Инфраструктура гостеприимства в Ростовской области развивается стремительно
Новость в рубрике: Донские Вести, Избранное, Культура, Развитие экономикиВ рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» ключевым направлением развития туристической отрасли в Ростовской области в 2023 – 2024 годах является «Развитие туристической инфраструктуры».
Одним из самых успешных туристических объектов, созданных в последние годы, стал этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон». Он расположился на правом берегу реки Дон, в хуторе Старозолотовском.
Здесь были собраны уникальные исторические артефакты культуры и быта донских казаков. Каждого, кто попадает на территорию музея, просто поражает буйство красок, царящее на музейном подворье! Цветущая фиолетовая лаванда, белые ромашки, смотрящие на людей ярким желтым глазком, и самые разные цветущие растения буквально завораживают. Среди многочисленных гостей музея оказались и ученики Аксайской школы № 2.
Хутор Старозолотовский известен далеко за пределами Ростовской области и тем, что только здесь растет уникальный автохтонный сорт винограда – красностоп золотовский. Растет он и на музейном подворье. Виноградарство и виноделие на Дону активно развивается уже не одну сотню лет, поэтому, в первую очередь, ребят провели к винограднику. Им рассказали о том, что состоятельность казака определяли в том числе и по тому, сколько кустов винограда растет на его винограднике. И это не просто кусты винограда. Донские казаки высаживали виноград совершенно особенным способом. Эта система посадки называлась «донской чашей»: кусты винограда высаживаются гнездами, имеющими форму перевернутой пирамиды. Именно такой способ дает максимальную урожайность и позволяет местным сортам правильно зимовать и развиваться. Больше нигде в мире такая система высадки винограда не применялась.
От виноградника двинулись туристы к основным объектам музея. На территории музейного комплекса расположились три куреня, которые призваны показать жизнь разных социальных слоев казачества: курень Астаховых, где крыша крыта простым камышом, и в нем глиняный пол, курень семьи Мелеховых, где крыша покрыта чаканом, пол глиняный, но более ровный, и самый большой и богатый курень, принадлежащий семье Коршуновых, у которого крыша металлическая, полы деревянные, а внутри – добротная утварь и предметы быта.
За время экскурсии юные путешественники с удивлением узнали о том, какие этапы проходил казачок в период взросления. Оказывается, когда в семье рождался казачок, он сразу наделялся участком земли площадью в 30 гектаров. Крестили новорожденного, как правило, в течение первого месяца жизни. Крестных выбирали с особой тщательностью. Они были для ребенка вторыми родителями. В воспитании ребенка крестные принимали такое же участие, как и биологические родители, обучая его слову Божьему, приобщая к народным традициям.
На крестины младенцу в колыску клали пули, стрелы, порох, шашку, все военные казачьи атрибуты. Взрослые внимательно наблюдали за малышом. Если он потянулся к чему-то из этих предметов, считалось, что он вырастет бравым казаком. Этот ритуал назывался «попробовать на зубок». В годовалом возрасте крестный дарил казаку шашку, усаживал на коня, придерживая эту шашку. Взрослые наблюдали за поведением казачка. Если он начинал сползать с коня, это слегка расстраивало родителей, а если малыш цеплялся за гриву, шашку держал крепко, значит, не быть ему убитым в бою.
В трехлетнем возрасте казака начинали обучать верховой езде, в пять лет казак учился держать в руках шашку, к семи годам казак начинал изучать рукопашный бой, к десяти годам он учился стрелять. В семилетнем возрасте, упорхнув из-под маминого крыла, соб-рав весь свой нехитрый скарб, переходил казачок под воспитание мужской части куреня. Отныне мама уже не могла на него прикрикнуть. На мужской половине его воспитанием занимались братья, дед и крестный.
«Браты смотрели на то, что же он с собой взял? Перинку, подушку… Все это у него отбирали со словами: «Ты уже не дите, ты уже полказака. Привыкай теперь к боевой казачьей жизни и спать ты теперь будешь на сундуке или на лавке, на печи, на сеновале, где угодно, только не на перинке», – рассказывал ребятам экскурсовод. С этого момента казачку уже не полагалось есть сладкое. В двенадцатилетнем возрасте казак умел скакать верхом, рубить шашкой, стрелять из ружья, владел приемами рукопашного боя и, наравне со старшими братьями и дедом, работал в поле, пока отец был на службе.
Потолки в куренях были невысокими, чтобы можно было меньше отапливать помещение. Уголь и дрова покупать было очень дорого. Печь топили хворостом или кизяком, которые очень быстро прогорали, и отопить большую площадь было очень непросто. В богатых больших куренях тепла от одной русской печи не хватало, поэтому там выкладывали еще и печь – голландку. Межкомнатные двери в куренях тоже были низкими, и этому тоже придавалось особое значение. Считалось, что, переходя из одного помещения в другое, казак или казачка должны были, пригнувшись, поклониться Богу. А вот если искры из глаз посыпались, значит, о Всевышнем стали забывать, а это для казаков было недопустимо!
Жернова для обмола муки. |
Вышивка донской казачки. |
Деревянная утварь. / ФОТО автора |
Почему же казаки называли свое жилище куренем? Слово «курень» в тюркских языках означает «вокруг очага». Именно так устроен казачий курень: в центре находится печь, вокруг которой располагаются помещения. Его можно обойти по кругу, переходя из одной комнаты в другую.
После того, как молодой казак обзаводился семьей, он, как правило, оставался жить в родительском доме. В таком случае молодым не нужно было строить отдельный курень, что, конечно, было дорогим удовольствием. Кроме этого, чем больше людей проживало под одной крышей, тем меньше приходилось тратиться на дорогостоящую наемную рабочую силу. У каждой семейной пары был отдельный уголок. Иногда, чтобы расселить в одном курене все многочисленное семейство, приходилось делать пристройки. Все это ребята услышали от экскурсовода, переходя от одного куреня к другому.
Для того, чтобы увидеть музейные экспонаты своими глазами, ребятам предстояло пройти квест. А чтобы успешно справиться с заданиями квеста, юным туристам во время прохождения квеста нужен был настоящий предводитель. Им предложили выбрать атамана. Желающих было много, но большинством голосов атаманом был выбран Иван Трушко. Квест начался в самом скромном курене, который принадлежал Астаховым. Казаки Астаховы жили небогато, но и в их курене было очень много интересных предметов утвари, которыми пользовались казаки в повседневной жизни. Здесь девочкам было предложено намолоть муки для выпечки хлеба на ручных жерновах. Желающих покрутить жернова было множество, но взявшись за ручку тяжелого каменного круга, каждая из них поняла, каких серьезных физических усилий это требовало от казачки! Всю необходимую для жизни утварь, в том числе и такую ручную мельницу, казачка, как правило, хранила в сенях. Это помещение так называли потому, что в зимний период пол там застилался сеном, а в холодные зимы там находились телята для того, чтобы они не замерзли.
Помещение, в котором казачка готовила пищу, стряпала, так и называлось стряпкой. Готовила казачка на печи. Топилась такая печь хворостом или кизяком, сухим конским навозом, который достаточно хорошо горел. При горении он не имел никакого запаха и прогорал практически в пыль, так что печь не нужно было дополнительно чистить. Температура в такой печи достигала 70 градусов, и пища у казачки не варилась, не жарилась, а томилась. Порой процесс приготовления еды занимал до шести часов. Стряпала казачка в чугунках. Они были разного размера, поэтому под каждый чугунок был свой ухват. Хлеб и пироги в печь казачка отправляла на деревянных садниках. А чтобы в процессе долгого приготовления пищи она могла время от времени любоваться своей красотой, в стенку печи было вмазано зеркальце, которое казаки называли мордоглядкой. Обязательным предметом в каждой казачьей семье была ступка. Казаки любили попить «кохвею». Только пили они его не утром, а в обед. Ближе к обеду казачки выходили на балясники, засыпали в ступку кофейные зерна и мололи кофе. Звон стоял по всему хутору. Таким образом, жены зазывали казаков на обед. Кофе был напитком дорогим. Привозили его из Турции. Килограмм зерен стоил приблизительно два рубля сорок копеек. Те же, кто не мог себе позволить купить кофе, делали кофейный напиток из корня цикория, жареных желудей или жареного ячменя. Все это ребята увидели в курене казаков Астаховых.
А вот в курень казаков Мелеховых ребятам оказалось не так-то просто войти. На баляснике их встречала казачка. Они, как известно, были женщинами домовитыми и всегда пеклись о благосостоянии семьи. Так вот, потребовала она у ребят плату за вход, да не просто плату, а особую монету, которую только на подворье и можно было выковать. Вот и стали ребята думать, кто из них самый сильный да ловкий, чтобы смог он эту монетку выковать. Важное это дело поручили они Вове Шепелеву. Не сразу получилось у него с заданием справиться, но монетку он все же выковал, и ребята, наконец, вошли во второй курень. Этот курень был гораздо просторнее предыдущего.
Когда экскурсовод стал рассказывать туристам о том, какие помещения есть в этом курене, он назвал их необычным для слуха современного человека словом комнатка, делая ударение на второй слог. Именно так говорили казаки. Так вот, оказавшись в технической комнатке, ребята узнали, что здесь казачка гладила. В старые времена одежда изготавливалась из натуральных тканей. После стирки ткань становилась жесткой, поэтому, перед тем, как гладить, ее нужно было размягчить. Чтобы добиться желаемого, казачка наматывала одежду на скалочку, брала в руки рубель и разминала ткань, а уж потом разглаживала ее чугунным или угольным утюжком, в который закладывала горячие угольки. Перед тем, как гладить, утюжком нужно было еще и помахать, чтобы его разогреть. Отсюда и пошло выражение «попасть под горячую руку». А вот для того, чтобы постирать одежду, казачке необходимо было замочить ее в древесной золе. Там она откисала, затем казачка терла ее специальной терочкой, а уж потом несла ее полоскать на реку.
Одежда у казака всегда была военной. Он до конца своих дней стремился показать, что в любой момент может встать и защитить и свою семью, и Отечество. Важным атрибутом казачьей одежды являлась фуражка. Этот головной убор имел очень большое значение для казака. Фуражку казак носил постоянно, а вот кокарда на казачьей фуражке присутствовала только во время воинской службы. Сбить с казака фуражку считалось самым большим оскорблением. Издавна было заведено, что казак должен носить фуражку козырьком на правую сторону, а чуб должен быть слева, поскольку считалось, что на правом плече – ангел, а на левом – бес. Так что, казак чубом отгонял от себя дурные мысли.
А вот у казачки костюм состоял из кофты, юбки, передничка и полушалка. Летом казачка носила легкие юбки, зимой – плотные, но под юбку она надевала три, четыре, а порою даже пять подъюбников для того, чтобы казаться пышнее, потому что в моде тогда была здоровая полнота. Это было залогом здорового потомства и говорило о том, что казачка справится со всей домашней работой. В то время казачки не позволяли себе ходить с непокрытой головой, волосы они всегда прятали. До замужества они заплетали одну косу, а выйдя замуж – две косы, одна из которых символизировала казака, а вторая – казачку. Эти две косы они заплетали в куль и накрывали его шлычкой. Это полноценный головной убор, в котором можно было выйти на улицу. Казачки любили украшать себя, надевая бусы из янтаря. А чтобы придать прическе более привлекательный вид, казачка могла достать из-под полушалочка прядь волос и, нагрев на огне специальные щипчики, накрутить ее. Использовали такие щипчики и казаки. Они подкручивали себе усы и чубы. Чтобы чуб держал форму, его даже смачивали кислым молоком.
В курене Мелеховых ребята увидели парадный казачий мундир, который принадлежал Григорию. М.А. Шолохов писал о том, что Григорий был полным георгиевским кавалером, поэтому на мундире были все четыре Георгиевских креста. До революции изготавливали их из драгоценных металлов: кресты третьей и четвертой степени – из серебра, а первой и второй степени – из золота. Георгиевскими крестами награждали младшие чины и рядовых казаков. Это была самая желанная для казака награда. Офицеров награждали уже Георгиевскими медалями. Казак – полный георгиевский кавалер, на протяжении всей своей жизни получал дополнительное жалование, которое составляло 120 рублей в год, при том, что его месячное жалование составляло 15 – 17 рублей. Надо сказать, в то время корова стоила примерно 50 – 60 рублей, поэтому 120 рублей было суммой значительной.
Посетив курени Астаховых и Мелеховых, ребята успели узнать много нового о быте казаков. Чтобы проверить, внимательно ли они слушали и много ли запомнили из рассказа экскурсовода, им предложили отгадать кроссворд. И с этим заданием они справились успешно. Дальше путь их лежал в большой, добротный курень зажиточных казаков Коршуновых. Но и туда попасть им было непросто. Выйдя на подворье, ребята получили еще одно задание. Им предложили изготовить веревку. Смекалистые домовитые казаки давным-давно придумали удивительно простой и быстрый способ плетения веревки. Настоящую крепкую веревку они плели из пеньки, а ребятам предложили сплести ее из джутового шпагата. Ребята и с этим заданием справились успешно.
Войдя, наконец, в этот богатый курень, ребята прошли через знакомые уже сени, стряпку, техническую комнату. Следующей комнаткой была спальная. Днем в спальной не бывало никого, потому что предназначалась она только для сна. Приходили сюда только на ночь. Детворе в родительскую спальню запрещалось заходить категорически. Главным предметом в спальной была, конечно, постель. Подушек у казаков было три: одна – для казака, другая – для казачки, а третью укладывали на подоконник, чтобы не было сквозняка. Перин тоже, по возможности, долж- но было быть три. Вниз уклады-вали самую жесткую, на нее – перину средней жесткости, а наверх – самую мягкую пуховую перинку.
Процесс выковывания монет. | Изготовление веревки казачьим способом. / ФОТО автора |
В казачьих традициях считалось, что родился в семье казак – к достатку, родилась казачка – к убытку, потому что родителям нужно было ее кормить, поить, одевать, обувать, обучать, готовить приданое, а затем отдать в чужую семью. Сладко ей там будет или худо – никто не мог знать, ведь у замужних казачек работы было столько, что порой и присесть было некогда. Юных казачек обучали домашнему ремеслу, готовили к будущей взрослой жизни. Но до замужества им выделялась отдельная теплая спаленка. Они спали всегда на мягенькой перинке, на мягенькой подушке.
В спальнях зажиточных казаков мог стоять шифоньер. Это было роскошью. Этот предмет мебели в то время стоил больших денег, позволить себе его могли только состоятельные казачьи семьи. Все остальные хранили вещи в сундуках. А в спальных комнатках делали потолочное вешало. На него казачка вешала одежду на ночь, чтобы она не мялась. А если в доме был младенец, на вешало подвешивали колыску. Если же в доме был больной, на вешало вешали простынку, чтобы изолировать его от остальных членов семьи. Здесь же у домовитой казачки могла стоять и швейная машина. В то время швейные машинки были, в основном, производства фирмы «Singer», которые делались на века и успешно функционируют по сей день.
Парадной комнаткой в курене была горница, светлое помещение со множеством окон. Это было сделано в целях безопасности. Находясь в горнице, казак видел все, что делается вокруг его куреня. Центральное место в горнице занимал стол, за которым обедали, и поставцы, в которых была выставлена парадная посуда. В горнице же можно было увидеть еще и кровать. Эта кровать была гостевой. Если кто-то чужой оставался ночевать в доме у казака, ему отводили это спальное место. Считалось, что гость хорош только первые три дня. На четвертый день гость наравне с хозяевами принимался за работу, поэтому больше трех дней в гостях старались не задерживаться.
Стены в горнице казаки украшали фотографиями. Сделать семейную фотографию для них было настоящим событием, которое семья могла себе позволить один – два раза за жизнь. Для того, чтобы сфотографироваться, нужно было сначала около двух суток на телеге всей семьей ехать до Новочеркасска, где находилось ближайшее фотоателье, а там заплатить немалую сумму денег фотографу. Чтобы фотография получилась хорошей, качественной, нужно было сорок секунд простоять неподвижно, затем нужно было дождаться, пока фотограф изготовит фотографию, а получив, наконец, долгожданный снимок, отправиться в долгий обратный путь. Все это мероприятие занимало около недели, но казаки были готовы на жертвы, чтобы оставить в веках изображение своей семьи.
В горнице казаков Коршуновых ребята увидели старинный музыкальный инструмент, очень напоминающий пианино. Выяснилось, что это фисгармония. Казаков некому было обучать игре на таких диковинных инструментах, поэтому они крайне редко встречались в казачьих домах. Но вот в музее «Тихий Дон» фисгармония есть. Этому музыкальному инструменту более 160 лет. Особой гордостью музейных работников является то, что он до сих пор находится в прекрасном рабочем состоянии.
В курене Коршуновых атаман отряда юных казаков получил последнее задание. Ему нужно было сориентироваться по карте и найти на подворье постройку, которая для казаков была едва ли не важнее самого куреня. Внимательно рассмотрев карту, ребята определили, что это конюшня. Именно там держали заботливые казаки своих верных боевых товарищей. Итак, квест был успешно пройден. По результатам его прохождения юным казакам и казачкам была выдана грамота.
«Казака с детства воспитывали как защитника Отечества, как воина. Но это было для него не тяжкой повинностью, а поводом для гордости. Защищать Родину было честью для молодого казака. Считалось, что Отечество позволяет ему себя защищать. Это было одним из основных принципов воспитания казака. Самым востребованным оружием у казаков была шашка. Сейчас мы называем ее казачьей, но изначально казаки пользовались шашками тюркских народов. Позже они перековали, изменили форму шашки и сделали ее такой, какой мы привыкли ее видеть. Кроме шашки у казака была еще и нагаечка. Изначально она предназначалась только для погона коня, но потом казаки стали использовать ее как холодное оружие ближнего боя», – продолжал свой рассказ экскурсовод.
Казак уходил на воинскую службу в 21 год и служил он в XVIII веке 25 лет, а в XIX веке – 20 лет. Поэтому, жениться и обзавестись потомством казак стремился до отправки на службу. Если же жениться казак не успел, он присылал со службы фуражку. И тогда казачку в церкви венчали с фуражкой. Батюшка делал в церковной книге соответствующую запись, и казачка считалась полноценной женой. А пышную свадьбу играли уже тогда, когда казак возвращался со службы на побывку или насовсем. Отсюда и пошло выражение: «Без меня меня женили».
Да, поездка была замечательной! Пусть ребята и не запомнили всего, о чем им успели рассказать, но такая важная прививка любви к своей родине, к ее обычаям и традициям останется с ними навсегда!
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!