К 100-летию гражданской авиации на Дону
Новость в рубрике: Соцсфера, ТранспортВ июне 2025 года исполнилось сто лет со дня зарождения Гражданской Авиации на Дону. Понятно, что и до 1925 года на Дон прилетали самолеты, но именно 15 июня 1925 года состоялся первый вылет гражданского самолета с пассажирами на борту, по установленному маршруту и расписанию. Само зарождение означает, что именно с этого момента на Дону появились авиационные структуры и авиационные специалисты, способные обеспечить эксплуатацию воздушного судна. Другими словами, именно с этого времени на Дону появились аэродром с аэровокзалом (или что-то подобное), наземные сооружения для обеспечения полетов Гражданской Авиации, собственные самолеты, авиационные отряды, и самое главное – летчики и авиатехники.
Об этом мы поговорим в нашей новой рубрике «К 100-летию Гражданской Авиации на Дону. 1925-2025», в которой авторы, группа экс-личного состава и экс-сотрудников Ростовского Объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, расскажет о непростом пути зарождения и становлении Гражданской Авиации на Дону с 1925 по 2025 год. Эти рассказы построены на материалах «Из Хроники Ростовского Объединенного АвиаОтряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2025».
Мы расскажем о роли и месте девушек в форме на этом пути. Сегодня нашим собеседником будет экс бортпроводник Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА Ангелина Полякова, с которой мы начинаем наше повествование о веке Донской Авиации.
– Ангелина, так как Вы открываете нашу новую рубрику, расскажите для начала как началась история Гражданской авиации на Дону?
– Любая авиация, военная и гражданская, начинается с появления самолетов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты, и соответственно, авиационные структуры, и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось рождение авиации, в том числе гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами Гражданской Авиации.
Не сразу, конечно, но в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры Гражданской Авиации, которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги). Была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону. И считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома, на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства, был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Ростов — Харьков — Орел – Москва. Эта дата получила документальное подтверждение в результате архивных изысканий Юли Лазуревской, соискателя Института истории и международных отношений ЮФУ.
– Какова роль и место девушек в форме на этом пути? Кто был первым бортпроводником на Дону?
– Профессия бортпроводника в мировой авиации на три года младше Гражданской Авиации Дона. Она возникла в Германии в 1928 году. А в СССР первая бортпроводница, тогда ее называли стюардесса, появилась на рейсе Аэрофлота Москва – Ашхабад 5 мая 1939 года. Первой бортпроводницей в СССР стала Эльза Городецкая. Она обслуживала самолет ПС-84 (с 1942 года Ли-2), курсировавший по маршруту, Москва – Ашхабад, путь, на котором сам полет занимал 13 часов с двумя промежуточными посадками. Это довольно тяжело. А вот имени первого бортпроводника в авиации на Дону мы, к сожалению, не знаем. Конечно, можно докопаться, кто-то же все-таки был им, но для этого надо поднимать архивы. Найти не очень сложно, сложно подойти к архиву, а кто же нас допустит к этому материалу?
– Как правильно называть Вашу специальность? Вы стюардесса, или бортпроводник?
– Вопрос, конечно, интересный. Давайте, для начала, я скажу об этом коротко, а если будут вопросы и будет интересно, расскажу подробнее. Согласно стандарту существующего в Гражданской Авиации, еще в НПП ГА 85 записано, если кратко, в состав экипажа воздушного судна входят – летный состав и бортпроводники. В нормативных документах Гражданской Авиации нет понятия стюардесса, а есть термин бортпроводник. Чуть подробнеее. Рассказ – мы стюардессы или бортпроводники. Немного этимологии. Этимология – это раздел языкознания, в частности, изучающий происхождение слов. Этимо – это основное значение слова. Логия – это знания, учение, суждение. Этимология «слова стюардесса». Стюардесса (м. р. стюард; от англ. steward(ess) — член кабинного экипажа, специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).
– Раньше много девушек мечтали стать стюардессами из желания быть рядом с сильными мужчинами, приковывать к себе взгляды пассажиров, иметь возможность посмотреть мир. А что в реальности? Каковы профессиональные требования, какими знаниями и навыками надо обладать?
– Да-да, романом Каверина, Вениамина Александровича, «Два капитана» зачитывалось ни одно поколение нашей страны. Коротко на этот вопрос не ответишь, а подробно, это не для вводной статьи в тему «К 100-летию Гражданской Авиации на Дону». Если очень кратко, то быть в команде сильных мужчин, быть в центре внимания, приковывать к себе взгляды, иметь возможность путешествовать, для этого совсем не обязательно становиться бортпроводницей. В реальности, быть проводником – это другое. Профессиональные требования – высшее образование, специальное образование, специальная подготовка, специальные навыки, связанные с авиатранспортом и другое. И т.д.
– Какими чертами характера должен обладать бортпроводник?
– В первую очередь, бортпроводник, помимо образования и подготовки, должен обладать хорошим здоровьем, устойчивой психикой, сдержанностью, социальным воспитанием и профессиональным образованием.
– Умение действовать в экстремальной ситуации — особый пункт для бортпроводников. Был такой прецедент, единственный случай в мире, с самолетом Боинг. На самолете отказал двигатель, при тяжелой посадке произошла авария, в результате самолет сгорел полностью. Никто не погиб. 300 человек спасла профессиональная подготовка и решительность и действия бригады (14 человек) бортпроводников. Расскажите о нем или о каком-нибудь другом случае из Вашего опыта.
– Описанный случай, это исключительный факт. У нас подобных случаев не было. А рассказ о нем, это очень непростая история. Хороший бортпроводник должен уметь трудиться, уметь отдыхать и уметь держать язык за зубами.
– Здоровье и полеты. Вообще, женская ли это работа?
– По большому счету — это не женская работа. Но очень хорошая, полезная школа отношений и жизненных ситуаций.
– Семья и полеты. Как совмещать?
– Если вкратце, на мой взгляд, эти понятия не вполне совместимы. А если просто очень хочется полетать, то через 3-4 года надо найти в себе силы и поменять свое приложение в жизни.
– Дополнительные умения. Дополнительные обязанности. Какие они?
– Умение общаться, умение одеваться, умение приспосабливаться (погода, температура), умение быстро находить общий язык, умение обладать собой, т.е. обладать Культурой и Моралью с большой буквы.
– Сколько получают бортпроводницы в российских авиакомпаниях за свой труд? В каком возрасте уходят на пенсию? Каков размер пенсии?
– О, деньги! Это отдельная и большая тема для беседы и рассказа. Могу лишь сказать, что раньше наша профессия была не только престижная, но и хорошо оплачиваемая.
– О внешнем виде. Требования. Форма бортпроводника удобная в полете?
– Если Вы думаете, что форма бортпроводника предназначена для внешнего представления об авиакомпании, так это только третья или четвертая ее задача. А первая – помогать бортпроводнику при действиях в сложных ситуациях.
– Посещаете ли Вы спортзал? Как следите за своим питанием?
– Свои километры бортпроводник наматывает на борту самолета при обслуживании пассажиров, тут уже не до спортзала. Да и в наше время не было особых спортзалов, а за питанием следил социум, что было – тем и питались, а чего не было, о том просто мечтали.
– Ваши пожелания нашим читателям?
– Девочки, Вы всегда должны помнит, что сила женщины в ее слабости. А в качестве теста, продолжите мысль – «чем меньше женщину мы любим, тем…». К сожалению, 84 процента не знают продолжения… С праздником!
Материал предоставлен преподавателем английского языка, экс-бортпроводника авиакомпании «ДОНАВИА». / ФОТО из архивов бортпроводников авиакомпании «ДОНАВИА»
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!