Игорь Владимирович Галеев: «Для реализации этого проекта делаются серьезные шаги»
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеЦентральная районная больница Аксайского района вступила в эпоху нового развития. Открытие сосудистого центра, поставка новейшего оборудования, создание комфортных условий для пребывания пациентов, цифровизация – многое уже сделано в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», и многое еще предстоит реализовать. Об этом мы ведем разговор с главным врачом Центральной районной больницы Аксайского района И.В. Галеевым.
– Игорь Владимирович, для того чтобы доктора были мобильными и могли посетить больше пациентов на дому, нужен транспорт. Национальный проект «Здравоохранение» предполагает оснащение ЦРБ автомобилями?
– Благодаря этому проекту мы фактически дооснастили транспортом систему здравоохранения района. Практически в каждом сельском населенном пункте у нас есть транспорт. Это не скорая помощь. Это автомобили, которые позволяют приезжать к пациентам, транспортировать пациента в случае, когда нет необходимости именно скорой помощи, а чтобы отвезти его в больницу. Работает программа «Старшее поколение». В этом направлении мы сотрудничаем с Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, привозим на обследование в поликлинику возрастных жителей отдаленных населенных пунктов. И это тоже помогает упорядочить процесс оказания медицинской помощи.
– Что еще было сделано в рамках проекта?
– Одним из важнейших формирований, которые созданы в ходе реализации национального проекта, является Центр амбулаторной онкологической помощи. Это абсолютно неоценимая технология. Прошлый год показал, как она работает. Когда появляется малейшее подозрение на онкологическое заболевание у пациента, его направляют ЦАОП, где он в течение двух-трех недель проходит обследование и получает готовый диагноз. Аксайский район будет прикреплен к Центру «Здоровье». Там мощная диагностическая база. Таким образом, это направление будет активно развиваться. Уже сейчас выявляемость раковых заболеваний первой, второй стадии, когда есть реальная возможность вылечить пациента, увеличилась на 50 процентов.
– Игорь Владимирович, вы упомянули о том, что сердечнососудистые заболевания чаще остальных становятся причиной смерти. Что удалось предпринять для сохранения жизни пациентов?
– Фактически с нуля мы создали новую службу, которая сегодня позволяет в экстренном режиме жителям Аксайского и близлежащих районов оказать помощь по завершенному циклу при инфарктах и инсультах, нарушениях ритма сердца, критических состояниях, это огромный пласт медицинских технологий, которые удается реализовать с помощью вновь приобретенного оборудования. Мы увеличили до 12 коек количество мест в реанимационном отделении. Теперь каждый, кто попадает в Центр в критическом состоянии и нуждается хотя бы в небольшом протезировании жизненно-важной функции, сначала оказывается на реанимационной койке и только после того, как его состояние стабилизируется, его уже отправляют в профильное отделение. У нас есть компьютерный томограф, который позволяет сделать андиографию и увидеть течение крови по различным сосудам, определить риски развития тяжелых осложнений людей. Количество таких исследований увеличивается.
Сегодня у нас новейшие ультразвуковые аппараты. Они позволяют не только увидеть контуры органов, но и детально рассмотреть их объемные изображения, проследить кровоток. Каждый из этих новых приборов оснащен режимом, позволяющим архивировать в электронном виде все результаты и передавать их по сети Интернет в другие лечебные учреждения и в Центральный архив медицинских изображений. Это преимущество современных технологий. В ходе реализации проекта смертность от инфарктов миокарда снизилась в несколько раз, от инсультов – в два раза.
В первичных сосудистых отделениях ЦРБ Аксайского района в 2023 году пролечено более 2 800 человек, 99 пациентам был проведен тромоболизис.
Теперь перед нами стоит задача не столько раннего выявления заболеваний и экстренной помощи, сколько правильное выведение людей в остром периоде из сердечнососудистых катастроф и их реабилитация. Этому мы тоже посвятили немало сил, вложили денежные средства. У нас есть уникальное для Центральной районной больницы реабилитационное отделение, которое пока функционирует только для отделения нарушения мозгового кровообращения и травматологии. Но результаты использования технологий с первых часов развития того же инсульта, просто впечатляют. У нас был приезд высокопоставленных гостей, которые хотели посмотреть работу отделения в действии. Они были поражены, когда увидели человека с повреждением шейного отдела головного мозга, который уже на девятый день в ходунках на специальном приборе ходил. В прежние времена они были обездвижены как минимум по три-четыре месяца. И таких примеров очень много. При инсульте паралич (а вместе с ним и неспособность обслуживать себя) возникает не потому что умерли клетки головного мозга. Причина в том, что до периода их восстановления не было реабилитационного процесса в мышцах, поэтому они успели атрофироваться, а восстановить их после атрофии сложно. Ранняя реабилитация дает возможность сохранить тонус и память мышц, вернуть способность к самообслуживанию и выполнению трудовых функций. И таких пациентов у нас подавляющее число. И дальнейшая наша работа будет направлена в этом плане на то, чтобы этапная реабилитация тоже была доступна для людей. Реабилитация первого этапа – экстренное выведение человека из острого состояния при поступлении в стационар, а реабилитация второго этапа неоднократно проводится в течение последующей жизни с плановыми госпитализациями, в том числе в амбулаторном режиме. Для реализации этого проекта мы делаем серьезные шаги.
– Огромную роль в спасении человеческих жизней играет служба скорой помощи…
– Нам предстоит реорганизация службы скорой помощи. Это во многом с вязано с тем, что в 2023 году мы начали выполнять роль межрайцентра в полной мере. И сегодня к нам привозят людей как минимум из трех соседних районов. Также реорганизация связана с внедрением новых положений приказа «Об организации службы медицинской помощи», где предполагается создание стационарных подразделений при службе скорой помощи. Этот серьезный подход предполагает формирование нового пула специалистов, задача которых будет состоять в том, чтобы принять пациента уже в приемном отделении стационара и начать проводить ему диагностические обследования.
– Это должен быть врач, который имеет познания в различных видах неотложной помощи медицины. Он одновременно и хирург, и терапевт, и кардиолог, и психолог. Он многое знает, готов организовать необходимый процесс быстрой диагностики. И только после того, как обследование завершено в отделениях кратковременного пребывания, пациент попадает в профильное отделение, где он продолжает лечение: ему проводится серьезное оперативное вмешательство, либо он идет на медикаментозное лечение или на раннюю реабилитацию.
– Это должен быть одновременно приемный и сортировочный пункт, насыщенный диагностическими методами исследования, высококвалифицированными кадрами. Мы в этом направлении вошли фактически в число первых. У нас уже решен вопрос финансирования для приобретения и установки новой модульной пристройки к нашему корпусу, где как раз и будет базироваться новое подразделение. Мы внимательно изучили опыт существующий в стране, понимаем, что будет располагаться в Центре, готовим тех, кто будет в нем работать. Полагаю, что после ввода в строй подразделения, жители увидят, как оно будет работать, и в полной мере оценят, для чего и с какими перспективами мы все это делаем. Отделение будет напрямую связано со всеми диагностическими службами стационара. У нас есть полное понимание того, как это должно быть. Мы составили проект, исходя из того опыта, который у нас есть.
– Какие изменения ждут детскую поликлинику?
– Организация работы детской службы – важный вопрос. Здесь тоже все очень непросто, поскольку, несмотря на снижение рождаемости, мы видим необходимость в расширении этой службы. Острый дефицит педиатров тоже сегодня ни для кого не секрет. И это рождает отсутствие возможности полноценно внедрить программу по здоровье-сбережению детей. Мы направили очень большое количество выпускников школ обучаться по целевому направлению в медицинском университете. В 2025 году придет первая партия специалистов. Это будет сразу восемь педиатров. Сегодня мы думаем над тем, где будем размещать этих врачей, в каких пунктах они будут работать. Но есть один немаловажный нюанс – нехватка площадей.
К СЛОВУ
Реализация национального проекта «Здравоохранение» в ЦРБ Аксайского района в цифрах за 2023 год:
— В рамках проекта было получено 29 единиц медицинского оборудования, два автомобиля.
— На компьютерном томографе было проведено почти 7 000 исследований.
— Было проведено почти 22 000 профилактических медицинских осмотров детей. Дополнительную диспансеризацию прошли около 17 000 человек.
— В Аксайском районе снизился уровень смертности.
Центральная районная больница спроектирована в 1972 году. Население района с тех пор увеличилось в два раза, изменились медицинские технологии, появилось огромное количество дополнительных методов исследования и лечения, требующих новых помещений. Поэтому на территории нашей больницы нам сегодня тесно. Одним из главных вопросов, который мы хотели бы решить – строительство новой детской поликлиники, поскольку мощности у нас даже с существующим набором врачей в два с половиной раза меньше, чем их должно быть. Поэтому все работают сверх нормы. Это, конечно, рождает абсолютно законное недовольство мам. Но мы над этим работаем, у нас взаимное понимание в решении этого вопроса с Администрацией района и министерством здравоохранения Ростовской области.
– Как сделать медицину ближе к населению?
– Есть еще один важный момент, который в большей степени взывает к гражданской активности людей, поскольку сейчас строится большое количество жилых комплексов. По сегодняшним существующим правилам, те, кто берется строить ЖК, должны, в том числе, предоставить объекты инфраструктуры для оказания медпомощи. Это могут быть и кабинеты врачей общей практики, и поликлинические подразделения. Все зависит от того, на сколько жителей рассчитан этот комплекс. Но, к сожалению, пока эти обязательства не выполняются, поликлинических кабинетов в построенных комплексах нет. А жизнь показала, что самая лучшая форма организации работы участкового терапевта или педиатра, это как раз организовать рабочий кабинет в жилом комплексе, чтобы люди имели возможность в любой день прийти на прием. Один терапевтический участок рассчитан на 1 700 жителей. В сельских территориях эти цифры еще меньше. Для жилого комплекса, в котором живет 5 000 человек, нужны три участковых терапевта и один педиатр. Это уже маленькая поликлиника. При правильном решении этих задач, обязательств исполнения застройщика, мы получили бы очень хороший резерв для того, чтобы по-настоящему приблизить медицинскую помощь нашим людям. Я думаю, что национальный проект «Здоровьесбережение населения» этот вопрос учел, и такие терапевтические кабинеты будут повсеместно. У нас есть образец в поселке Темерницком. Там удачно решен вопрос архитектуры и места локализации ФАПа, работают хорошие специалисты.
– Какие новшества появились в этом году?
– Травмы и внешние причины – на третьем месте среди причин смертности населения. Оказание квалифицированной помощи при травмах имеет немаловажное значение. Мы в течение четырех лет были вынуждены работать в объединенном отделении, где оказывалась помощь и ортопедическим, и хирургическим больным. Мы занимались решением этого вопроса. К нам пришли новые высококвалифицированные специалисты-травматологи и ортопеды, которые совместно с нашими хирургами готовы решать любые неотложные и плановые задачи. С 1 декабря 2023 года возобновило работу травматолого-ортопедическое отделение. Оно работает в полной мере. С момента открытия и по настоящее время здесь получили медицинскую помощь 140 пациентов, проведено 94 операции.
Большое количество людей оперируется с помощью самых современных методик. Мы имеем возможность для проведения так называемых малоинвазивных щадящих оперативных вмешательств. Методика наложения пластин с шурупами – это очень надежный вид оперативного лечения перелома и он дает возможность гораздо быстрее восстановиться человеку, чем фиксации гипсом. Но сегодня мы можем применять более современный способ. Он заключается в том, что под контролем оптического преобразователя под воздействием рентгеновского аппарата без большого разреза специалист видит изображение костей перелома и штифтует его с помощью специального внутрикостного штифта, фактически используя небольшой прокол. После подобного вмешательства восстановление опорно-двигательной функции происходит уже через две недели. Оборудование первого уровня для этих операций у нас есть, в апреле мы планируем приобрести оборудование второго уровня. Думаю, что с июня уже в полной мере внедрить эти технологии.
Следующая тема, которая имеет большое значение для восстановления и спасения жизни пациентов – это повреждения, которые возникают у пожилых людей. Еще два десятка лет назад перелом шейки бедра становился для пожилых людей приговором. Долгие годы рождалась концепция того, как решить эту проблему, и пришли к выводу, что раннее оперативное лечение является основным способом профилактики ранней смертности у людей пожилого возраста. При том, что риск оперативного вмешательства высокий, но результаты несопоставимы с показателями смертности и осложнениями при обычной фиксации и постельном режиме. Мы попадаем под действие региональной программы по оперативному лечению подобных переломов и получаем новое оборудование для проведения операций. И самое главное, мы начинаем в 2025 году капитальный ремонт. Это, конечно, потребует довольно серьезных усилий для того, чтобы сохранить те объемы неотложной помощи, которые мы сегодня реализуем. Но ковид показал, что мы способны на это. У нас есть возможность мобильно планировать коечную базу, по крайней мере, для того, чтобы неотложную помощь оказывать в полном объеме.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!