Танкер «Аксай» из морской космической флотилии
Новость в рубрике: КультураЛистаешь страницы, и музыка звучит… После празднования 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественно войне 1941 – 1945 гг. в нашей школе, как и в сотнях других школ Союза, был создан музей. Я учился в АСШ № 1, сейчас это здание Лицея № 1. Расположенная в том же дворе по проспекту Ленина СОШ № 2, по сути, она является пристройкой к зданию бывшей АСШ № 1.
Пристройку начали возводить в 1971 г., когда мы сдавали экзамены за десятый, тогда выпускной класс. В 90-е годы выпускники расположенной в нижней части города АСШ № 2, среди которых было много ветеранов Великой Отечественной, выступили с ходатайством о возвращении их школе номера один. Мол, она построена раньше, еще в 1939 г., так сказать «восстановили справедливость», чем внесли в городскую жизнь досадную необходимость пояснять, в какой именно школе учился.
А какая справедливость?! Школа, ныне расположенная на улице Гулаева, в те годы не имела номера, так как была единственной средней школой в районе. В начале 60-х построили школу в поселке газовиков и присвоили ей первый номер как новой, отвечающей всем требованиям того времени. И более 30 лет верхняя школа была № 1, а нижняя – № 2.
Так вот, был у нас в школе музей – размером с половину классной комнаты на первом этаже рядом с пионерской комнатой. Мы с другом детства Сашей Мордасовым, хотя и учились в разных классах (он в А, я в Б), были в школьном музее в числе активистов, даже проводили экскурсии: рассказывали о боях при обороне станицы и ее освобождении. Но сейчас не об этом. Среди экспонатов музея был альбом, подаренный школе экипажем танкера «Аксай». Моряки подарили также три чучела диковинных обитателей морских глубин: рыба-меч, рыба-молот и рыба-прилипала. Но альбом был гораздо интереснее – он был музыкальный. Листаешь страницы, и музыка звучит. Фотографии в альбоме тоже были чрезвычайно интересные, например, старпом такой-то верхом на гигантской черепахе на одном из Галапагосских островов. Саша интересовался только историей, а я был «всеядным», много читал о путешествиях, мне еще тогда показались странными маршруты обычного танкера. Встречаться с членами шефствующего экипажа нам не довелось, и все эти вопросы забылись.
Танкер действительно был не прост
Танкер «Аксай» был построен в Финляндии в 1961 г., в 1962-м он стал четвертым кораблем морской космической флотилии (МКФ) в качестве бункеровщика и телеметрического судна. Как известно, с 50-х годов прошлого века Советский Союз успешно развивал программу запуска космических летательных аппаратов. Связь со спутниками, а потом и пилотируемыми космическими кораблями должна была осуществляться в круглосуточном режиме. Этого не могла обеспечить даже территория самого большого в мире государства, поэтому в 1960 г. на трех судах Министерства торгового флота СССР (танкеры «Ильичевск», «Краснодар» и «Долинск») была установлена телеметрическая аппаратура для поддержки связи с космическими объектами из вод Мирового океана. Эти три корабля были объединены в плавучий телеметрический комплекс (ПТК), «Аксай» стал четвертым. ПТК координировал свою работу с наземными службами и подчинялся НИИ-4 Министерства обороны СССР. Суда были приписаны к гражданским портам (Ленинград и Одесса), у танкера «Аксай» была «одесская прописка», но считались арендованными Министерством обороны, команда – это, по сути, воинская часть, с различной степенью допуска экипажа к секретной миссии. Естественно, были и в ВМФ МО СССР аналогичные суда, но их деятельности мы не будем касаться, возможно, она до сих пор секретна.
Предназначение бункеровщика – обеспечение судов топливом и пресной водой, помимо этого танкер «Аксай» также был оснащен аппаратурой для связи с космическими объектами. Некоторые подробности о танкере и его работе я узнал на сайте ветеранов МКФ. «Аксай» – теплоход с дизельной энергетической установкой в 2 900 л.с., длина – 105,4 м, ширина – 14,8 м, водоизмещение – 5 000 т, осадка – 5,0 м, скорость до 14 узлов, дальность плавания – 10 тыс. миль. Экипаж судна – 39 человек. На «Аксае» была спецаппаратура, которую обслуживала экспедиция в составе шести человек. И главным был не капитан судна, а начальник экспедиции.
В первый рейс «Аксай» вышел из Одессы 3 сентября 1962 года. Он прошел через Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан и дальше мимо южной оконечности Африки в Атлантический океан. Передав топливо и воду научно-исследовательским судам и проведя серию сеансов связи, «Аксай» через три месяца тем же путем вернулся в Одессу. Рейс был трудным, так как на протяжении всего похода танкер преследовали жестокие штормы.
До 1967 г. суда ПТК пользовались «легендой»: материальное обеспечение рыболовного флота СССР. Специальное оборудование в формулярах не указывалось, специалисты были внесены в список экипажа, что стало причиной нескольких случаев ареста при заходе в иностранные порты. Пришлось легализовать флотилию, тем более, что численность ее судов планировалось увеличить.
В июне 1967 г. вышло постановление «О создании в составе отдела научного флота Академии наук СССР подразделения научно-исследовательских судов для изучения верхних слоев атмосферы и обеспечения полетов космических объектов, пилотируемых кораблей и межпланетных автоматических станций». На всех кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР, и они при всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе стали именоваться научно-исследовательскими судами АН СССР.
К 1967 г. в ПТК добавились суда «Бежица» и «Ристна», но общее количество не изменилось – «Краснодар» и «Ильичевск» были выведены из состава. «Аксай» уже стал вторым в списке, после ветерана ПТК танкера «Долинск», который обеспечивал связь еще во время полета Юрия Гагарина. В течение 1967 г. флот пополнили суда так называемой «лунной флотилии»: «Космонавт Владимир Комаров», «Боровичи», «Кегостров», «Моржовец» и «Невель». В 1970 году введено в строй научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев», в 1971 – флагман морского космического флота «Космонавт Юрий Гагарин», оба судна, как и «Аксай», базировались в Одессе.
В 1977 – 1978 гг. вымпел АН СССР был поднят на научно-исследовательских судах «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Все они базировались в Ленинграде.
Конец истории?
Назначением и одесских, и ленинградских судов было управление космическими аппаратами (КА), траекторные и телеметрические измерения, поддержка связи с экипажами КА и станций. Суда курсировали в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, обеспечивая работу долговременных орбитальных станций (ДОС) «Салют» и «Мир», КА «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс», спутников военного и гражданского назначения. Управление всем этим мощным флотом, координацию его действий с наземными пунктами осуществляло руководство СКИ ОМЭР АН СССР.
Но так называемая «перестройка» привела к тому, что в 1989 г. были расформированы экспедиции «малых» судов. В 1990 г. эти суда проданы на слом в Аланг (Индия). Примерно такая же судьба постигла и другие суда. К 2019 г. осталось лишь одно судно «морского космического флота» «Космонавт Виктор Пацаев», стоящее в порту Калининграда у причала Музея мирового океана. На борту судна было частично сохранено оборудование приема телеметрической информации, и находившиеся на судне сотрудники НПО Измерительной техники (г. Королев) до сентября 2017 г. продолжали выполнять работы по приему телеметрической информации и обеспечению связи с космическими аппаратами, в том числе с Международной космической станцией (МКС). В июле 2016 г. приказом министра культуры РФ судно внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия России федерального значения. Говоря простым языком, стало музеем.
Что же пришло на смену? В 2015 г. Роскосмос ввел в эксплуатацию систему из трех спутников-ретрансляторов «Луч-5» на геостационарной орбите. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и КА «Союз» и «Прогресс» с ЦУПом. Есть и другие спутники, выполняющие роли, ранее реализуемые громоздкими кораблями.
Впрочем, это уже другая история, к судьбе танкера «Аксай» отношения не имеющая. Если вдруг повезет и материал прочитает тот, кому посчастливилось общаться с представителями команды танкера «Аксай», просьба затратить пару минут и оставить свои координаты под публикацией на сайте газеты. Хочется узнать больше об этом интересном периоде истории города и страны.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
1 Комментарий на "Танкер «Аксай» из морской космической флотилии"
Хотела бы посмотреть такой альбом, музыкальный… Вообще, все историческое так интересно!