хагай считает себя более жесткой и строгой.
Эту черту характера заметила подопечная Ларисы Ильиничны В.С. Бобылева, финалистка Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2022». Ведь теперь и сама Л.И. Хагай является наставником для молодых специалистов.
– Я сама по себе не сценичный человек, больше хороший режиссер. Я предпочитаю сделать всю закулисную работу, но на одной сцене со своим классом не встану, – отмечает Лариса Ильинична. – Виктория Сергеевна же – педагог другого склада, более артистичная, яркая. Она без страха пошла на конкурс «Учитель года». Когда мы шли к финалу районного конкурса, она мне говорила, что хочет не просто участвовать, а быть в числе лучших. Но сделала больше – она победила. Во время областного конкурса мы подолгу вечерами сидели вместе, работая над испытаниями. Тогда она мне сказала: «Мне уже невозможно быть не лучшей». К счастью, все получилось, и В.С. Бобылева прошла дальше.
Чаще всего Л.И. Хагай лишь направляла мысли подопечной в нужное русло. Например, на последнем задании, где нужно было подготовить мастер-класс, она предложила Виктории Сергеевне обратить внимание на рекламные вывески, показав, как объяснить ребенку смысл такого «креатива».
Как отмечает В.С. Бобылева, Л.И. Хагай стала для нее образцом учителя, когда она была еще ученицей, старшим товарищем, когда пришла учителем в школу в 2014 году, наставником, вдохновителем в ходе подготовки к конкурсу.
– Когда у человека перед глазами достойный пример, он не позволит себе работать плохо, – говорит Виктория Сергеевна. – Еще когда я пришла работать, она сказала: «Я хочу воспитать достойное продолжение». И мне эти слова запомнились. Глядя на нее, мне хочется расти как профессионал, как классный руководитель, как учитель. Она поверила в меня. Моя победа в конкурсе – это и ее победа. Я хочу оправдать ее ожидания, чтобы она в дальнейшем могла мной гордиться.
Л.И. Хагай удается доступно подавать предмет своим ученикам. Для этого Лариса Ильинична разработала систему трех вариантов контрольных и самостоятельных работ, среди которых два базовых и один продвинутый уровни. Базовые варианты содержат общие вопросы, на которые могут ответить все дети, и подходят тем, кто недотягивает до «пятерки». Однако если ребенок хорошо справлялся с этими вариантами, взамен им предлагается попробовать продвинутый уровень, безошибочное решение которого обеспечивало высший балл.
– Всего три раза за триместр я разрешаю детям из продвинутого уровня переходить на базовый, если они начали уставать от такого рода тестов. Но если претендуешь на «пятерку», то должен работать по продвинутому варианту. Это создает атмосферу здорового соперничества, – рассказывает Л.И. Хагай.
На ее уроках царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания: регулярно весь класс проводит анализ своих работ. Если условный двоечник внезапно написал контрольную на «тройку», класс ему аплодирует. И такой ребенок будет мотивирован прикладывать усилия, чтобы лучше учиться и чаще получать похвалу. Как результат – ее ученики становятся победителями и призерами предметных олимпиад и конкурсов различных уровней.
Осуществляя свои методические идеи на практике, Лариса Ильинична охотно делится опытом своей работы с коллегами, выступая на заседаниях ШМО учителей русского языка и литературы, конференциях различного уровня, семинарах и методических объединениях по проблемам современного урока, проводит открытые уроки и мастер-классы.
Лариса Ильинична ведет большую общественную работу. В течение пяти лет была руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.
На протяжении 18 лет является членом районной комиссии по проверке ОГЭ по русскому языку, в течение пяти лет является членом районного жюри конкурса чтецов «Живая классика» и членом жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
С 2019 года Л.И. Хагай привлекается в качестве эксперта Управления по контролю и надзору в сфере образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
А с 2021 года Лариса Ильинична является экспертом по проверке развернутой части ЕГЭ по русскому языку.
– Сначала был профессиональный интерес, поскольку, работая много лет в школе, ты не можешь не участвовать в работе различных комиссий, – рассказывает Лариса Ильинична. – Затем пришел азарт, ведь для того, чтобы стать экспертом, мы проходили строгий отбор, сами писали сочинения по русскому языку в соответствии с критериями экзамена.
Коллеги считают Л.И. Хагай одним из лучших классных руководителей в школе. С 2015 по 2021 год ее воспитанники не один раз становились победителями в школьном конкурсе «Лучший класс года». Сама Лариса Ильинична принимала участие в районном конкурсе «Учитель года – 2016» в номинации «Самый классный классный». В основе ее воспитательной работы – развитие гармонично развитой личности, способной ориентироваться в условиях современного социума.
Немаловажна, конечно, тесная работа с родителями. Например, родительские собрания в классе всегда проходят в интерактивном формате: Лариса Ильинична дает родителям проблему (к примеру, ребенок систематически опаздывает или закурил первую сигарету), они делятся на пять – шесть групп по три-четыре человека и между собой обсуждают возможные варианты. Таким образом, родители помогают друг другу находить оптимальное решение, которое можно будет позже применить в воспитании ребенка.
За многолетний плодотворный труд Л.И. Хагай отмечена Благодарственными письма – ми министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Почетными грамотами Администрации Аксайского района, Почетными грамотами Управления образования Администрации района. В 2019 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».
Виктория Сергеевна Бобылева, учитель русского языка и литературы Аксайской СОШ № 2, подопечная Л.И. Хагай:
Ларису Ильиничну я знала еще с тех пор, как сама была ученицей Аксайской СОШ № 2. Мне уже тогда Лариса Ильинична казалась строгим учителем, очень справедливым, учителем, у которого не забалуешь. Ее все немножечко побаивались, но уважали. Она не была моим учителем, но, как это иногда бывает, приходила на замену в наш класс.
В 2014 году я пришла работать в школу. Лариса Ильинична стала моим куратором, мы с ней работали в одном кабинете, и с первых дней мне она очень помогала – по методической части, предметной. Помогала составлять программу, научила проверять тетради качественно, но быстро, готовиться к урокам, даже планировать свой день. Она всегда советовала готовиться к урокам уже на работе, чтобы меньше тратить времени дома. Я всегда говорю, если бы не Лариса Ильинична, не было бы Виктории Сергеевны.
Первый год работы, конечно же, был очень сложным, потому что не все коллеги, не все родители, да и, наверное, дети воспринимают молодого учителя всерьез. Как бы ты ни старался, как бы знающим ни был, как хорошо бы ты не знал предмет, возраст все-таки играет не в твою пользу. Учитель – не только предметник, но и психолог, и воспитатель. Лариса Ильинична помогала мне решать те вопросы и задачи, которые возникали во взаимоотношениях с детьми, какие-то проблемные ситуации с родителями. Она давала советы, как лучше поступить. Поддерживала меня на протяжении всего года. Затем последовал трехлетний декретный отпуск, на протяжении всего этого времени она мне звонила, мы часто общались, она была такой ниточкой, которая связывала меня и школу. Не давала мне забыть о работе: рассказывала, как там, что меняется. По истечении трех лет я вышла на работу, и Лариса Ильинична вновь была моей опорой, я все так же могла обратиться к ней за помощью и советом.
Когда мы работали уже в разных кабинетах, виделись реже, но это не мешало нашему теплому общению. Затем случилось так, что нас снова «поселили» в один кабинет, и это было очень удобно. К примеру, когда у меня было «окно» в расписании, я находилась в лаборантской в том же кабинете и слышала, как ведет уроки Лариса Ильинична. Что-то для себя записывала, отмечала, и потом сама себя ловила на мысли, что где-то говорю ее словами, использую те же приемы, которые использует она.
В конкурс я пришла в прошлом году. Решиться было сложно, но пришло осознание, что сейчас самое время. Лариса Ильинична мне, конечно же, очень помогала. В составлении конспекта урока, вычитывала мои конспекты, смотрела мои уроки и мастер-классы. Иначе говоря, все испытания я готовила под ее руководством. Она была моим наставником, корректором, редактором, вдохновителем. У нее я, может быть, если не научилась, то учусь и хочу дойти до совершенства, как и Лариса Ильинична. В том, чтобы выполнять все четко, чтобы найти какую-то изюминку, идею и раскрутить ее так, чтобы она стала вишенкой на торте. Даже если я вижу, что моя работа доведена до идеала, но чего-то не хватает, Лариса Ильинична всегда может разглядеть это – иногда оно заключается в единственном слове или фразе, но это всегда будет точное попадание. Я знаю, если к ней обращусь, то она почувствует, что мне нужно. Я очень рада, что у меня есть такой наставник. Я к Ларисе Ильиничне очень часто обращалась за советами и обращаюсь и по сей день.
Лариса Ильинична очень требовательна к окружающим, но это потому, что она требовательна к себе. Она никогда не позволит себе прийти неподготовленной на урок, затянуть проверку тетрадей, не сдать вовремя отчет, не выполнить свою работу. Поэтому и я всегда старалась если не соответствовать ее уровню, это очень сложно, то хотя бы дотянуться до нее. Потому что когда у человека перед глазами достойный пример, он не позволит себе работать плохо, не захочется его разочаровывать. И благодаря ей мне хотелось расти как профессионал, как классный руководитель, как учитель.
В завершение хочу сказать, что очень благодарна Ларисе Илиьничне, если бы не она, не было бы и меня как учителя. И моя победа – это ее победа, так как все, что я делала, делала под ее чутким руководством. Я благодарна ей за то, что она никогда мне не отказывала, за ее доброе отношение ко мне, за то, что однажды она поверила в меня. Когда я пришла работать, она сказала «Я хочу воспитать достойное продолжение в виде учителя». И мне эти слова запомнились. Я надеюсь, что хоть немного оправдала ее ожидания, но я продолжу расти, развиваться, чтобы она в дальнейшем могла мной гордиться.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!