Уважать каждого ребенка
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ОбразованиеПо такому принципу ведет педагогическую деятельность О.П. Кракаускене.
Ребенок сегодня включен в большое информационное поле. Для него открыты двери к познанию разнообразных сфер, и в этом обилии ему необходимо научиться делать выбор, анализировать происходящее и определиться – кем он хочет и может стать в будущем. Например, в Аксайском районе нынешним школьникам в этом помогает Центр профориентации и сопровождения учащихся Аксайского района. Вот уже более 20 лет его возглавляет директор Ольга Пантелеевна Кракаускене. Ее главный принцип в работе с детьми – уважение.
Именно уважение детей, их интересов и выбора лежит в основе педагогической деятельности Ольги Пантелеевны. Ведь так важно грамотно помочь детям, направить их, сориентировать.
В образовательной сфере О.П. Кракаускене работает уже более 40 лет, хотя изначально планировала стать судьей. Случайность ли, судьба ли, а может и справедливая закономерность? Над этим мы размышляли в диалоге с педагогом.
В день подачи документов юная Оля приехала из своего поселка еще ночью, ждала до рассвета на автовокзале, приемная комиссия начинала работать только в десять утра. Но до этого девушка решила проведать своих одноклассников, которые поступали в Ростовский государственный университет. Здесь комиссия работала уже с восьми утра. Так, пообщавшись с представителями приемной комиссии и недолго думая, Оля оставила свои документы здесь, в педагогическом институте на факультете истории, обществознания и английского языка. 11 человек на место, через месяц экзамен по истории. Конечно, поступила. Потом пять студенческих лет, а после – десятки лет работы в школе, в институте, в Центре, и сотни, тысячи ребятишек:
– С 1975 года ни одной секунды не жалела, что я стала учителем, – рассказывает Ольга Пантелеевна. – Говоря словами Конфуция: «Выбери себе дело по душе, и ты не одной минуты не будешь работать», могу с уверенностью сказать, что мне нравится моя работа, мне комфортно в этой профессии. Я в работе, а не на работе. Это постоянное состояние «в работе» как раз и дает вот тот комфорт, который во мне есть всю жизнь.
Началась преподавательская деятельность Ольги Пантелеевны в Аксайской средней школе № 4. Здесь первый опыт не только преподавания английского языка, но и первое классное руководство – первые дети, их искренние глаза и неподдельный интерес к знаниям и жизни, которые породили взаимные чувства и у молодого учителя.
– Всех-всех деток я очень уважаю. Уважаю за их непосредственность, за их искренность. Шумный или тихий ребенок – он искренен. Шумный выворачивается наизнанку, а тихий держит в себе. Мне всегда интересно, какой он, ребенок. Этот интерес я пронесла через всю свою жизнь, – признается Ольга Пантелеевна.
После нескольких лет работы в школе О.П. Кракаускене предложили перейти в Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в роли методиста по английскому языку. Эта работа смогла помочь ей расширить горизонты не только одной школы одного района, а горизонты всей нашей Ростовской области. Это обмен опытом с коллегами в рамках одного региона и за его пределами, создание и внедрение образовательных практик, которые помогли бы современному ребенку не просто обучиться иностранному языку, а уметь говорить на нем. Ведь как подмечает Ольга Пантелеевна, язык – это и про выражение мыслей, эмоций, чувств.
На протяжении 16 лет Ольга Пантелеевна непосредственно работала с учителями иностранного языка по реализации внедрения культуры иноязычного общения. Хотя параллельно совмещала и работу в школе. Куда же без прямого контакта с детками, когда для них вместе с коллегами создаются наиболее комфортные условия изучения языка.
В этот период Ольга Пантелеевна в соавторстве с другими коллегами создала учебники по английскому языку для начальных классов, по которым обучались школьники не только в Ростовской области, но и во всей России. С мастер-классами для своих коллег-учителей Ольга Пантелеевна выступала в разных уголках России.
– Возможность общения с коллегами по всей области и стране позволила заметить столько изюминок в нашей профессии, познакомиться с учителями, которых по праву можно таковыми считать, – делится педагог.
В 2003 году О.П. Кракаускене начала работать в Аксайском районе в качестве директора Центра профориентации. Здесь перед ней вновь открылись новые горизонты. Это не только коммуникация, взаимодействие с коллегами и с детьми, это новое направление в многолетней работе, связанное с профориентационной деятельностью – помочь школьнику выбрать профессиональное направление.
Если сначала это был межшкольный комбинат, в котором ребенку предлагалось изучить пять профессий: продавец, повар, секретарь, слесарь, помощник медицинской сестры, то сегодня это полноценный центр, где нынешний школьник может не только познакомиться, но и лично опробовать одну из интересующих его профессий. Еще в 2000-е учащиеся могли изучить эти профессии, сдать профессиональный экзамен, получить свидетельство о присвоении квалификации. Через несколько лет такая форма учебных комбинатов прекратила работу по всей стране. А в 2015 году О.П. Кракаускене разработала новую концепцию о преобразовании межшкольного учебного комбината в Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Благодаря новой системе мир профессий для школьников стал более персонализированным, так как они могли познать самих себя внутри профессии, или, наоборот, через собственные интересы и склонности понять, в каком профессиональном направлении им стоит двигаться. И названия курсов как будто уже говорят за себя. Например, курсы по медицине – «Сам себе доктор», а «Перевод-чик» – это переводчик для себя.
Ольга Пантелеевна рассказывает, что ранее Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся работал как система, которая представляла собой единую модель профориентации. Представлен он был именно в Аксайском районе. Модель включала в себя профессиональную диагностику, дневник самоопределения, составление профессионального резюме. Для ребят были доступны более 63 различных курсов разного направления, четыре из них были обязательными – по одному в четверти. Эти курсы были распределены на различные направления профессий: на знаковые системы (бухгалтер, программист, экономист), взаимодействие с людьми (учитель, доктор, юрист), профессии в сфере машин (инженер, водитель).
Адаптация ребенка в жизни, возможность сориентировать его в нужное русло стали предметом изучения и в рамках научной работы О.П. Кракаускене «Формирование социальной компетентности», которая остается важным источником знаний для преподавателей по всей стране.
Как на месте не стоит время, требующее постоянного развития, ориентирования в новых условиях, так и О.П. Кракаускене каждый день не прекращает преобразовывать формат профессиональной ориентации для школьников.
Полюбившийся молодежи формат видео, где за короткое время они получают определенную выжимку информации, стал основой еще одного проекта, к созданию которого причастна Ольга Пантелеевна. «Профминутка» представляет собой ряд видеороликов, в которых за минуту рассказывается о наиболее востребованных профессиях на рынке. Кстати, «Профминутка» была организована совместно с ученицей Ленинской средней школы Евой Заргарян. Ведь как не творить в тесном общении с самими школьниками? Благодаря своей харизме, легкому языку и умению объяснять тему сверстникам на понятном для них языке школьница в видео рассказала о 60 профессиях.
– Этот проект вошел в десятку стратегических инициатив Ростовской области, сегодня он вышел на региональный уровень. Благодаря «Профминутке» у нас более 400 видеороликов о востребованных профессиях в нашем регионе от самих ребят, – делится успехами проекта Ольга Пантелеевна.
Сегодня на базе Центра профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся реализуется новый проект «Дорога в профессию», объединивший сотрудников Центра и Администрации Аксайского района.
Работа идет под руководством заместителя главы Администрации Аксайского района – начальника финансового управления В.В. Бессонова, а О.П. Кракаускене выступила в роли методолога проекта.
Изначально проект был задуман как экономический, но впоследствии трансформировался в образовательный.
Ежегодно 70 процентов девятиклассников покидают школу и еще не имеют четкого представления о профессиях, на этом этапе их необходимо поддержать делом – показать, где они могут реализоваться.
В рамках этого проекта в течение нескольких месяцев девятиклассники посещают экскурсии на градообразующие предприятия Аксайского района. Сегодня к проекту присоединились восемь предприятий, но уже есть и те, кто готов к сотрудничеству в будущем учебном году.
В сентябре дети прошли диагностирование профессий, а после их распределили по группам в зависимости от направлений и отправили на экскурсии. За время реализации проекта уже 1379 учащихся приняли участие в 89 экскурсиях. В дальнейшем работодатели могут оплатить обучение ребят уже в образовательном учреждении, а после их будут ждать в рядах своих сотрудников.
– Благодаря этому проекту мы планируем сократить кадровый голод и текучку кадров на предприятиях Аксайского района. Вырастить эти кадры самостоятельно и главное – заинтересовать ребят в обучении выбранной ими профессии. Это необходимо для того, чтобы выработать определенную систему, а не так, чтобы ребенок просто сходил на одну экскурсию в школьное время. Как учителю, мне хотелось бы дать возможность каждому ребенку самоопределиться в профильной траектории и создать для него наиболее комфортные условия, – рассказывает Ольга Пантелеевна.
Сегодня Центр – единственный в Ростовской области, который на бесплатной основе позволяет школьникам погрузиться в разнообразие профессий и найти среди этого многообразия свое направление – и все это заслуга большой семьи Центра, о чем и говорит О.П. Кракаускене:
– Безусловно, те успехи и результаты, которых достигает Центр, не могли бы состояться без слаженной работы всего коллектива.
Надежный тыл и опора, большая ценность в ее жизни – семья, где ее всегда поддержат родные люди. Муж Геннадий Григорьевич и старшая дочь Оксана тоже работает в Центре. Младшая дочь Екатерина выбрала юриспруденцию, даже не зная, что мама сама в юности планировала поступать на юридический факультет.
Все годы работы в образовательной сфере Ольга Пантелеевна неотрывно была в контакте с детьми. Значит, документы одним летним днем были поданы в педагогический институт неслучайно…
Ольга Пантелеевна вспоминает, что еще в детстве, в школьные годы она смело замещала учителей на уроках, рассказывала своим одноклассникам темы по предмету, или ее отправляли к младшим классам вести урок. Не оставить детей без знаний, предоставить им возможность впитать новое, а после дать руку и поддержать в собственном выборе, это то, что и делала Ольга Пантелеевна будучи школьницей, студенткой, учителем, методологом профориентационных проектов.
Яна НАЗАРКИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "Уважать каждого ребенка"
Ольга Пантелеевна — лучший учитель, знаю ее много лет и благодарна ей за работу с детьми!